Дело № 21-810-18
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово 10 октября 2018 г.
Судья Кемеровского областного суда Недорезов Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении
Акционерного общества «Шахтоуправление «Талдинское Южное», расположенного в Прокопьевском районе Кемеровской области, с. Большая Талда, АБК шахты «Кыргайская»,
по жалобе Главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного надзора в городах Прокопьевск и Киселевск Государственной инспекции труда в Кемеровской области К. на решение судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 августа 2018 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного надзора в городах Прокопьевск и Киселевск Государственной инспекции труда в Кемеровской области К. от 6 июня 2018 г. АО «Шахтоуправление «Талдинское Южное» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 августа 2018 г. постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
В жалобе должностное лицо Государственной инспекции труда в Кемеровской области просит решение судьи отменить, как незаконное, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав защитника АО «Шахтоуправление «Талдинское Южное» Мезяного А.В., возражавшего против отмены судебного решения, прихожу к следующим выводам.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в результате проверки, проведенной должностными лицами Государственной инспекции труда в Кемеровской области в период с 18 мая по 1 июня 2018 г. по заявлению Л. о нарушении работодателем его трудовых прав, было установлено, что АО «Шахтоуправление «Талдинское Южное», в нарушение требований ст.ст. 129, 135, 136, 139, 149 Трудового кодекса РФ, в период с 2015 г. по 2018 г. не начислило районный коэффициент на оплату за передвижение к рабочему месту и обратно машинисту горных выемочных машин Л.; в декабре 2015 г., в августе 2016 г., а также в период с октября по декабрь 2016 г. не выплатила указанному работнику аванс, неверно рассчитало суммы по оплате отпусков за 2015-2017 годы, не начислило и не выплатило пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения Главным государственным инспектором труда отдела федерального государственного надзора в городах Прокопьевск и Киселевск Государственной инспекции труда в Кемеровской области в отношении АО «Шахтоуправление «Талдинское Южное» постановления о назначении наказания по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях АО «Шахтоуправление «Талдинское Южное» состава вмененного ему правонарушения.
При этом суд исходил из того, что отношения, возникшие между предприятием и работником Л., содержат признаки, указанные в ст. 381 ТК РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст. 382 ТК РФ.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
В силу ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 381 Трудового кодекса РФ установлено, что неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, признаются индивидуальным трудовым спором.
Анализ положений статей 356, 357 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения и выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Исходя из обстоятельств, установленных по настоящему делу, и норм Трудового кодекса Российской Федерации, разногласия, возникшие между обществом и работником, содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, судья районного суда пришел к верному выводу об отмене незаконного постановления и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Кроме того, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом не установлено время нарушения трудового законодательства в части неверного начисления отпускных и неначисления пособия по временной нетрудоспособности и не принято во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, за вмененные обществу нарушения в виде невыплаты аванса в 2015-2016 годах, на момент рассмотрения дела истек.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения судьи районного суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 августа 2018 г. оставить без изменения, жалобу Главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного надзора в городах Прокопьевск и Киселевск Государственной инспекции труда в Кемеровской области К. – без удовлетворения.
Судья (подпись) Д.В. Недорезов