Решение по делу № 33-9585/2022 от 22.11.2022

Буйнакский районный суд РД

судья Шуаев Ш.Ш.

дело № 2-1125/2022

УИД: 05RS0006-01-2022-003570-03

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 декабря 2022 года, № 33-9585/2022, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей: Магомедовой Х.М. и Хавчаева Х.А.,

с участием секретаря судебного заседания Есояне А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ГУ-ОПФР по РД Джалаловой К.Р. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 г. по гражданскому делу по иску ГУ-ОПФР по РД к ФИО3 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магомедовой Х.М., доводы представителя истца Джалаловой К.Р., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения ответчика ФИО3, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Представитель ГУ-ОПФР по РД по доверенности Джалалова К.Р. обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом в размере 100.800 рублей.

В обосновании иска указано, что ответчик ФИО3 является получателем страховой пенсии по старости. Согласно Указу Президента Российской Федерации №1455 от 26.12.2006 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 22.06.2007 на основании Постановления Правительства от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», действующего до настоящего времени, с 27.02.2009 был оформлен уход за нетрудоспособным гражданином ФИО3 Ухаживающим лицом, согласно поданному заявлению, была назначена безработная ФИО1, 12.12.1972 г.р., а с 20.12.2019 был назначен ФИО2, <дата> г.р. Специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт работы ухаживающими лицами ФИО1 с 01.05.2011 по 30.11.2019, и ФИО2 с 01.12.2021 по 31.01.2022, который ответчик ФИО3 скрыл. За указанный период времени ответчику незаконно выплачена сумма в размере 100 800 рублей. При назначении компенсационной выплаты за уход, ФИО3 был предупрежден о необходимости в течении 5 дней известить Управление Пенсионного фонда об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты. Ответчику ФИО3 было направлено письмо с просьбой явиться в УОПФР в Буйнакском районе для решения вопроса о переплате компенсационных выплат или добровольного погашения образовавшейся переплаты. Ответчик отказался погасить задолженность.

Решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19.09.2022 г. постановлено:

«В удовлетворении исковых требований представителя ГУ-ОПФР по РД по доверенности Джалаловой К.Р. к ФИО3 о взыскании в пользу ГУ-ОПФР по РД незаконно полученную сумму компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом в размере 100.800 рублей, - отказать».

На данное решение представителя истца ГУ ОПФР по РД Джалаловой К.Р. подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт работы ухаживающих лиц, ФИО1, с 01.05.2011г. по 30.11.2019г и ухаживающего лица, ФИО2, за период с 01.12.2021 г. по 31.01.2022г.

В нарушении ст.26 и 28 Закона о стразовых пенсиях ФИО3 скрыл факт работы ухаживающих лиц, по своей вине своевременно не уведомил ГУ ОПФР по РД о трудоспособности ухаживающих лиц, незаконно получил сумму выплаты в размере 100 800 руб. за период с 01.05.2011г. по 30.11.2019г. и с 01.12.2021г. по 31.01.2022г. по своей вине причинил ГУ-ОПФР по РД убытки в сумме 100.800 руб.

На основании изложенного просит решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 г. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ГУ-ОПРФ по РД.

Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся в судебное заседание сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО3 - <дата> г.р., является получателем страховой пенсии по старости в УОПФР по РД в Буйнакском районе.

С учетом положений Указа Президента Российской Федерации №1455 от 26.12.2006 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и в соответствии с Постановлением Правительства от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ухаживающим лицом на основании поданного заявления, была назначена безработная ФИО1, <дата> г.р., а с 20.12.2019 по обращению ответчика вместо ФИО1 был назначен ФИО2, <дата> г.р.

16.03.2022 г. специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт осуществления ухаживающим лицом ФИО2 трудовой (оплачиваемой) деятельности, за период с 01.12.2021 по 31.01.2022, о чем был составлен протокол (л.д. 24).

О факте осуществления ухаживающим лицом в период получения компенсационной выплаты трудовой деятельности свидетельствует информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в результате чего за период с 01.12.2021 по 31.01.2022 образовалась переплата в сумме 100 800 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении исковых требования пенсионного органа.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» были установлены ежемесячные выплаты в размере 1 200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 4 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», которым были утверждены «Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (далее – Правила). Пунктом 3 названного постановления определено, что Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на очередной финансовый год и плановый период.

Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.

Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении ежемесячной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения ежемесячной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, <.> и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В материалах дела отсутствуют отвечающие требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательства, подтверждающие факт недобросовестности ФИО3 при получении компенсационных выплат, а также факт получения ФИО2 ежемесячных компенсационных выплат за искомый период в сумме 100 800 рублей.

При разрешении возникшего между сторонами спора суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что именно на пенсионный орган действующим законодательством возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату компенсационной выплаты, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела неправомерно применен пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права, поскольку заявленные требования обоснованно разрешены судом на основании статей 1102, 1103 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что по настоящему делу юридически значимым обстоятельством являлось установление недобросовестности со стороны ответчика и факта получения им пенсионных средств, вместе с тем доказательств недобросовестности со стороны ответчика и факта получения им пенсионных средств в указываемый в иске период в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан,

определила:

решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ГУ-ОПФР по РД без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.12.2022 г.

Председательствующий Н.В. Загиров

Судьи Х.М. Магомедова

Х.А. Хавчаев

Буйнакский районный суд РД

судья Шуаев Ш.Ш.

дело № 2-1125/2022

УИД: 05RS0006-01-2022-003570-03

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 декабря 2022 года, № 33-9585/2022, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей: Магомедовой Х.М. и Хавчаева Х.А.,

с участием секретаря судебного заседания Есояне А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ГУ-ОПФР по РД Джалаловой К.Р. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 г. по гражданскому делу по иску ГУ-ОПФР по РД к ФИО3 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магомедовой Х.М., доводы представителя истца Джалаловой К.Р., просившей удовлетворить апелляционную жалобу, пояснения ответчика ФИО3, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Представитель ГУ-ОПФР по РД по доверенности Джалалова К.Р. обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании переплаты по компенсационной выплате неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом в размере 100.800 рублей.

В обосновании иска указано, что ответчик ФИО3 является получателем страховой пенсии по старости. Согласно Указу Президента Российской Федерации №1455 от 26.12.2006 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» с 22.06.2007 на основании Постановления Правительства от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», действующего до настоящего времени, с 27.02.2009 был оформлен уход за нетрудоспособным гражданином ФИО3 Ухаживающим лицом, согласно поданному заявлению, была назначена безработная ФИО1, 12.12.1972 г.р., а с 20.12.2019 был назначен ФИО2, <дата> г.р. Специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт работы ухаживающими лицами ФИО1 с 01.05.2011 по 30.11.2019, и ФИО2 с 01.12.2021 по 31.01.2022, который ответчик ФИО3 скрыл. За указанный период времени ответчику незаконно выплачена сумма в размере 100 800 рублей. При назначении компенсационной выплаты за уход, ФИО3 был предупрежден о необходимости в течении 5 дней известить Управление Пенсионного фонда об обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной выплаты. Ответчику ФИО3 было направлено письмо с просьбой явиться в УОПФР в Буйнакском районе для решения вопроса о переплате компенсационных выплат или добровольного погашения образовавшейся переплаты. Ответчик отказался погасить задолженность.

Решением Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19.09.2022 г. постановлено:

«В удовлетворении исковых требований представителя ГУ-ОПФР по РД по доверенности Джалаловой К.Р. к ФИО3 о взыскании в пользу ГУ-ОПФР по РД незаконно полученную сумму компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным лицом в размере 100.800 рублей, - отказать».

На данное решение представителя истца ГУ ОПФР по РД Джалаловой К.Р. подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт работы ухаживающих лиц, ФИО1, с 01.05.2011г. по 30.11.2019г и ухаживающего лица, ФИО2, за период с 01.12.2021 г. по 31.01.2022г.

В нарушении ст.26 и 28 Закона о стразовых пенсиях ФИО3 скрыл факт работы ухаживающих лиц, по своей вине своевременно не уведомил ГУ ОПФР по РД о трудоспособности ухаживающих лиц, незаконно получил сумму выплаты в размере 100 800 руб. за период с 01.05.2011г. по 30.11.2019г. и с 01.12.2021г. по 31.01.2022г. по своей вине причинил ГУ-ОПФР по РД убытки в сумме 100.800 руб.

На основании изложенного просит решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 г. отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ГУ-ОПРФ по РД.

Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся в судебное заседание сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО3 - <дата> г.р., является получателем страховой пенсии по старости в УОПФР по РД в Буйнакском районе.

С учетом положений Указа Президента Российской Федерации №1455 от 26.12.2006 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» и в соответствии с Постановлением Правительства от 04.06.2007 № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», ухаживающим лицом на основании поданного заявления, была назначена безработная ФИО1, <дата> г.р., а с 20.12.2019 по обращению ответчика вместо ФИО1 был назначен ФИО2, <дата> г.р.

16.03.2022 г. специалистами УОПФР в Буйнакском районе был выявлен факт осуществления ухаживающим лицом ФИО2 трудовой (оплачиваемой) деятельности, за период с 01.12.2021 по 31.01.2022, о чем был составлен протокол (л.д. 24).

О факте осуществления ухаживающим лицом в период получения компенсационной выплаты трудовой деятельности свидетельствует информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в результате чего за период с 01.12.2021 по 31.01.2022 образовалась переплата в сумме 100 800 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении исковых требования пенсионного органа.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» были установлены ежемесячные выплаты в размере 1 200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 4 названного Указа).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», которым были утверждены «Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (далее – Правила). Пунктом 3 названного постановления определено, что Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на очередной финансовый год и плановый период.

Право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.

Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление об установлении ежемесячной выплаты со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении компенсационной выплаты или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

Основанием для прекращения ежемесячной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, <.> и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В материалах дела отсутствуют отвечающие требованиям ст. ст. 59-60 ГПК РФ доказательства, подтверждающие факт недобросовестности ФИО3 при получении компенсационных выплат, а также факт получения ФИО2 ежемесячных компенсационных выплат за искомый период в сумме 100 800 рублей.

При разрешении возникшего между сторонами спора суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что именно на пенсионный орган действующим законодательством возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату компенсационной выплаты, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, формируемых в том числе за счет федерального бюджета.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела неправомерно применен пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права, поскольку заявленные требования обоснованно разрешены судом на основании статей 1102, 1103 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что по настоящему делу юридически значимым обстоятельством являлось установление недобросовестности со стороны ответчика и факта получения им пенсионных средств, вместе с тем доказательств недобросовестности со стороны ответчика и факта получения им пенсионных средств в указываемый в иске период в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан,

определила:

решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ГУ-ОПФР по РД без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21.12.2022 г.

Председательствующий Н.В. Загиров

Судьи Х.М. Магомедова

Х.А. Хавчаев

33-9585/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление ОПФР по РД в Буйнакском районе
ГУ ОПФР по РД
Ответчики
Ильясгаджиев Мустапа Басирович
Другие
Джалалова Карина Расуловна
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Магомедова Халимат Магомедовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
22.11.2022Передача дела судье
16.12.2022Судебное заседание
16.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее