Дело №а-2628/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
именем Российской Федерации
29 июля 2021 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Лебедевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галкина А. Ю. к администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным решения о перераспределении земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление,
установил:
Истец Галкин А.Ю. обратился в суд с настоящим иском к администрации Богородского городского округа <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ через Портал государственных и муниципальных услуг МО обратился в Администрацию Богородского городского округа <адрес> с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302012:3017, площадью 656 кв.м., расположенного по адресу: Ногинск, Железнодорожная, 13А, принадлежащего ему на праве собственности, путем присоединения к нему бесхозного земельного участка, смежного с его, площадью 386 кв.м., относящегося к неразграниченной муниципальной собственности.
Согласно ч. 1, 3 ст. 11.2. ЗК РФ, земельные участки образуются при.. . перераспределении земельных участков.. ., а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при... перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В результате перераспределения должен был образоваться новый земельный участок площадью 1042 кв.м.
Во исполнении указанной нормы права кадастровым инженером ООО «НПП Румб» была подготовлена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема была приложена к заявлению о перераспределении.
Решением № Р№42716523 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Основанием для отказа указано, что заявление о перераспределении не относится к случаям, предусмотренным п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. В графе разъяснение причин отказа обозначено непредоставление им документа о праве на строения, расположенные на испрашиваемом к перераспределению земельном участке.
Полагает, что основание отказа не соответствует содержанию п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно и. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из схемы расположения перераспределяемого земельного участка усматривается, что испрашиваемый земельный участок вклинивается в земельный участок, находящийся в его собственности, в результате чего образуемый земельный участок площадью 1042 кв.м. приобретает более ровную форму, поскольку в месте присоединения испрашиваемого участка устраняется изломанность его земельного участка. При этом присоединяемый земельный участок имеет площадь, равную 386 кв.м., что меньше предельного минимального размера, предусмотренного для ИЖС (500 кв.м.), а образуемый участок становится не более максимального размера участка для ИЖС.
Таким образом, основанием для перераспределения являлись, как п.п. 2, так и п.п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
В связи с указанным, полагает отказ административного ответчика незаконным.
Считает, что заявитель не обязан предоставлять в орган местного самоуправления при подаче заявления о перераспределении земельных участков сведения о принадлежности тех или иных строений, расположенных на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (и. 2.10.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность.. .»). В данном случае имеющиеся строения постройками назвать сложно, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано и не могло быть зарегистрировано, поскольку испрашиваемый земельный участок никому не предоставлялся, в связи с чем, эти строения являются самовольными.
Муниципальное образование в рамках рассмотрения его заявления имело возможность произвести соответствующую проверку о законности «строений», а также проверить, предоставлялся ли испрашиваемый земельный участок кому- либо или нет.
Истец выяснил, что ранее в 1970-х годах на земельном участке площадью 386 кв.м. размещался муниципальный <адрес> расселения дома силами муниципального образования дом был снесен. С тех пор земельный участок заброшен, на участке ночуют какие-то люди, засоряя его. Состояние земельного участка усматривается из фотографий. Указанное соседство ставит под угрозу безопасность его дома, являющегося единственным местом его жительства.
В связи с указанным, отказ административного ответчика в перераспределении земельных участков нарушает его права.
Просит признать незаконным и отменить решение № Р№42716523 от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и земельном участком, находящемся в частной собственности Галкина А. Ю., расположенного по адресу: <адрес>, Ногинск, <адрес>А.
Обязать администрацию Богородского городского округа <адрес> повторно рассмотреть заявление Галкина А. Ю. о перераспределении земельного участка, собственность на который не разграничена, площадью 386 кв.м, и земельном участком, находящемся в частной собственности Галкина А. Ю., расположенного по адресу: <адрес>, Ногинск, <адрес>А, площадью 656 кв.м., утвердить схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории и заключить с Галкиным А. Ю. соглашение о перераспределении находящегося в его собственности земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302012:3017, площадью 656 кв.м., расположенного по адресу: Ногинск, Железнодорожная, 13А, и земельного участка, площадью 386 кв. м, собственность на который не разграничена.
Административный истец в суд не явился, направил представителя.
Представитель административного истца Байдак Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просит удовлетворить требования в полном объеме
Представитель административного ответчика в суд не явился, представил письменные возражения, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч 1 ст. 16).
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, установленными настоящим Законом, сроком на один год (ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, администрация Богородского городского округа наделеь полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Ногинского муниципального района.
При этом ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что реализация указанных полномочий осуществляется при наличии согласия <адрес> или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, предоставляемого в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений <адрес> является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов <адрес> и городских округов <адрес> по принятию распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района (пункт 2 части 3).
В связи с чем проекты решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежат обязательному согласованию с Министерством имущественных отношений <адрес>.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, Галкину А.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок с КН 50:16:0302012:3017 площадью 656 кв.м., по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке перераспределения площадью 386 кв.м.
Согласно ч. 1, 3 ст. 11.2. ЗК РФ, земельные участки образуются при.. . перераспределении земельных участков.. ., а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при... перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В результате перераспределения должен был образоваться новый земельный участок площадью 1042 кв.м.
Представленные на согласование документы были рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения представленных документов Комиссией было принято решение об отказе в предоставлении в порядке перераспределения земельного участка с КН 50:16:030202:3017, общей площадью 1042 кв.м., вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - «земли населенных пунктов».
На основании МВК Министерства имущественных отношений <адрес> администрацией принято решение об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков находящихся в частной собственности» по следующим основаниям: в соответствии с ч.1 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута.
Согласно п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Во исполнении указанной нормы права кадастровым инженером ООО «НПП Румб» была подготовлена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема была приложена к заявлению о перераспределении.
Согласно и. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из схемы расположения перераспределяемого земельного участка усматривается, что испрашиваемый земельный участок вклинивается в земельный участок, находящийся в его собственности, в результате чего образуемый земельный участок площадью 1042 кв.м. приобретает более ровную форму, поскольку в месте присоединения испрашиваемого участка устраняется изломанность его земельного участка. При этом присоединяемый земельный участок имеет площадь, равную 386 кв.м., что меньше предельного минимального размера, предусмотренного для ИЖС (500 кв.м.), а образуемый участок становится не более максимального размера участка для ИЖС.
Таким образом, основанием для перераспределения являлись, как п.п. 2, так и п.п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта.
Выездом на место установлено, что испрашиваемый земельный участок огорожен иным забором, чем основной участок, также между основным и перераспределяемом участком частично деревянный забор и частично металлический. На испрашиваемом участке (прирезке) расположены сооружения, сведения о права на которые в ЕГРН отсутствуют.
Суд согласен с доводами истца, что заявитель не обязан предоставлять в орган местного самоуправления при подаче заявления о перераспределении земельных участков сведения о принадлежности тех или иных строений, расположенных на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (и. 2.10.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность.. .»). В данном случае право на имеющиеся строения не зарегистрировано и не могло быть зарегистрировано, поскольку испрашиваемый земельный участок никому не предоставлялся, в связи с чем эти строения являются самовольными, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Муниципальное образование в рамках рассмотрения заявления Галкина А.Ю. имело возможность произвести соответствующую проверку о законности строений и предоставлении испрашиваемого земельного участка кому- либо.
Обязанность органа публичной власти доказывать законность оспариваемых решений, действий (бездействия) проистекает из его обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в силу которой оценка законности и обоснованности того или иного решения или действия должна быть дана самим органом еще до его принятия или совершения, и в правовом государстве, каковым является Российская Федерации, данная обязанность не может быть перенесена на какое-либо иное лицо.
Признавая незаконным бездействие органа государственной власти или органа местного самоуправления, суд вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье бездействие оспаривается, на совершение того или иного действия.
Суд пришел к выводу о том, что надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов административного истца будет возложение на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление Галкина А.Ю., поскольку судебный акт не может подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Учитывая изложенное, требования об обязании административного ответчика об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении с Галкиным А. Ю. соглашения о перераспределении земельного участка не подлежат удовлетворению, суд полагает возможным возложить на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Галкина А. Ю. о перераспределении земельного участка.
При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск Галкина А. Ю. к администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным решения о перераспределении земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение № № от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельном участком, находящемся в частной собственности Галкина А. Ю., расположенного по адресу: <адрес>, Ногинск, <адрес>А.
Обязать администрацию Богородского городского округа <адрес> повторно рассмотреть заявление Галкина А. Ю. о перераспределении земельного участка, собственность на который не разграничена, площадью 386 кв.м., и земельном участком, находящемся в частной собственности Галкина А. Ю., расположенного по адресу: <адрес>, Ногинск, <адрес>А, площадью 656 кв.м.,
В удовлетворении требований об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении с Галкиным А. Ю. соглашения о перераспределении земельного участка отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Дорохина