2-175/2018 Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2018 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего - судьи Тахтобиной О.П.,
при секретаре Сониевой И.Б.,
с участием истца Жиликова С.А., представителя ответчика Кравченко Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску гр.Ж к АО «Читаэнергосбыт»-«Энергосбыт Бурятии» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Гр. Жиликов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к АО «Читаэнергосбыт» - «Энергосбыт Бурятии», в котором просит признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, незаконными, обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период с 01 июня 2014 года по настоящее время, указав при этом, что истец проживает в жилом многоквартирном доме (далее – МКД), расположенном по адресу: <адрес> А, <адрес>.Истец добросовестно оплачивает за потребленную электроэнергию, в том числе и на ОДН, между тем, ответчик предъявил требование о погашении числящейся за Жиликовым С.А. задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей, между тем, как указывает истец, оснащение многоквартирного дома по адресу: <адрес> А, общедомовым прибором учета было произведено с нарушением действующего законодательства, данный прибор был установлен в 2014 году, без согласия и в отсутствие собственников квартир МКД, кроме того, ОДПУ установлен на опоре, к которой не имеется доступа, акт допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета собственниками квартир не подписывался. Начисление платы за электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний ОДПУ, с чем истец не согласен, поскольку показания прибора учета могут быть приняты к расчету за поставленную электроэнергию только в случае, если прибор установлен, введен в эксплуатацию и проходит периодические проверки на пригодность к использованию в установленном законодательством порядке.
Истец Жиликов С.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, просил признать незаконным действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Кравченко Н.Н. в судебном заседании иск не признала, и при этом пояснила, что филиалом ПАО «МРСК «Сибири» - «Бурятэнерго» для многоквартирного <адрес> А по <адрес> был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии. Начисление за электроэнергию на ОДН производится исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии, установка общедомового прибора учета собственниками жилых помещений многоквартирного дома не оспаривалась, в 2015 и 2016 годах были произведены перерасчеты платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета.
Представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Сбродова Н.Г. просила рассмотреть дело без ее участия, направив письменный отзыв, из которого следует, что общедомовой прибор учета для данного МКД был установлен ПАО «МРСК Сибири» не только для определения количества электроэнергии, поступающей в многоквартирный дом, но и для осуществления взаимных расчетов между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком. Установка и введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии не нарушает права собственников и пользователей помещений в МКД. Отсутствие уведомления об установке прибора учета не влечет для истца каких-либо нарушений его прав и законных интересов, исковые требования подлежат удовлетворению лишь в том случае, если истец докажет, что прибор учета был неисправен, а показания являются недостоверными. При вводе в эксплуатацию ОДПУ присутствовал представитель управляющей организации, т.е. лицо, наделенное полномочиями от имени собственников помещений в МКД участвовать в правоотношениях по установке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ОДПУ. Также ранее управляющая организация была уведомлена о вводе ОДПУ в эксплуатацию. На сетевую организацию, осуществляющую установку прибора учета на границе своих сетей не распространяются требования о проведении обследования внутридомовых инженерных систем МКД. С учетом изложенного представитель третьего лица просит отказать Жиликову С.А. в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрен состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 05.08.2014 г. №252 с 1 июня 2014 г. на территории Республики Бурятия статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен АО «Читаэнергосбыт».
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «Читаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком, ПАО «МРСК Сибири» - сетевой организацией. Истец Жиликов С.А. проживает в <адрес> многоквартирного <адрес>А по <адрес>, между истцом и АО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети. Согласно выписке из финансового лицевого счета потребителя Жиликова, а также объяснений представителя ответчика Кравченко следует, что в 2015 и 2016 годах были произведены перерасчеты платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета. Согласно акту от 11 ноября 2014 года ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию следует, что многоквартирный жилой <адрес> был оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии с заводским номером №. Представитель ответчика Кравченко Н.Н в судебном заседании подтвердила, что указанный ОДПУ установлен для МКД №А по <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренные договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч.3 ст.539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим кодексом применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
Согласно п.1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Согласно п.81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. № 627 утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Согласно данному Приказу названные критерии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
Из справки Администрации МО «<данные изъяты>», ООО «УК «Комфорт» следует, что в многоквартирном <адрес>А по <адрес> капитальный ремонт общего имущества не производился.
Между тем, на момент установки данного общедомового прибора учета электроэнергии обследование жилого дома не проводилось, не проверялась техническая возможность установки данного прибора, соответствующий акт не составлялся, доказательств обратного суду не представлено.
При таких условиях, установку ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» общедомового прибора учета в указанном МКД нельзя признать соответствующей указанным критериям, произведенной при наличии технической возможности установки данного прибора, что в целом позволяет сделать вывод о том, что общедомовой прибор учета электрической энергии не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на общедомовые нужды.
Доводы, приведенные представителями ответчика, третьего лица в данном случае не имеют значения для разрешения правового спора.
В соответствии со ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг (в редакции, действовавшей по 31.12.2016 г.) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п.13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется по формуле 12. При расчетах учитываются такие данные как, объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета; объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета.
Согласно п.17 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
Ни представителем ответчика, ни представителем третьего лица суду не представлены доказательства, позволяющих сделать вывод о достоверности показаний ОДПУ, данных, послуживших основанием для расчета по формуле №12 объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме. Согласно приведенным выше Правилам исполнитель обязан проверять состояние индивидуальных приборов учета и достоверность предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.
При таких обстоятельствах, прийти к бесспорному выводу о достоверности правильности расчета объема (количества) электрической энергии, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в указанном выше многоквартирном доме, оснований не имеется, вследствие чего суд приходит к выводу о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №12.
Как следует из материалов дела и установлено судом, показания общедомового прибора учета электроэнергии учтены при исчислении платы за коммунальную услугу по электроэнергии на общедомовые нужды, между тем, с учетом изложенного выше, суд находит действия ответчика, связанные с перерасчетом в сторону доначисления платы за электроэнергию на ОДН с применением показаний ОДПУ, незаконными, вследствие этого считает незаконным, нарушающим права истца как потребителя, включение в лицевой счет начисленной задолженности за электроэнергию на общедомовые нужды с учетом показаний общедомового прибора учета. Расчет платы подлежит исчислению в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, определяющей объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
С учетом изложенного выше, суд считает исковые требования Жиликова подлежащими удовлетворению частично, на ответчика должна быть возложена обязанность произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 за период с 01 июня 2014 года по декабрь 2016 года.
В силу ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "а" п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Жиликовым исковых требований о возложении на АО «Читаэнергосбыт» обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию на ОДН за период с января 2017 года по настоящее время в соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, поскольку плата за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общедомового имущества, производится в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме управляющей организации.
При таких условиях, суд считает исковые требования Жиликова подлежащими удовлетворению частично.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истцы были освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Жиликова С.А. - удовлетворить частично.
Признать незаконным действия АО «Читаэнергосбыт» по перерасчету в сторону доначисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести Жиликову С.А. перерасчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, за период с 01 июня 2014 года по 31 декабря 2016 года.
В удовлетворении заявленных исковых требований за период с января 2017 года по настоящее время - истцу отказать.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья п/п Тахтобина О.П.
<данные изъяты>
<данные изъяты>