№70RS0004-01-2020-000081-92
№ 2-527/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Мелентьевой Т.А.,
при секретаре Пономаревой А.С.,
помощник судьи Агафонкина Ю.А.,
с участием:
представителя истцаКысамбекова Н.Л., выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Андреевой Галины Александровны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Андреева Г.А. обратилась в суд с искомк муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просит возложить обязанность на ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м., на территории муниципального образования «Город Томск».
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником жилого помещения – однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м. Заключением № от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № указано о необходимости принять меры по расселению указанного аварийного многоквартирного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени указанный дом не расселен. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, истец с членами семьи была признана малоимущей и включена в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, на 2019 год учетный номер №, в отдельном списке граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат – №.
Истец Андреева Г.А., третьи лица – Андреев А.С., Андреева Д.С., в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не известили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, извещенное о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, предоставилотзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом № по пер. Дербышевскому, в г.Томске признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п.5 данного постановления администрация ленинского района г.Томска в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ должна принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме. Указанное постановление не содержит сроков по отселению лиц, проживающих в квартирах, являющихся частной собственностью. Квартира № в указанном доме принадлежит истцу на праве собственности. В администрацию Ленинского района Города Томска истец по вопросу заключения соглашения о выкупной стоимости жилого помещения № по указанному адресу не обращался.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, третьих лиц, ответчика.
Выслушав поясненияпредставителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П.Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступленияобстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного заседания установлено, что АндрееваГ.А. является собственником жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, а также договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 6-10).
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> имеет общую площадь ... кв.м., жилую – ... кв.м., количество комнат – ....
Согласно справке паспортного стола от ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу зарегистрированы – Андреева Г.А. (собственник), А.Д.С. А.А.С. (л.д.14).
Согласно Заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению администрации г.Томска № ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, срок для принятия мер к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма установлен – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
Как следует из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для признания данного жилого дома аварийным послужило нахождение всех основных несущих конструкций в аварийном состоянии. В основу заключения положен отчет МБУ «...», в соответствии с которым на момент осмотра ... год физический износ здания составил 69%. В результате визуального осмотра выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструктивных элементов и опасности обрушения. Все несущие конструкции жилого дома находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния всех основных несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно.
Доказательств, опровергающих представленные истцами сведения о весьма аварийном состоянии спорного жилого помещения, создающего угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Таким образом, с момента признания указанного жилого дома несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и непригодным для проживания в ... году администрацией г.Томска какие-либо меры по улучшению и поддержанию жизнеобеспечивающего состояния дома не принимались, в связи с чем, проживание истца в жилом помещении <адрес> представляет угрозу для их жизни и здоровья.
Согласно сообщению администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, Андреева Г.А. с составом семьи (....) были признаны малоимущими гражданами и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, а также отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (л.д.13).
Из сведений Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №,Федеральной службы государственной регистарции, кадастра и картографии следует, что истец иных жилых помещений не имеет.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № решение об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества по адресу: <адрес>, в том числе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ...
Приходя к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Андреевой А.Г., суд исходит из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, наличие угрозы жизни и здоровья проживающим, нахождение малоимущего истца на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, является достаточным основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Суд отмечает, что износ здания в 69 % в ... году, в отсутствие какого-либо ремонта к ... году при котором состояние дома очевидно ухудшилось, очевидно свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровья истцов, проживающих в нём.
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения, являющемуся малоимущим.
В силу ч.ч.1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании изложенного в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, разъяснено, что собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно.
Доводы ответчика о том, что при рассмотрении данного спора необходимо руководствоваться положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судом.
Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то естьмежведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, обизъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В связи с длительным проживанием в жилом помещении, не отвечающим установленным требованиям, истцом при обращении с настоящим иском в суд был избран способ защиты нарушенных прав в виде обязания органа местного самоуправления предоставить жилое помещение на условиях социального найма взамен аварийного.
При этом издание Администрацией г. Томска постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений по адресу: <адрес> в том числе, жилого помещения № не свидетельствует об утрате истцом вышеуказанного способа защиты своих прав, при котором на момент обращения с иском в суд, уполномоченным органом местного самоуправления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе не направлялись, решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось, в связи с чем, оснований для применения положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящем деле не имеется.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, сведениям из ЕГРП жилое помещение по адресу: <адрес>, состоит из одной комнаты общей площадью ... кв.м, жилой –... кв.м.
Учитывая, что материалами дела установлено, что истцу принадлежит указанное выше помещение на праве собственности, суд приходит к выводу, что на основании ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик обязан предоставить истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ...., состоящее не менее чем из одной комнаты, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Андреевой Г.А. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г.Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г. Томска предоставить Андреевой Г.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из одной комнаты, общей площадью не менее ... кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.
Судья Т.А. Мелентьева