Дело <№> 07 октября 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Т.А.Полиновой
при секретаре Н.Д.Старовойтовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горбуновой Ю. С. к Алексеевой Л. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней <...> о признании права собственности на земельный участок и домовладение в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями (л.д.2-4), уточнив которые в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.146), просит признать за ней право собственности в порядке наследования на 1/3 доли в праве собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу: Санкт-петербург, Красное Село садоводство «Дружба», 8 линия участок 198 (часть <№> и часть <№>).
В обоснование заявленных требований указала, что <дата> умер ее отец - Горбунов С. Б.. После смерти Горбунова С. Б. открылось наследство в виде земельных участков по адресу: <адрес>, Красное Село садоводство «Дружба», 8-я линия, участок 198 часть 1 и часть 2. Наследником первой очереди по закону является истец, жена умершего - Алексеева Л. В. и дочь умершего во втором браке - <...>. Истец в установленный законом срок подала заявление нотариусу Орловой М. Е. нотариального округа Санкт-Петербург об открытии наследства, однако свидетельство о праве собственности нотариус ей не выдал, ввиду того, что вышеназванное недвижимое имущество не было оформлено наследодателем надлежащим образом в собственность. Истец также указала, что земельный участок <№> был выделен Горбуновой А. Г. - матери Горбунова С.Б., которая являлась членом кооператива «Дружба» в соответствии с членской книжкой садовода от <дата>. По состоянию на 2005 год в пользовании Горбуновой А. Г. был земельный участок площадью 1098 кв.м., который сложился из земельного участка площадью 598 кв.м. и 500 кв.м., но оформлен двумя кадастровыми паспортами. <дата> Горбунова А. Г. обратилась с заявлениями на имя Председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на оформление документов о передаче в собственность земельного участка <№> и <№> часть 2. В 2005 году было издано распоряжение <адрес> Санкт-Петербурга о передаче в собственность земельного участка. Горбунова А.Г. умерла <дата>, после ее смерти наследство на земельный участок принял отец истца - Горбунов С.Б., согласно протокола <№> собрания членов СНТ, которым последний был принят в состав членов СНТ после смерти своей матери. На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит признать за ней право собственности в порядке наследования на 1/3 доли в праве собственности на земельный участок и домовладение, расположенные по адресу: <адрес> (часть <№> и часть <№>).
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования, в том числе уточненные в порядке ст.39 ГПК РФ, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца по доверенности Е.Н.Иванова в судебном заседании также поддержала заявленные требований, в том числе уточненные, указала, что в установленные законом сроки ее доверитель обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но ей в этом было отказано по той причине, что земельный участок не был надлежащим образом оформлен в собственность умершего, так как изначально данный участок находился в пользовании матери Горбунова С. Б. – Горбуновой А. Г., которая <дата> обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга с заявлением на оформление земельного участка в собственность. Распоряжением <адрес> Санкт-Петербурга от 2005 года право собственности на земельный спорный земельный участок было закреплено за Горбуновой А. Г., соответственно, после ее смерти - Горбунов С. Б. фактически принял наследство, так как продолжал использовать данный земельный участок, в связи с чем, полагала, что заявленные требований подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности О.А.Курасову, который исковые требований не признал, просил отказать в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.42, 171).
Представитель третьего лица СНТ «Дружба» по доверенности Н.Ю.Андрианова в судебном заседании пояснила, что в настоящее время земельным участком, расположенным по вышеуказанному адресу никто не пользуется. Членом садоводства сейчас является Алексеева Л. В., она оплачивает взносы, однако фактически Алексеева Л.В. она на данном земельном участке не находится и его не использует.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что <дата> умер Горбунов С. Б. (л.д.10 копия свидетельства о смерти), являвшийся отцом Горбуновой Ю. С. (л.д.6-7 копия свидетельства о рождении), Алексеевой А. С. (л.д.83 копия свидетельства о рождении) и супругом Алексеевой Л. В. (л.д.83 копия свидетельства о заключении брака).
Горбунов С.Б. являлся сыном умершей <дата> Горбуновой А. Г. (л.д.9 копия свидетельства о смерти).
Земельный участок <№> был выделен Горбуновой А. Г. - матери Горбунова С.Б., которая являлась членом СНТ «Дружба» в соответствии с членской книжкой садовода от <дата> (л.д.17-18 копия членской книжки). По состоянию на 2005 год в пользовании Горбуновой А. Г. был земельный участок площадью 1098 кв.м., который сложился из земельного участка площадью 598 кв.м. и 500 кв.м., но оформлен двумя кадастровыми паспортами (л.д.19-34).
<дата> Горбунова А. Г. обратилась с заявлениями на имя Председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга для оформления документов о передаче в собственность земельного участка <№> и <№> часть 2 (л.д.14-16).
В 2005 году были изданы распоряжения <адрес> Санкт-Петербурга <№> и <№> о передаче в собственность вышеназванного земельного участка (л.д.141-144), при этом согласно п.4 и п.5 Распоряжения, устанавливалось, что Горбунова А.Г. может реализовать свое право на заключение Договора передачи земельных участков в собственность, подписав их в Комитете по земельным ресурсам и землеустройства Санкт-Петербурга, в течение одного месяца с момента получения уведомления. В случае неявки в месячный срок, распоряжения утрачивают силу по истечении двух месяцев с момента его издания.
Однако, право собственности на вышеуказанный земельный участок надлежащим образом зарегистрировано не было, таким образом, вышеуказанные распоряжения утратили свою силу.
Горбунова А.Г. умерла <дата> (л.д.9 копия свидетельства о смерти). Наследственное дело после смерти Горбуновой А. Г. не открывалось.
После смерти Горбуновой А.Г., <дата> ее сын Горбунов С.Б. был принят в члены СНТ «Дружба» на основании заявления (л.д.12-13 копии выписки из протоколов). Иных документов, свидетельствующих о законности пользования Горбуновым С.Б. земельного участка не оформлялось.
После смерти Горбунова С.Б., <дата> ответчик Алексеева Л.В. была принята в члены СНТ «Дружба» (л.д.11 выписка из протокола).
К нотариусу с заявлениями о вступлении в наследство после смерти Горбунова С.Б. обратились истец, ответчик в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери умершего – <...> (л.д.73-139 копия наследственного дела).
Согласно ст.17 Гражданского Кодекса РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют, пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Рассматривая заявленные исковые требования с учетом положений вышеуказанного Закона, суд пришел к выводу о том, что лицо, которому предоставлен земельный участок до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, имеет право без ограничения во времени зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, однако, такое право законодателем не предоставлено наследникам умершего.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Наследодатель пользовался спорным земельным участком, вступив в члены садоводства после смерти матери. При жизни он не вступал в наследство после смерти Горбуновой А.Г., не произвел государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок, на земельном участке отсутствуют строения, здания, сооружения, принадлежащие на праве собственности истцу или наследодателю Горбунову С.Б.
Таким образом, вышеуказанный земельный участок не может входить в состав наследственного имущества.
Факт подачи заявления о приватизации земельного участка матерью наследодателя Горбуновой А.Г. не является основанием для возникновения права на данный участок у истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется положениями ст. 1181 ГК РФ и исходит из тех обстоятельств, что земельный участок на праве собственности не принадлежал и при жизни свое право наследодатель на получение участка в собственность не реализовал, земельный участок не включен в наследственную массу.
Согласно письма Комитета по природопользованию (л.д.56-57), спорные земельные участки находятся в береговой полосе, и согласно п.8 ст.27 Земельного Кодекса РФ, их приватизация невозможна.
Требования истца о признании права собственности на 1/3 долю садового дома не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что, учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Поскольку к истцу, как наследнику в порядке наследования не перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка спорного домовладения, то оснований к удовлетворению исковых требований не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В зависимости от характера возникших между сторонами правоотношений и нормы материального права, подлежащей применению при их регулировании, законодатель указывает на возможность использования того или иного способа защиты гражданских прав.
В рамках рассматриваемого дела избранный истцом способ защиты не позволяет восстановить те права и интересы, которые он считает нарушенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░