Дело № 2-846/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ишимбай 19 мая 2015 года
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Совиной О.А.
при секретаре Самсоновой А.В.
с участием представителя истца Орловой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Юрченко Н.Я. к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
установил:
Юрченко Н.Я. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ о признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать ФИО1 После смерти матери открылось наследство, состоящее из жилого дома и земельного участка по адресу <адрес>. Жилой дом принадлежал ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок – на праве постоянного (бессрочного) пользования.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составила завещание, которым распорядилась о передаче жилого дома дочери Юрченко Н.Я. Других наследников имущества ФИО1 не имеется. Истица не обращалась к нотариусу для оформления наследственных прав, однако фактически приняла наследство после смерти матери: проживает в доме в весенне-летний период, сделала ремонт, привела в порядок земельный участок, что подтверждается актом, оформленным жителями <адрес>.
С учетом вышеназванных обстоятельств истица просила признать за ней право собственности на спорные объекты недвижимости в порядке наследования.
Истица Юрченко Н.Я. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы Орлова К.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, третье лицо нотариус Чулина Е.А., представители третьих лиц - Управления Росреестра, администрации сельского поселения Верхоторский сельсовет в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащем образом.
Суд, с учетом мнения представителя истицы и положений статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ /далее по тексту ГПК РФ/ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно – правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы завещания.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 Гражданского кодекса РФ /далее по тексту ГК РФ/. В частности п.2 указанной нормы предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании п.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1, приходившаяся истице Юрченко Н.Я. матерью (свидетельство о рождении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).
Факт смерти ФИО1 подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был приобретен в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежал умершей ФИО1 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 составила завещание, которым распорядилась передать жилой дом в собственность дочери Юрченко Н.Я.
Завещание удостоверено в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Однако согласно сообщению нотариуса Чулиной Е.А. наследственное дело к имуществу ФИО1 не заводилось.
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права.
Истицей избран способ защиты права в виде признания за ней права собственности в порядке наследования на объекты недвижимости, что соответствует вышеназванным положениям ГК РФ.
Однако, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости, что подтверждается уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что Юрченко Н.Я. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти матери ФИО1, что подтверждается актом об использовании жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, завещание, составленное ФИО1 в пользу дочери Юрченко Н.Я., не отменено и не изменено, недействительным не признано, заявленные требования о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, подлежат удовлетворению.
При этом суд находит необоснованным требование Юрченко Н.Я. о признании за ней права собственности на земельный участок.
Как следует из содержащихся в пункте 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснений, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного п. 9.1 (абзацы первый и третий) ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 9.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при жизни ФИО1 имела возможность приобрести земельный участок в собственность, однако не совершила действий по его оформлению в собственность. Таких доказательств суду не представлено.
Таким образом, испрашиваемый истицей в порядке наследования земельный участок, не является наследственным имуществом.
При указанных обстоятельствах, с учетом отсутствия допустимых и достоверных доказательств того, что наследодатель ФИО1 обращалась в установленном порядке в целях регистрации права собственности на предоставленный ей на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Юрченко Н.Я. о признании права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Юрченко Н.Я. удовлетворить частично.
Признать за Юрченко Н.Я. право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 мая 2015 года.
Судья Совина О.А.