Дело №2а-5065/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 17 ноября 2016г. в г. Ухте дело по административному исковому заявлению Липиной О.В. к Администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отклонении предложения о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования, обязании внести изменения,
у с т а н о в и л:
Липина О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отклонении предложения о внесении изменений в карту градостроительного зонирования. В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 31 мая 2016г. подала заявление о внесении изменений в графическую часть Правил землепользования и застройки МОГО «Ухта» в части изменения границ территориальной зоны ПТЗ 1106 (зона природного ландшафта) путем выделения ее части площадью 671 кв.м. в зону СХЗ 803 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан) на территории СОТ «Садко» по адресу: ...., ул. Цветочная..... Решением от 20.06.2016г. №Л-1034 руководитель администрации МОГО «Ухта» отклонил предложение истца о внесении изменений в связи с тем, что заявленные истцом требования не соответствуют Генеральному плану МОГО «Ухта», утвержденного Решением Совета МОГО «Ухта» от 04.09.2013г. №226. С данным решением административный истец не согласна и просит признать его незаконным и отменить, обязать администрацию МОГО «Ухта» внести изменения в карту градостроительного зонирования г. Ухта пгт. Шудаяг Правил землепользования и застройки МОГО «Ухта» в части изменения границ территориальной зоны ПТЗ 1106 (зона природного ландшафта) путем выделения ее части площадью 671 кв.м. в зону СХЗ 803 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан) на территории СОТ «Садко» по адресу: .... ул. Цветочная, ....
Административный истец в судебное заседание не прибыла, извещалась надлежащим образом.
Представитель административного истца Родченков С.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Смирнова Н.А. с требованиями не согласилась.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Вместе с тем, согласно ст.209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
Согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФорганами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из п.п.1, 4 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии сч. 7 ст. 36ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015г.) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно ч. 6ст. 11.9ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Действующее земельное законодательство не допускает возможности образования новых земельных участков с наложением их границ на уже существующие (учтенные) земельные участки.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащим» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения, в частности, нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованием законодательства.
Обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту установлена ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли, указанные в п. 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей статьи и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования является прерогативой местной администрации и принимается им на основании проекта планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки.
В соответствии с Решением Совета Муниципального образования городского округа «Ухта» от 4 сентября 2013г. № 227 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Ухта»» Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - Правила) устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения настоящих Правил и внесения в них изменений и наряду с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Ухта» (далее также - МОГО «Ухта», городской округ) создают условия для устойчивого развития территории МОГО «Ухта», планировки, застройки и благоустройства территории МОГО «Ухта», развития жилищного строительства, производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, рационального использования природных ресурсов, а также сохранения и развития историко-культурного наследия, обеспечивают права и законные интересы физических и юридических лиц, создают условия для привлечения инвестиций.
В силу ст. 11 Правил землепользования границы территориальных зон, отображаемые на карте градостроительного зонирования, их наименования устанавливаются индивидуально с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа; 3) определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с генеральным планом и документацией по планировке территории; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
На карте градостроительного зонирования городского округа отображены следующие виды территориальных зон: зоны сельскохозяйственного использования: зона сельскохозяйственных угодий; зона объектов сельскохозяйственного назначения; зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан; зоны природного ландшафта: зона защитного озеленения; зона территорий, покрытых лесом и кустарником; зона нарушенного природного ландшафта; зоны природного ландшафта (п. 3 ст. 11 Правил землепользования).
Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков в зоне СХЗ 803 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан): назначение объектов градостроительной деятельности - пашни, пастбища, сенокосы, территории, занятые многолетними насаждениями, огороды; параметры разрешенного использования - осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции, предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для: огородничества - от 0,02 га до 0,10 га
Основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков в зоне ПТЗ 1106 (зона природного ландшафта) - в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В силу ст. 25 Правил землепользования с предложениями о внесении изменений в настоящие Правила могут выступать: 1) федеральные органы исполнительной власти в случаях, если настоящие Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если настоящие Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органы местного самоуправления МОГО «Ухта» в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующей территории городского округа; 4) физические или юридические лица в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения настоящих Правил, земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Предложение о внесении изменений в настоящие Правила направляется в письменной форме в комиссию. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в настоящие Правила рассматривает его и подготавливает заключение, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в настоящие Правила или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения, и направляет это заключение руководителю администрации городского округа (п. 4, 5 ст. 25 Правил)
Руководитель администрации городского округа с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменений в настоящие Правила или об отклонении предложения о внесении изменений в настоящие Правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (п. 6 ст. 25 Правил землепользования).
Материалами дела установлено, что постановлением главы администрации г. Ухты от 03.02.1997г. №60 переданы в пожизненное наследуемое владение земельные участки для садоводства гражданам-членам садоводческих товариществ из земель, ранее предоставленным предприятиям согласно приложению, в том числе члену СОТ «Садко» Липиной О.В.
Согласно свидетельства на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №.... от 03.02.1997г. Липиной О.В. предоставлен земельный участок площадью 0,10 га для садоводства в СТ «Садко», ул. Цветочная, ....
В соответствии с кадастровым паспортном от 06.10.2011г. Липиной О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ...., г. .... СТ «Садко», ул. Цветочная, участок ...., кадастровый номер ...., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, фактическое использование – для садоводства, разрешенное использование – для садоводства, площадь 1000 кв.м.
Право собственности Липиной О.В. на земельный участок зарегистрировано, что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права .... от 15.10.2011г.
Липина О.В. 31.05.2016г. письменно обратилась в Комиссию по землепользованию и застройке МОГО «Ухта» с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МОГО «Ухта», в графической части Правил, по адресу земельного участка - ...., г. ...., СТ «Садко», ул. Фермерская, участок №.... параметры вносимых изменений – площадь земельного участка 671 кв.м.
Согласно заключению №1 Комиссии по землепользованию и застройке МОГО «Ухта» от 17.06.2016г. №07-2016 Комиссией рассмотрено заявление Липиной О.В. о внесении изменений в правила землепользования и застройки МОГО «Ухта» рекомендовано руководителю администрации МОГО «Ухта» отклонить предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МОГО «Ухта», утвержденные решением Совета МОГО «Ухта» от 04.09.2013г. №227, в связи с тем, что заявленные изменения не соответствуют Генеральному плану МОГО «Ухта».
20.06.2016г. за исх. Л-1034 в адрес Липиной О.В. сообщено о том, что администрацией МОГО «Ухта» отклонено её предложение о внесении изменений в карту градостроительного зонирования г. Ухта пгт. Шудаяг Правил землепользования и застройки МОГО «Ухта» в части изменения границ территориальной зоны ПТЗ 1106 (зона природного ландшафта) путем выделения ее части в зону СХЗ 803 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан) на территории СОТ «Садко» по адресу: ...., ул. Цветочная, ...., в связи с тем, что заявленные изменения не соответствуют Генеральному плану МОГО «Ухта».
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Осуществление полномочий по принятию решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного на территории МОГО «Ухта», передано последним в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации МОГО «Ухта».
Кроме того, следует отметить, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Статьей 4 ФЗ от 21.12.2004г. №172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Суд учитывает, что спорный участок относится к земельным участкам, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (ПТЗ 1106). Из схемы размещения спорного земельного участка, предоставленной в суд, следует, что данный земельный участок находится в границах территориальной зоны ПТЗ 1106 (зона природного ландшафта) и границах зоны СХЗ 803 (зона садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан). Аналогичные сведения содержатся и в представленной суду «выкопировке» из Генерального плана МОГО «Ухта».
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 настоящего Кодекса.
Из анализа данной нормы следует, что необходима совокупность условий для признания ненормативного акта недействительным, а именно: не соответствие закону и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Отсутствие хотя бы одного условия не влечет удовлетворения заявления.
Суд приходит к выводу о том, что права заявителя оспариваемым решением не нарушаются. Право собственности заявителя на земельный участок, расположенный по адресу: ...., СТ «Садко», ул. Цветочная, ...., зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что Липина О.В. просила внести изменения в Правила землепользования в отношении земельного участка площадью 671 кв.м. по адресу: ...., СТ «Садко», ул. Фермерская, участок №.... тогда как из дела следует, что она является собственником другого земельного участка.
В деле отсутствуют и заявителем не представлены достоверные доказательства предоставления органом местного самоуправления Липиной О.В. в установленном порядке именно земельного участка №.... по ул. Фермерская.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона «О местном самоуправлении…» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, и за их неисполнение руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Суд учитывает, что необходимые процедуры при рассмотрении заявления Липиной О.В. администрацией МОГО «Ухта» были соблюдены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, решение принято в пределах полномочий, с соблюдением установленной процедуры рассмотрения заявления и права заявителя не нарушает.
Исходя из положений ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопросы установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований находятся в исключительной компетенции органа местного самоуправления. В связи с этим суд не вправе разрешать данный вопрос по существу вместо указанного органа. Иное означало бы возможность одностороннего изменения градостроительных регламентов по усмотрению собственников отдельных земельных участков без соблюдения процедуры такого изменения, предусмотренной требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что решение Комиссии по землепользованию и застройке при администрации МОГО «Ухта» носит рекомендательный характер, не налагает на заявителя никаких обязанностей, не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя, в связи с чем отсутствуют основания полагать, что данным решением нарушены права заявителя.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что обращение Липиной О.В. в Комиссию по землепользованию и застройке при администрации МОГО «Ухта» об изменении границ земельного участка последовало после утверждения судом 30.11.2015г. мирового соглашения в деле по иску Липиной О.В. к ООО «ЗемГеоСервис» об обязании исполнить договор по оказанию услуг по межеванию земельных участков. Тем самым, обращение заявителя в суд путем инициирования спора в настоящем деле преследует иную цель, чем защита нарушенного права.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, с учетом чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении требований Липиной О.В. к Администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным решения об отклонении предложения о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования, обязании внести изменения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 22 ноября 2016г.).
Судья В.И. Утянский