Решение по делу № 2-32/2023 (2-1955/2022;) от 18.07.2022

№ 2а-1060/2023

УИД 01RS0006-01-2023-000732-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2023 года                                                                 а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи                                            ФИО9 при секретаре                                                                   ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО10» к Управлению ГИБДД МВД по <адрес> об оспаривании бездействий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО11 обратилось в суд с иском к Управлению ГИБДД МВД по <адрес> об оспаривании бездействий должностного лица.

В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 ФИО13 был заключен договор-заявка на перевозку грузов автотранспортом по маршруту <адрес>-пгт. Яблоновский, водитель ФИО2

ДД.ММ.ГГГГг. при следовании по маршруту перевозки, по <адрес>А пгт. Яблоновское, <адрес>, транспортное средство Mercedes Benz А533МУ7<адрес> получило повреждения вследствие ненадлежащего дорожного покрытия (обледенения), а именно был поврежден передний бампер, противотуманные фары, а также возможны скрытые повреждения.

Инспектором ДПС РДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по <адрес>, старшим лейтенантом полиции ФИО3 было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В обосновании инспектор указал, что при движении по территории промышленного консервного комбината на участке территории покрытого льдом не обеспечил безопасность и допустил проседание ледяного покрова в результате чего повредил автомобиль.

С указанным определением истец не согласен, доводы инспектора считает необоснованными. Считает, что инспектором были допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации. В том числе не была составлена схема ДТП, т.е. фактически не были зафиксированы обстоятельства, а также отсутствует акт либо отметка о состоянии дорожного покрытия. Сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков. Особенности заполнения схемы закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Документ составляется в графическом виде.

В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные: место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

В соответствии с п. 269 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», по прибытии на место ДТП сотрудник устанавливает и фиксирует причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, а также опроса его участников и свидетелей.

В соответствии со ст. 28.1.1 КоАЛ РФ, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст. 53 ФЗ «О полиции», действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ, либо в суд. Истец пояснил, что в связи с несогласием с вынесенным определением, им была подана жалоба в Прокуратуру Тахтамукайского района. 21.02.2023г. от МВД по Республике Адыгея поступил ответ, в которым указали, что в данном случае действия сотрудников Госавтоинспекции в части возбуждения дела об административном правонарушении не могут быть предметом самостоятельного обжалования, так как действия должностных лиц по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются неразрывно связанными с конкретном делом об административном правонарушении.

При этом МВД по Республике Адыгея фактически не приняло никаких мер по устранению нарушений, проверку по данному факту также не проводили.

Сотрудником полиции указанная норма закона проигнорирована, соответствующие лица к ответственности не привлечены.

    Просит обязать сотрудников Управления ГИБДД МВД по Республике Адыгея выполнить требования закона, составить и выдать Заявителю надлежащие документы, а именно схема ДТП, акт состояния дорожного покрытия (отметка). Обязать Управления ГИБДД МВД по Республике Адыгея выполнить требования закона, установить владельца участка, на территории которого был причинен ущерб, и привлечь его к ответственности.

Представитель административного истца ФИО14», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил.

Представитель административного ответчика Управление ГИБДД МВД по Республике Адыгея, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил.

Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются следующие обязанности, в том числе обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах; осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

Как установлено в судебном заседании, постановлением ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 был заключен договор-заявка на перевозку грузов автотранспортом по маршруту <адрес>-пгт. Яблоновский, водитель ФИО2

ДД.ММ.ГГГГг. при следовании по маршруту перевозки, по <адрес>А пгт. Яблоновское, <адрес>, транспортное средство Mercedes Benz получило повреждения вследствие ненадлежащего дорожного покрытия (обледенения), а именно был поврежден передний бампер, противотуманные фары, а также возможны скрытые повреждения.

Инспектором ДПС РДПС № 2 ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Адыгея, старшим лейтенантом полиции ФИО3 было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В обосновании инспектор указал, что при движении по территории промышленного консервного комбината на участке территории покрытого льдом не обеспечил безопасность и допустил проседание ледяного покрова в результате чего повредил автомобиль.

С указанным определением истец не согласен, доводы инспектора считает необоснованными. Считает, что инспектором были допущены грубые нарушения законодательства Российской Федерации. В том числе не была составлена схема ДТП, т.е. фактически не были зафиксированы обстоятельства, а также отсутствует акт либо отметка о состоянии дорожного покрытия. Сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков. Особенности заполнения схемы закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Документ составляется в графическом виде.

В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные: место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности); ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии); положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги; направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

В соответствии с п. 269 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», по прибытии на место ДТП сотрудник устанавливает и фиксирует причины и условия, способствовавшие совершению ДТП, наличие дорожных условий, сопутствующих ДТП, недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги путем изучения места ДТП, в том числе с использованием специальных технических средств, а также опроса его участников и свидетелей.

В соответствии со ст. 28.1.1 КоАЛ РФ, в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Осмотр места совершения административного правонарушения осуществляется лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых (в случае их участия), свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст. 53 ФЗ «О полиции», действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ, либо в суд. Истец пояснил, что в связи с несогласием с вынесенным определением, им была подана жалоба в Прокуратуру Тахтамукайского района. 21.02.2023г. от МВД по Республике Адыгея поступил ответ, в которым указали, что в данном случае действия сотрудников Госавтоинспекции в части возбуждения дела об административном правонарушении не могут быть предметом самостоятельного обжалования, так как действия должностных лиц по применению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются неразрывно связанными с конкретном делом об административном правонарушении.

При этом МВД по Республике Адыгея фактически не приняло никаких мер по устранению нарушений, проверку по данному факту также не проводили.

На основании изложенного, суд считает несостоятельными доводы административного истца о том, что инспектор ДПС РДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по <адрес>, старший лейтенант полиции ФИО3 проявил бездействие.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, обжалуемые действия государственного органа, должностного лица могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).

В соответствии с п.7 ст.3 Закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее – Закон №257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Статьей 11 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон №196-ФЗ) проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 6 статьи 13 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 статьи 15 Закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу пп. 5, 25, 27 п.1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог определяются ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", которые признаны национальными стандартами. Требования указанных выше стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2 ГОСТ Р 50597-2017 установлены предельно допустимые повреждения покрытия, сроки их ликвидации, а также предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п.

Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Из анализа указанных норм закона следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, истец в ходе судебного разбирательства не представил доказательств, свидетельствующих о незаконности бездействий инспектора ДПС РДПС ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Адыгея, соответственно оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении административного искового заявления ФИО16 к Управлению ГИБДД МВД по Республике Адыгея об оспаривании бездействий должностного лица, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Тахтамукайского

районного суда РА                                                    ФИО17

2-32/2023 (2-1955/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Плотников Дмитрий Владимирович
Ответчики
Доронина Ангелина Андреевна
Другие
Воронцов Михаил Александрович
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Одинцов В.В.
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Производство по делу приостановлено
30.01.2023Производство по делу возобновлено
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Подготовка дела (собеседование)
20.02.2023Производство по делу приостановлено
24.03.2023Производство по делу возобновлено
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
13.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее