Решение по делу № 33-4372/2019 от 07.05.2019

Судья: Музыканкина Ю.А.      Дело № 33-4372

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2019 года               город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ефимовой И.В.,

судей Луевой Л.Ю., Негласона А.А.,

при секретаре Вайцуль М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Егоровой В.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным соглашения к договору аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю. на решение Волжского районного суда
г. Саратова от 12 марта 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Куликовой В.А., поддержавшей доводы жалобы, объяснения прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора г. Саратова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Егоровой В.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным соглашения к договору аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой г. Саратова проведена проверка соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства при изменении вида разрешенного использования земельных участков. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15 мая 2014 года , принятым в соответствии со ст.ст. 22, 34 ЗК РФ, Егоровой В.В. предоставлен без проведения торгов сроком на 49 лет в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 635 кв.м для целей, не связанных со строительством, – ведение огородничества в индивидуальном порядке. На основания постановления между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и
Егоровой В.В. 23 мая 2014 года заключен договор аренды земельного участка.

01 июня 2016 года между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Егоровой В.В. заключено соглашение об изменении договора аренды земельного участка в части вида разрешенного использования земельного участка: с вида «для целей, не связанных со строительством, – ведение огородничества в индивидуальном порядке» на вид «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке». Истец полагает, что соглашение заключено ответчиками с нарушением требований земельного законодательства и прав неопределенного круга лиц, поскольку направлено на обход процедур предоставления участков для садоводства и дачного хозяйства, предусмотренных законом
(ст. 39.18 ЗК РФ). Ссылаясь на положения статей 166, 167, 168 ГК РФ, истец просил суд признать соглашение недействительным, применить последствия недействительности ничтожной сделки, восстановить установленный договором аренды земельного участка вид разрешенного использования участка.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 12 марта 2019 года исковые требования удовлетворены.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю. не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Автор жалобы полагает, что стороны свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ), в связи с чем согласно ст. 37 ГрК РФ вправе изменять ранее установленный вид разрешенного использования участка на другой вид использования в соответствии с градостроительным регламентом. По мнению автора жалобы, изменения, внесенные сторонами в договор аренды, нельзя оценивать как первичное предоставление земельных участков либо как повторное, но для иных целей. Оснований для проведения аукциона у органа местного самоуправления не имелось, поскольку земельный участок на момент изменения вида разрешенного использования уже был предоставлен на праве аренды Егоровой В.В.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В п.п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Положения п.п. 1-2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В пункте 2 статьи 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В статье 1 ЗК РФ приведены принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип деления земель по целевому назначению на категории. Указанный принцип предполагает определение правового режима земель исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Категории земель приведены в статье 7 ЗК РФ. Согласно пункту 2
статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 16 мая 2014 года в соответствии со статьями 22, 34 ЗК РФ Егоровой В.В. был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов площадью 635 кв.м, расположенный по адресу:
<адрес>, «для целей, не связанных со строительством,– ведение огородничества в индивидуальном порядке».

Во исполнение данного постановления 23 мая 2014 года между Егоровой В.В. и администрацией муниципального образования «Город Саратов» был заключен договор аренды сроком на 49 лет. По условиям договора аренды участок предоставлен арендатору «для целей, не связанных со строительством, - ведение огородничества в индивидуальном порядке». Договор зарегистрирован в ЕГРН 01 июля 2014 года.

01 июня 2016 года между ответчиками заключено соглашение к договору аренды, в соответствии с которым стороны изменили вид разрешенного использования земельного участка с вида «для целей, не связанных со строительством, – ведение огородничества в индивидуальном порядке» на вид «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке». Соглашение зарегистрировано в ЕГРН 14 июня 2016 года.

Статья 34 ЗК РФ (пункты 1-5 в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) предусматривала, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

Таким образом, предоставление земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, не предусматривало проведение торгов, принцип публичности реализовывался органом местного самоуправления посредством публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем предоставлении участка.

Согласно п. 1, пп.15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения к договору аренды) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В п. 1, 4, 7 ст. 39.18 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения к договору аренды) указано, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

В ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приведены понятия садового участка и огородного земельного участка. Садовый земельный участок представляет собой земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. Огородный земельный участок – это земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Аналогичные положения содержались и в ст. 1 Федерального закона от
15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего на момент заключения ответчиками соглашения к договору аренды.

Из приведенных правовых норм следует, что предоставление земельного участка для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке в отличие от предоставления участка для ведения огородничества не исключает возможности возведения на участке садового или дачного домика, следовательно, при заключении соглашения сторонами фактически изменен не только вид разрешенного использования, но и целевое назначение участка.

Кроме того, предоставление участка для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке осуществляется без проведения торгов только в случае, когда после извещения органом местного самоуправления о предстоящем предоставлении участка в средствах массовой информации ни одно из заинтересованных лиц не обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка. В случае подачи такого заявления орган местного самоуправления должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка

Таким образом, правовой целью заключения ответчиками оспариваемого соглашения было предоставление Егоровой В.В. земельного участка для иных целей (для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке), в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством. Несоблюдение процедуры предоставления участка повлекло нарушение принципа публичности и прав неопределенного круга лиц, которые были лишены возможности узнать о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке и подать заявление о намерении участвовать в аукционе.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора. Решение суда соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, выводы суда соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, подтверждены исследованными судом доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда г. Саратова от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4372/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура г. Саратова
Ответчики
Егорова Виктория Викторовна
Администрация МО Город Саратов
Другие
Администрация Волжского района муниципального образования Город Саратов
Управление Росреестра по саратвоской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Ефимова И.В.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
30.08.2020Передача дела судье
30.08.2020Судебное заседание
30.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2020Передано в экспедицию
05.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее