Дело№16-1372/2024
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 5 апреля 2024 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев с жалобу инспектора отделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России «Антрацитовский» Е. на вступившее в законную силу решение судьи Антрацитовского горрайонного суда Луганской Народной Республики от 15 июня 2023 года, вынесенное в отношении С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора ДПС группы ДПС ГИБДД ОМВД России «Антрацитовский» № от 3 апреля 2023 года, С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Решением судьи Антрацитовского горрайонного суда Луганской Народной Республики от 15 июня 2023 года, постановление инспектора ДПС группы ДПС ГИБДД ОМВД России «Антрацитовский» № от 3 апреля 2023 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Верховного Суда Луганской Народной Республики от 24 октября 2023 года, ходатайство должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении отклонено. Жалоба возвращена без рассмотрения по существу, в связи с пропуском срока обжалования.
Инспектор отделения дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России «Антрацитовский» Е. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Антрацитовского горрайонного суда Луганской Народной Республики от 15 июня 2023 года за необоснованностью.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Согласно пункту 14.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Подпунктом "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.) установлено, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водитель должен при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергнуть опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.
Как усматривается из представленных материалов, основанием для привлечения С. к административной ответственности постановлением должностного лица по статье 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что 3 апреля 2023 года в 13 часов 47 минут на <адрес> водитель С., управляя транспортным средством «<данные изъяты> государственный регистрационный знак «№», в нарушение требований пункта 14.1 Правил дорожного движения, не уступила дорогу пешеходу, переходившему проезжую часть по данному переходу.
Решением судьи Антрацитовского горрайнного суда Луганской Народной Республики от 15 июня 2023 года, постановление инспектора ОГИБДД по обслуживанию г. Антрацит и Антрацитовского района УГИБДД МВД ЛНР от 3 апреля 2023 года отменено.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено.
Принимая такое решение, судья горрайонного суда исходила из того, что водитель С. Правил дорожного движения не нарушала, при пересечении пешеходного перехода она своими действиями не создавала помех движению пешехода, поскольку траектория движения управляемого ею транспортного средства не повлияла на скорость и направление движения пешехода. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании и инспектор ОГИБДД Е., и учел во взаимосвязи положения пункта 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, подпункта "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).
Кроме того согласно разъяснений данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 Правил дорожного движения).
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что С. не нарушал пункт 14.1 Правил дорожного движения.
При таких обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судьи горрайонного суда нет.
Аналогичный правовой подход выражен в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N АКПИ12-205.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек, постановление административного органа отменено. Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. В этой связи позиция заявителя о несогласии с выводами судьи горрайонного суда об отсутствии состава административного правонарушения подлежит отклонению.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12.18 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░