дело № 2а - 70/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2021 года р.п.Плюсса
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Карповой М.В.,
при секретаре Николаевой И.С.,
с участием помощника прокурора Плюсского района Псковской области Родионовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску
и.о. прокурора Плюсского района к администрации Плюсского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности в срок до 01.08.2021 года организовать работы по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Плюсский район, п.Плюсса, <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
И.о. прокурора Плюсского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Плюсского района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Плюсский район, п.Плюсса, <адрес> и возложении обязанности в срок до 01 июня 2021года организовать работы по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Плюсский район, п.Плюсса <адрес>
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, по результатам которой в деятельности Администрации района выявлены нарушения законодательства в части исполнения обязанности по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенными.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением администрации Псковской области от 30.04.2013 № 190 утверждена Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах». Основная цель указанной Программы – снос и реконструкция ветхих жилых домов, аварийных жилых домов в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, расселение жителей, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в том числе, в п. Плюсса Плюсского района. Установлено, что в соответствии с Программой дом, расположенный по адресу: Плюсский район, п.Плюсса, <адрес> (пункт 227 Приложения № 1 к Программе) подлежал сносу в 4 квартале 2017 года. Администрация Плюсского района является исполнителем Программы, в которую включен вышеуказанный дом, признанный аварийным. Согласно статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения, собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Вместе с тем, до настоящего времени указанный дом не снесен. Непринятие мер к сносу аварийного многоквартирного дома и наличие свободного доступа в данные жилые дома не исключают возможность совершения правонарушений на их территории, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Ссылаясь на ст.ст.2, 14, 15 ЖК РФ, ст.56.11 ЗК РФ, ст.39 КАС РФ административный истец просит признать бездействие ответчика в части непринятия мер по сносу указанного аварийного многоквартирного дома, незаконным и возложить на Администрацию Плюсского района обязанность в срок до 01 июня 2021 года организовать работы по сносу указанного аварийного многоквартирного дома.
В судебном заседании помощник прокурора Плюсского района Родионова Е.А. исковые требования поддержала, просила установить срок сноса дома, с учетом ходатайства представителя административного ответчика – до 01.08.2021.
В судебном заседании заинтересованное лицо Федоренко М.А. с исковыми требованиями прокурора согласился.
Представитель административного ответчика Администрации Плюсского района, заинтересованное лицо Шадрин А.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены должным образом. Согласно заявления представителя Администрации Плюсского района, последний с исковыми требованиями прокурора согласен, просит установить срок для сноса дома до 01 августа 2021г.
В силу ст.150 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.В силу ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с п.49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Статьей 37 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ закреплено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно п.4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: Плюсский район, п.Плюсса <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Плюсского района №190 от 30.04.2013г. в соответствии с утвержденной Областной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах».
В соответствии с указанной Программой дом, расположенный по адресу: Плюсский район, п.Плюсса <адрес> (пункт 227 Приложения №1 к Программе) подлежал сносу в 4 квартале 2017 года. Администрация Плюсского района является исполнителем Программы, в которую включен вышеуказанный дом, признанный аварийным.
До настоящего времени снос указанного аварийного дома не произведен, что не оспаривается и самим ответчиком, подтверждается актом проверки с фотоснимками (л.д.10-11).
Невыполнение ответчиком данной обязанности создает угрозу жизни и здоровью населения, причиняет вред окружающей среде муниципального образования.
Таким образом, требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 – 180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск и.о.прокурора Плюсского района к Администрации Плюсского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района Псковской области по непринятию мер по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Плюсский район, п.Плюсса <адрес>
Возложить на Администрацию Плюсского района обязанность в срок до 01.08.2021 г. организовать работы по сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: Плюсский район, п.Плюсса <адрес>
На решение может быть подана жалоба в Псковский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Стругокрасненский районный суд.
Судья М.В.Карпова
Мотивированное решение изготовлено - 29.01.2021