РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Кузнецовой Н.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-20/2022 по административному иску НАО «ПКБ» к старшему судебному приставу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Локтеву С.Н., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Житнику Д.А., УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия по исполнительному производству №-ИП,
УСТАНОВИЛ:
НАО «ПКБ» обратилось в суд с административным иском к к старшему судебному приставу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Локтеву С.Н., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Житнику Д.А., УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия по исполнительному производству №-ИП.
В обоснование требований административного иска представитель административного истца указал, что 12.08.2021 в ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа №, выданный мировым судьей судебного участка №2 г. Салехард. Меры принудительного исполнения судебным приставом длительный период не принимаются, процессуальные документы не выносятся. Указанные бездействия стали возможными ввиду халатного отношения судебного пристава-исполнителя к своим служебным обязанностям и отсутствия надлежащего контроля со стороны начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО, а потому их бездействия просит признать незаконными.
Представитель административного истца будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении по существу требований административного иска в отсутствие представителя административного истца.
Административные ответчики будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Житник Д.А. направил в адрес суда возражения на административный иск.
Заинтересованные лица ООО «Феникс», ПАО Сбербанк, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положений ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно п.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
Согласно положений п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно положений ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что судебным приставом-исполнителем в производстве которого находится исполнительное производство, также как и старшего судебного пристава виновного бездействия в рамках исполнительного производства не допущено.
12.08.2021 года, на основании заявления взыскателя, поступившего вместе с исполнительным документом – судебный приказ 2-293/2020-2, выданный 10.02.2020 года мировым судьей судебного участка № судебного района города окружного значения Салехард о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО8 в пользу НАО «ПКБ» в сумме 15 371,87 рублей, возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое присоединено к сводному исполнительному производству за №-СД на общую сумму взыскания 1 072 908,87 рублей.
В целях проверки имущественного положения должника судебным приставом-исполнителем направлены запросы в кредитные организации, банковские учреждения, регистрирующие органы, операторам связи, ФНС, ПФ.
Согласно полученных ответов установлены лицевые счета в ПАО Сбербанк, в связи с чем 27.10.2021, 08.11.2021 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства, которые направлены в банковские учреждения для исполнения.
Согласно сведений, представленных РЭО ГИБДД УМВД России по ЯНАО, установлено, что за должником зарегистрировано транспортное средство Ниссан Кашкай государственный регистрационный знак О092ЕР89, 2010 года выпуска. 12.11.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановления о запрете на совершение регистрационных действий и действий по распоряжению в отношении указанного транспортного средства.
Согласно выписки из ЕГРН, сведения о зарегистрированных правах и сделок с недвижимым имуществом в отношении должника не зарегистрировано.
Согласно сведений, полученных из Единого государственного реестра ЗАГС сведения о заключении брака и смерти должника отсутствуют.
В целях установления должника и его имущества, 27.12.2021 судебным приставом-исполнителем совершен выход по адресу, указанному в исполнительных документах: <адрес>, в ходе которого установить должника не удалось, составлены акты совершения исполнительных действий. Со слов хозяйки квартиры должник умер в 2015 году, в связи с чем повторно направлен запрос в ЗАГС.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем совершены определённые действия в целях исполнения требований исполнительного документа. Установленный законом двухмесячный срок для исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным.
Вместе с тем судом установлено, что хотя требования исполнительного документа и не исполнены длительный период, указанное обстоятельство не является следствием бездействия судебного пристава-исполнителя.
Предусмотренные законом меры принудительного исполнения предпринимаются. Со стороны руководства отдела какого-либо бездействия также не допущено.
При таких обстоятельствах требования административного иска нельзя признать обоснованными, права взыскателя не нарушены ни конкретным судебным приставом-исполнителем, ни отделом в целом, в частности старшим судебным приставом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-181, 227, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные требования НАО «ПКБ» к старшему судебному приставу ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Локтеву С.Н., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Салехарду и Приуральскому району УФССП России по ЯНАО Житнику Д.А., УФССП России по ЯНАО о признании незаконными бездействия по исполнительному производству №-ИП, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий К.В. Лисиенков