Дело 33а-3506/2020; 2а-166/2020 (2а-3132/2019;) ~ М-2697/2019
59RS0003-01-2019-003772-98
Судья Селиверстова О.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2020 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.
Судей Никитиной Т.А., Котельниковой Е.Р.
При секретаре Греховой Е.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мясниковой Татьяны Сергеевны на решение Кировского районного суда города Перми от 16 января 2020 года, которым постановлено:
«Взыскать с Мясниковой Татьяны Сергеевны, дата рождения, проживающей по адресу: ****, ИНН **, 30713,57 руб., где: 26545 руб. – недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ за 2018 год, 3546 руб. – недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год, 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Взыскать с Мясниковой Татьяны Сергеевны в доход бюджета государственную пошлину в размере 1121,40 руб».
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения административного ответчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ИФНС России по Кировскому району г.Перми обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Мясниковой Т.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 30713,57 руб., в том числе - 26545 руб. – недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (далее ПФ РФ) за 2018 год, 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в ПФ РФ, 3546 руб. – недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) за 2018 год, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС. В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства –
Мясникова Т.С. является адвокатом с 17 января 2014 года, обязанность по уплате страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС надлежащим образом не исполняет, вследствие чего у нее образовалась взыскиваемая задолженность. Административный истец направлял в адрес административного ответчика требование №571 по состоянию на 22 января 2019 года об уплате недоимки и пени. Мировым судьей судебного участка №1 Кировского судебного района г.Перми 10 апреля 2019 года вынесен судебный приказ №2а-1507/2019 о взыскании с Мясниковой Т.С. недоимки по страховым взносам и пени, отменный 08 мая 2019 года.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Мясникова Т.С., считая, что при его вынесении суд пришел к неверному выводу об обоснованности доводов административного истца о том, что денежные средства, уплаченные 07 августа 2019 года и 18 ноября 2019 года были направлены на уплату страховых взносов за 2017 год.
В судебном заседании Мясникова Т.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель ИФНС Росси по Кировскому району города Перми в судебное заседание не явился, извещался.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не опровергается сторонами, административный ответчик - Мясникова Т.С.17.01.2014 года поставлена на учет в ИФНС России по Кировскому району в качестве адвоката.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) за 2018 год в адрес административного ответчика 22.01.2019 года направлено требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб., а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 639. 39 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 126,4 руб. со сроком уплаты до 11.02.2019 года/л.д.17/.
Указанное требование об уплате было направлено ответчику заказным письмом, что подтверждается списком почтовых отправлений заказных писем с отметкой Почты России, и в силу пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В установленный срок вышеуказанное требование административный ответчик в полном объеме не исполнил.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Кировского судебного района города Перми от 10.04.2019 с административного ответчика взыскано: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб., а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5840 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 639. 39 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 126,4 руб. Определением мирового судьи от 08 мая 2019 года судебный приказ отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Исследовав материалы административного дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 руб., а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 руб., исходя при этом из следующего.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
До 01 января 2017 года взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные статьей 21 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенсионным фондом и его территориальными органам, после 01 января 2017 года - в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - налоговыми органами.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление деятельности адвоката.
В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 названного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При наличии у плательщика страховых взносов недоимки (при неисполнении ими обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок) в его адрес налоговым органом направляется требование об уплате страховых взносов, пени. Такое требование должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1, 2 статьи 69, пункт 1, 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное выше суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Мясникова Т.С. являясь плательщиком страховых взносов данную обязанность в полном объеме не исполнила, требования административного истца о взыскании недоимки подлежат удовлетворению.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для взыскания с административного ответчика 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, по следующим основаниям.
Как следует из представленного в материалы дела расчета указанных сумм пени, пояснений представителя административного истца они начислены в связи с неуплатой административным истцом недоимки по страховым взносам за налоговый период 2017 года.
В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. п. 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Как указано в письме Министерства финансов РФ от 29 октября 2008 года N 03-02-07/2-192, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При таких обстоятельствах, на административного истца действующим законодательством возложена обязанность представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно: законность оснований взыскания с ответчика задолженности по пени от сумм недоимок по страховым платежам.
Довод административного истца о том, что оплата недоимки за 2017 год произведена административным ответчиком добровольно в августе и ноябре 2019 года не может быть признан обоснованным исходя из следующего.
Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
В силу пункта 2 данных Правил, они распространяются на налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 7 Правил установлено, что в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать, в том числе следующие значения: «ТП» - платежи текущего года, «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам.
Пунктом 8 Правил установлено, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).
В 7-10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
Основывая свои требования о взыскании с административного ответчика пени на недоимку 2017 года, налоговый орган указал, что данная недоимка была уплачена Мясниковой Т.С. платежными поручениями № 1 от 07.08.2019 года на сумму 6844,00 руб., платежным поручением № 2 от 07.08.2019 года на сумму 7338, 50 руб., платежным поручением № 4 от 18.11.2019 года на сумму 7338, 00 руб.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, поскольку из содержания данных платежных поручений, а именно реквизитов «106», «107» следует, что данными платежными поручениями оплата была произведена по текущим платежам за налоговый период 2019 года.
В связи с изложенным у административного истца не имелось законных оснований учитывать указанные суммы как оплату недоимки по страховым взносам 2017 года.
Следовательно административным истцом факт взыскания с Мясниковой Т.С. недоимки по страховым взносам 2017 года не подтвержден.
Таким образом, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, в части взыскания с административного ответчика Мясниковой Т.С. - 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований ИФНС России по Кировскому району города Перми в удовлетворении требования о взыскании с Мяниковой Т.С. - 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Поскольку в удовлетворении требований административного истца в части взыскания пени в общей сумме 622, 57 руб. было отказано, следовательно, размер подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины, рассчитываемый в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ составляет 1102, 73 руб.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Перми от 16 января 2020 года отменить, в части взыскания с Мясниковой Татьяны Сергеевны 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, взыскании государственной пошлины в размере 1121, 40 принять в указанной части новое решение.
Отказать ИФНС России по Кировскому району города Перми в удовлетворении требований о взыскании с Мясниковой Татьяны Сергеевны 520,47 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, 102,10 руб. – пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Взыскать с Мясниковой Татьяны Сергеевны госпошлину в доход бюджета в размере 1102, 73 руб.
В остальной части решение Кировского районного суда города Перми от 16 января 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи