Решение по делу № 33-2134/2013 от 05.04.2013

Судья Екимова Н.И. Дело № 33-2134/ 2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя истца С.-К. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2013 года, по которому отказано в удовлетворении исковых требований С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный стаж работы в двойном размере, установлении стажевого коэффициента 0,73, возложении обязанности выплатить недоплату пенсии с индексацией, взыскании судебных расходов,

заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

С, обратился в суд с иском к ответчику об обязании зачесть период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 19.11.1973. по 02.11.1975. в специальный стаж в двойном размере, произвести перерасчет пенсии и выплатить недоплату пенсии с 01 января 2002 года с учетом стажевого коэффициента 0,73 и индексации, взыскании судебных расходов в размере ... руб., ссылаясь на то, что решением суда на ответчика была возложена обязанность включить период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж работы в календарном исчислении. Считает, что период военной службы по призыву подлежит зачету в специальный стаж в двойном размере, поскольку законодательством, действовавшим на период прохождения службы, предусматривалось исчисление военной службы по призыву в двойном размере.

В судебном заседании истец, представитель ответчика участия не принимали. Представитель истца заявленные требования поддержала.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом, С., <Дата обезличена> года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с <Дата обезличена>, назначенной в соответствии с пунктом «а» ст. 12 Закона РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», и ст.29 Закона РФ от 19.02.93 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним».

С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по документам, имеющимся в пенсионном ФИО5.

Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>., вступившим в законную силу, на Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте возложена обязанность зачесть С. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 19.11.1973. по 02.11.1975. в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающих право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года и установить стажевый коэффициент 0,71 по специальному стажу с 01 января 2002 года бессрочно. Решение суда ответчиком исполнено, период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР включен в специальный стаж работы в календарном исчислении. При определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав истца, исходя из выгодности, применен п.3 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы, а именно из того обстоятельства, что расчет размера пенсии истцу произведен по п.3 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возможность применения смешанного порядка расчета, установленного разными нормами, законодательством не предусмотрена.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, находит его правильным, основанным на нормах законодательства, регулирующих спорные отношения.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 3 указанной статьи, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме, под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм-не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, законодатель установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно п. 8 ст. 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Включение периода службы в армии в стаж в двойном размере необходимо истцу для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 г.

Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.

Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Таким образом, оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении - один день военной службы за два дня работы не имеется.

Действовавшим в период прохождения истцом военной службы Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было предусмотрено включение периода военной службы в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Вступившим в законную силу судебным решением на ответчика возложена обязанность зачесть истцу период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 19.11.1973. по 02.11.1975. в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающих право на назначение пенсии в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года и установлен стажевый коэффициент 0,71, исчисленный из специального стажа, в который зачтена служба в армии в календарном исчислении.

Доводы жалобы о том, что период военной службы истца подлежит льготному исчислению, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Учитывая, что требования истца о перерасчет пенсии, выплате недополученных сумм пенсии с 01 января 2002 года с учетом стажевого коэффициента 0,73 и индексации, взыскании судебных расходов являются производными от требований о включении в специальный стаж истца периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР, исчисленного в двойном размере, суд первой инстанции также правомерно отказал истцу в их удовлетворении.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца С.-К.-без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2134/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
15.04.2013Судебное заседание
18.04.2013Дело сдано в канцелярию
18.04.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее