Решение по делу № 2-752/2023 от 26.12.2022

        Дело № 2-752/2023

                                                               24RS0028-01-2022-005060-03

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2023 года                                                                                   город Красноярск

     Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

     Председательствующего Пацёры Е.Н.,

     при секретаре судебного заседания Калининой У.И.,

     с участием представителей истца – Земляновой О.А., Тиско А.А.,

     представителя ответчика – Довгиловой Е.С., действующей на основании доверенности от 09.01.2023г.,

     ответчика – Чанчикова А.С.,

     представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Старикова А.А., действующего на основании доверенности от 26.06.2023г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кировского района г. Красноярска, Чанчиков АС о возложении обязанности,

                                      УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, уточненным в ходе рассмотрения дела в редакции от 17.03.2023г., просит обязать администрацию Кировского района г. Красноярска, ИП Чанчикова А.С. ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке в кадастровом квартале площади 3772 кв.м. в представленных ими координатах.

В обоснование своих требований указал на то, что в рамках взаимодействия с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края установлен факт несанкционированного <адрес>. По результатам натурного осмотра земельного участка по адресу: <адрес> вблизи СНТ <адрес> в кадастровом квартале неразграниченной государственной собственности. В ходе обследования указанного земельного участка выявлен факт несанкционированного расположения строительных отходов и грунта на земельном участке в границах данного кадастрового квартала, а именно кусков бетона, боя кирпича, шифера, керамзита, обломков доски и бруса, а также грунта. В соответствии с ФККО лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций () – 4 класс опасности, древесные отходы от сноса и разборки зданий ( – 4 класс опасности, грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами ( – 5 класс опасности. В целях определения площади земельного участка, захламленного отходами, прокуратурой были привлечены специалисты Управления Росреестра по <адрес> и по результатам совместного выезда на территорию несанкционированного размещения отходов было установлено, что общая площадь такого размещения в границах кадастрового квартала составляет 3 772 кв.м. с указанием координат. При этом, вышеуказанный земельный участок не предназначен для размещения отходов, не является площадкой для временного накопления отходов производства и потребления. Несоблюдение администрацией Кировского района г. Красноярска требований земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую обстановку на территории Кировского района г. Красноярска, а равно ведет к нарушению государственных интересов на обеспечение установленного порядка сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания размещения отходов. Кроме того, ИП Чанчиков А.С. привлекался к административной ответственности по п.2 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об административных правонарушениях» за несанкционированное размещение отходов на земельном участке в границах данного кадастрового квартала.

    На судебном заседании помощники прокурора Землянова О.А., Тиско А.А. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения основаниям.

На судебном заседании представитель ответчика Администрации района Довгилова Е.С. просила в иске к ним отказать, полагая, что свалка убрана действиями Чанчикова А.С., который и мог быть привлечен к ответственности как лицо ее организовавшее.

На судебном заседании ответчик Чанчиков А.С., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Стариков А.А., с заявленными требованиями выразили несогласие. Чанчиков А.С. подтвердил, что временно складировал на прилегающем участке строительные отходы, однако их убрал.

На судебное заседание не явились третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, Департамента городского хозяйства администрации <адрес>, Администрации <адрес>, <адрес> Богданова В.А., Рустамова Ф.Х., были извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

На основании ст. 167 ГПК РФ для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, с учетом мнений участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу к природным богатствам.

Статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля, другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (преамбула), в числе принципов, на основе которых должна осуществляться деятельность органов публичной власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет охрану и рациональное использование природных ресурсов, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3). Земля и почва являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4 "Об охране окружающей среды").

Кроме того, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает образование и размещение отходов производства и потребления, как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (ст. 51).

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с ч.7 ст. 12, ст.13. 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Частью 1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно требований пп.1, 17, 212, 215,216 СапПин 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Обращение с отходами производства должно осуществлять в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил.

Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).

Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

В ходе рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривалось, что на <адрес> установлен факт несанкционированного размещения отходов на земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, площадью 3 772 кв.м в следующих координатах:

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Приказ), вступившим в силу с 01.08.2014г., регламентируются в том числе, вопросы ведения государственного реестра объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

В соответствии с п. 18 Приказа ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49.

Несмотря на возражения ответчиков, на дату рассмотрения дела вышеуказанная свалка не приведена в соответствие с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиям, в связи с чем, является несанкционированной.

При этом, вышеуказанный земельный участок не предназначен для размещения отходов, не является площадкой для временного накопления отходов производства и потребления.

Представленные суду 10.07.2023г. фотографии стороны ответчика данный вывод не опровергают, поскольку доказательств заключения договора со специализированной организацией по вывозу данных отходов представлено не было, что подтверждено представителем администрации района и прокуратурой.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24.04.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

В силу ст. 13, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным законом.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Как следует из ст. 11 Земельного кодекса, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию коммунальных отходов.

Таким образом из положений вышеуказанных правовых норм, а также пп.2.1, 2.3, 2.2.5, 2.2.7, Положения об администрации района в городе Красноярске, утвержденном распоряжением главы города Красноярска от 26.02.2007 №46-Р однозначно усматривается, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок вышеуказанных отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления. Иное противоречило бы нормам действующего законодательства, нарушало права собственника земельного участка на выбор иного способа и порядка ликвидации места несанкционированного размещения отходов. В связи с чем суд не находит оснований для возложения такой обязанности на ответчика Чанчикова А.С.

Таким образом, факт образования свалки на земельном участке, расположенном в границах <адрес>, государственная собственность на который не разграничена и распоряжение которым осуществляется <адрес>, доказано и не оспаривалось стороной ответчика, что подтверждается информацией и приложенными к ней схематическими чертежами и каталогами координат земельного участка, захламленного отходами в границах кадастрового квартала Управления Росреестра по <адрес>, письмом о направлении информации по подведомственности Министерства экологии и рационального природопользования <адрес>, актом выездного обследования со специалистами отдела государственного экологического надзора с установлением наличия строительных отходов с отнесением их к 4 и 5 классу опасности в соответствии с ФККО с фотоматериалами.

Данные о привлечении Чанчикова А.С. к административной ответственности за захламление части земельного участка в данном кадастровом квартале не освобождает администрацию района от ответственности по ликвидации размещения несанкционированной свалки, возложенной на нее законом.

Кроме того, достоверных данных об образовании свалки действиями               Чанчикова А.С. именно на земельном участке по установленным координатам характерных точек в спорном кадастровом квартале, не представлено и судом не установлено.

Выявленный факт размещения несанкционированной свалки отходов производства и потребления свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом обязанностей органами, ответственными за содержание указанного земельного участка, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории района, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, в связи с чем суд полагает исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, только к Администрации Кировского района                                    г. Красноярска, в требованиях к Чанчикову А.С. следует отказать.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В связи с чем, возлагая на ответчика обязанность по устранению нарушений действующего законодательства в области природоохраны, суд соглашается с доводами истца о предоставлении разумного срока, считает возможным установить срок для исполнения решения в течение 6 месяцев.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на Администрацию Кировского района в г. Красноярске                     (ИНН обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала на неразграниченной территории, площадью            3 772 кв.м по следующим координатам характерных точек:

В удовлетворении требований к Чанчиков АС отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном    порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в    окончательной форме.

Судья                                                                             Е.Н. Пацёра

        Решение суда в окончательной форме принято 17.07.2023г.

2-752/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Кировского района, г. Красноярска
Чанчиков Александр Сергеевич
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Пацера Е.Н.
Дело на странице суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2023Подготовка дела (собеседование)
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
10.07.2023Судебное заседание
17.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее