Решение по делу № 2а-216/2022 от 15.06.2022

Дело №2а-216/2022

УИД 22RS0023-01-2022-000258-77

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2022 года                                                       с. Калманка

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего, судьи Федоровой Н.А.

при секретаре Трапковой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Калманского района Алтайского края, действующему в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Калманский район Алтайского края, о признании бездействия незаконным, признании решения районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края незаконным, возложении обязанности

                                                   У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калманского района Алтайского края, действуя в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Калманский район Алтайского края, обратился в суд с административным иском к районному Собранию депутатов Калманского района Алтайского края, в котором просил признать незаконным решение Районного Собрания депутатов Калманского района от 27.05.2022г. № 26 «О представлении прокуратуры Калманского района об устранении нарушений федерального законодательства от 18.04.2022г. № 02-50-2022»; возложить на Районное Собрание депутатов Калманского района рассмотреть вопрос об удалении главы муниципального образования Калманский район Алтайского края Б.. в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данные требования мотивировал тем, что решением Калманского районного суда от 09.08.2021г. по гражданскому делу № 2-289/2021 по исковому заявлению прокурора Калманского района в интересах муниципального образования Калманский район Алтайского края к главе Калманского района Алтайского края Бунету С.Ф. о признании распоряжений незаконными, взыскании суммы полученных премиальных выплат удовлетворены исковые требования прокурора района – признаны незаконными распоряжения главы Калманского района Б.. от 19.02.202 № 27-л, от 23.12.2020 № 306-л, от 23.12.202 № 307-л о выплате главе Калманского района Бунету С.Ф. премий; взыскано с Б.. в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края неосновательное обогащение - 95347,97 рублей. При этом в решении указано на то, что в действиях Б.. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи главой района, вопросы о своем премировании на разрешение Районного Собрания депутатов Калманского района не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Калманский район и Положения об оплате труда главы Калманского района. Данное решение вступило в законную силу 27.10.2021г., оставлено без изменения судом кассационной инстанции.

В силу ч.2 ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральными законами № 273-ФЗ и № 79-ФЗ, влечет удаление главы муниципального образования в отставку.

По факту непринятия главой Калманского района Б.., являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов 18.04.2022г., прокуратурой Калманского района внесено представление в районное Собрание депутатов Калманского района о применении единственно возможной в данном случае меры ответственности в виде удаления главы района в отставку.

Данное представление рассмотрено районным Собранием депутатов района на сессии 27.05.2022г., решением районного Собрания депутатов Калманского района № 26 представление прокуратуры района от 18.04.2022г. отклонено. Вместе с тем, несоблюдение антикоррупционного запрета, а именно непринятие главой района мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, влечет его безусловное удаление в отставку при наличии установленных нарушений законодательства о противодействии коррупции. Досрочное прекращение полномочий лица, указанного в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вследствие нарушения запрета (несоблюдения требований), связанного с его публично-правовым статусом, выступает в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус. Следовательно, гражданин, вступая в указанную должность, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, в том числе касающиеся противодействия коррупции, в частности, в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В силу положений Федерального закона «О противодействии коррупции» такое лицо обязано в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов. В случае же непринятия этих мер соответствующее лицо подлежит освобождению от должности. Федеральный законодатель, действуя в пределах своей конституционной дискреции, для таких коррупционных правонарушений, как непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов и предотвращению и урегулированию конфликта интересов, с учетом самой по себе потенциальной опасности таких деяний предусмотрел соразмерную им меру воздействия в виде досрочного прекращения полномочий соответствующего должностного лица, реализуемую в установленной процедуре решением компетентного органа публичной власти. При таких обстоятельствах действия представительного органа не соответствуют требованиям вышеперечисленного законодательства и позволяют сделать вывод о неисполнении обязанности, предусмотренной ст. 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ.

В последующем прокурор, не меняя основание административного иска, уточнил административные исковые требования – дополнительно к ранее заявленным требованиям просил признать незаконным бездействие районного Собрания депутатов по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора, содержащего требования о применении предусмотренных законом мер ответственности об удалении главы Калманского района в отставку.

Прокурор Калманского района Алтайского края в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - председатель районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края Калмаков М.И. полагал административные исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений сослался на отсутствие у прокурора полномочий вносить инициативу об удалении главы района в отставку, кроме того, обратил внимание суда на то, что бездействия со стороны административного ответчика не усматривается, поскольку им была созвана внеочередная сессия, на которой рассмотрено представление прокурора об удалении главы в отставку. Районное Собрание депутатов является выборным органом местного самоуправления, в связи с чем на федеральном уровне законодательно наделено самостоятельностью и независимостью в принятии решений, отнесенных к его компетенции. Вопрос, поставленный в представлении прокурора, рассмотрен районным Собранием депутатов, депутатами не усмотрено в действия главы Калманского района Алтайского края коррупционных нарушений, в связи с чем в удовлетворении представления прокурора отказано. В действиях Б.. установлен дисциплинарный проступок, вместе с тем, поскольку сроки привлечения лица к дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, истекли, то он не подлежит данному привлечению. Требования, заявленные прокурором в настоящем иске, требуют от Районного Собрания депутатов принятия конкретного решения, что противоречит положениям Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г.

Заинтересованное лицо Б.. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица по административным исковым требованиям прокурора возражал, изложив возражения, аналогичные возражениям представителя административного ответчика. Дополнительно указал, что прокурор в своем иске ссылается на коррупционные нарушения, допущенные главой района, в обоснование приводит содержание решения Калманского районного суда Алтайского края от 09.08.2021г., где речь идет о том, что Б.. осуществил действия, не входящие в его полномочия. Трактовка несоблюдения антикоррупционного законодательства в части личной заинтересованности всегда связана с использованием должностным лицом своих полномочий, чего в действиях Б.. ни решением суда, ни депутатами не установлено. Оснований для удаления главы района в отставку не имеется.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, их представителей, показания свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В статье 34 вышеназванного Федерального закона закреплено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 35 этого же закона, к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе относится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Частью 4.1 ст. 36 закона установлено, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Из положений ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ следует, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются: 1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона; 2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; 3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд; 4) несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"; 5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" определено понятие коррупции, под которым понимается, что коррупция, это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является; 2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами; 3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления лицом предпринимательской деятельности; 5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ст. 10). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: 1) на государственных и муниципальных служащих; 2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.3 ст. 10).

Статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ регламентировано, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 74 от 06.12.2017г. на должность главы муниципального образования Калманский район Алтайского края по результатам тайного голосования избран Б...

Решением районного собрания депутатов Калманского района № 41 от 28.07.2021г. утвержден Порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Калманский район Алтайского края, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно п.3 утвержденного Порядка, данный порядок распространяется на лиц, замещающих следующие муниципальные должности: 1) глава Калманского района Алтайского края; 2) председатель районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края; 3) депутаты районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края. Уведомление подается лицами, указанными в п.3 настоящего Порядка, в срок не позднее трех рабочих дней с момента, когда им стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит иди может привести к конфликту интересов (п.6).Комиссия по бюджету и вопросам местного самоуправления РСД осуществляет предварительное рассмотрение уведомления, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение. Комиссия имеет право получать в установленном порядке пояснения, направлять запросы в органы государственной власти, органы власти субъекта, иные государственные органы и заинтересованные организации (п.п. 8-9).

Решением Калманского районного суда Алтайского края от 09.08.2021г., вступившим в законную силу 27.10.2021г., установлено следующее. 19 февраля 2020 года главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение №27-л о премировании главы Калманского района Б.. за добросовестное выполнение должностных обязанностей в размере 3000 рублей с учетом районного коэффициента. 30.11.2020 главой Калманского района Б.. председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Чугузовой Т.А. подано ходатайство об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 30 675,49 рублей для выплаты главе Калманского района Алтайского края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов за счет уменьшения плановых назначений по центральному аппарату местного самоуправления за счет сложившейся экономии. 30.11.2020 главой Калманского района Б.. председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Чугузовой Т.А. подано ходатайство о корректировке плановых назначений на 2020 год для выплаты главе Калманского района Алтайского края премии по результатам работы за год в размере 3 должностных окладов. 16.12.2020 главой Калманского района Б.. председателю комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Чугузовой Т.А. подано ходатайство об увеличении плановых назначений на 2020 год в сумме 1 628 990 рублей, в числе для главы муниципального образований – 97 520 рублей. 23 декабря 2020 года главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение №306-л о премировании главы Калманского района Б.. по итогам 2020 года в размере 76 603 рубля 97 копеек за счет дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда в период коронавирусной пандемии. 23 декабря 2020 года главой администрации Калманского района Алтайского края издано распоряжение №307-л о премировании главы Калманского района Б.. по итогам 2020 года в размере 30003 рубля за счет экономии фонда оплаты труда.

Премия по результатам работы за год, в том числе и «по итогам 2020 года», главе муниципального образования Калманский район, предусмотренная Положением об оплате труда главы Калманского района Алтайского края, включена в число дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Калманский район представительным органом муниципального образования – районным Собранием депутатов Калманского района Алтайского края. Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, по итогам 2020 года, относится к компетенции районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края.

Действия Б.. по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 95 347 рублей 97 копеек являются коррупционным правонарушением, при этом письменных обращений Б.. в Районное Собрание депутатов с заявлением о возникновении личной заинтересованности в связи с получением премий в 2020 году и истекший период 2021 года не поступало, что свидетельствует о неурегулированном конфликте интересов и о непринятии Б.. мер по урегулированию конфликта интересов.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о недобросовестности главы Калманского района Б.. при назначении самому себе и получении спорных премий. В качестве неосновательного обогащения с Б.. в пользу бюджета муниципального образования Калманский район Алтайского края взыскана сумма 95 347 рублей 97 копеек.

Согласно ч.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Поскольку районным Собранием депутатов Калманского района, которое по своей сути выступает представителем нанимателя (работодателя), длительное время не предпринималось мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, прокурор внес в Районное Собрание депутатов представление об инициации Районным Собранием депутатов вопроса об удалении главы муниципального образования, допустившего коррупционное нарушение, в отставку.

Решением Калманского районного суда Алтайского края от 23.05.2022г. разрешен административный иск районного Собрания депутатов Калманского района, поступивший в суд 16.05.2022г., о признании незаконным вышеназванного представления и.о прокурора Калманского района, который оставлен без удовлетворения.

20.05.2022 в районное Собрание депутатов Калманского района, то есть в период рассмотрения административного иска районного Собрания депутатов Калманского района о признании незаконным представления и.о прокурора Калманского района от 18.04.2022г. № 02-50-2022, от Б.. поступило уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором им сообщается о факте издания распоряжений о начислении и выплате премий, возврате суммы неосновательного обогащения, то есть те сведения, которые ранее были установлены решением Калманского районного суда от 09.08.2021г..

Согласно заключения постоянной комиссии по бюджету и вопросам местного самоуправления районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края по результатам предварительного рассмотрения уведомления главы Калманского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, установлено, что при исполнении главой Калманского района Б.., направившим уведомление, своих должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует. Одновременно администрации Калманского района с целью приведения порядка премирования главы Калманского района в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством, рекомендовано разработать новый проект положения об оплате труда главы Калманского района, с предварительным его направлением в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.

Из показаний свидетеля Никулиной Н.М., являющейся председателем комиссии по бюджету и вопросам местного самоуправления, следует, что на заседании комиссии было изучено уведомление Б.. и Положения об оплате труда главы Калманского района. Комиссия пришла к выводу, что именно в Положении об оплате труда главы Калманского района имеются недостатки его содержания, которые не позволяют главе района самому себе назначать премии, и данные недостатки подлежат исправлению. Решение Калманского районного суда от 09.08.2021г. при даче заключения ими не изучалось и не учитывалось; оценка тому, что глава района обратился с уведомлением спустя более, чем через два года после допущенных нарушений, а также спустя более чем полгода после вступления решения суда в законную силу, не давалась.

На основании распоряжения председателя районного Собрания депутатов Калманского района от 23.05.2022 № 8 по предложению депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края постановлено созвать внеочередную 57 сессию РСД 27 мая 2022 года в 15 часов 00 минут в здании администрации Калманского района с повесткой дня: 1) о рассмотрении уведомления главы Калманского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит иди может привести к конфликту интересов; 2) о представлении прокуратуры Калманского района об устранении нарушений федерального законодательства от 18.04.2022г. № 02-50-2022.

Решением районного Собрания депутатов от 27.05.2022г. № 25 признано, что при исполнении главой Калманского района Б.., направившим уведомление, своих должностных обязанностей, конфликт интересов отсутствует; решено рекомендовать администрации Калманского района Алтайского края разработать новый проект положения об оплате труда главы Калманского района и направить в прокуратуру Калманского района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Решением районного Собрания депутатов от 27.05.2022г. № 26 представление прокуратуры Калманского района об устранении нарушений федерального законодательства от 18.04.2022г. № 02-50-2022 отклонено.

Как следует из протокола 57 внеочередной сессии РСД, на заседании сессии присутствовало 9 депутатов, от установленной численности - в 16, избранных – 14.

Также из протокола следует, что основанием для отклонения представления прокурора послужило решение Калманского районного суда от 23.05.2022г., которым районному Собранию депутатов было отказано в признании представления и.о. прокурора Калманского района незаконным. То есть фактически требование прокурора, содержащееся в представлении на обсуждение депутатов не вносилось и депутатами не обсуждалось. На основании чего районное Собрание депутатов пришло к выводу об отклонении представления и.о. прокурора установить, исходя из протокола и самого решения, не представляется возможным.

Согласно ст. 22 Устава муниципального образования «Калманский район Алтайского края», районное Собрание депутатов состоит из 16 депутатов. К исключительной компетенции РСД, в том числе относится вопрос об удалении главы района в отставку (ст.25). Статьей 39 Устава определены случаи досрочного прекращения полномочий главы района, и что корреспондирует к положениям Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.

При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что представление и.о. прокурора Калманского района от 18.04.2022г. № 02-50-2022, внесенное в районное Собрание депутатов было направлено на инициацию районным Собранием депутатов разрешения вопроса об удалении главы района в отставку в связи с допущенным им коррупционным правонарушением, что было установлено решением суда, обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.

Как следует из распоряжения председателя районного Собрания депутатов, по инициативе депутатов, с целью рассмотрения представления прокурора была созвана 57 внеочередная сессия.

Из пояснений представителя административного ответчика - председателя РСД Калмакова М.И., депутатами на 57 внеочередной сессии по вопросу № 2, указанной в повестке, фактически рассматривался вопрос о досрочном прекращении полномочий главы района в порядке ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.

Исходя из системного толкования ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, в которой закреплены не только основания для удаления главы муниципального образования в отставку, а также порядок данной процедуры, следует, что решение по данному вопросу принимается не менее, чем двумя третями от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, и с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Как следует из протокола 57 внеочередной сессии, в нарушение положений ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ решение по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку принималось 9 депутатами, что составляет менее, чем 2/3 от установленной численности; а также без учета мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). По мнению суда, нарушение процедуры принятия решения, установленной федеральным законодательством, ведет к порочности принятого решения.

Согласно регламента районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, на сессиях предусматриваются следующие виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово докладчика (содокладчика) по обсуждаемому вопросу, выступление в прениях, выступление по мотивам голосования и др.. Обсуждение каждого вопроса, включенного в повестку дня, как правило, состоит из доклада (содоклада), вопросов к докладчику (содокладчику), выступлений в прениях, заключительного выступления докладчика (содокладчика) (ст. 23). Прениями являются выступления депутатов и иных лиц, участвующих в сессии, в которых они обосновывают свою позицию по рассматриваемому вопросу. Выступающий не должен уклоняться от существа рассматриваемого вопроса и превышать отведенное для выступления время (ст. 24).

Как следует из протокола 57 внеочередной сессии, и что было отмечено выше, выступление докладчика Никулиной Н.М. по второму вопросу повестки дня состояло только в ее сообщении о результатах судебного рассмотрения административного иска РСД к прокуратуре Калманского района и прокуратуре Алтайского края, вместе с тем вопрос, поставленный в представлении и.о. прокурора по существу не разрешался, мотивировка принятого решения отсутствует как в протоколе, так и в самом решении, что является недопустим, противоречащим требованиям действующего регламента.

При указанных обстоятельствах решение районного Собрания депутатов № 26 от 27.05.2022г. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, разрешение вопроса, поставленного в представлении и.о. прокурора Калманского района Алтайского края № 02-50-2022 от 18.04.2022г. повторному рассмотрению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом довод представителя административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на внесение вышеназванного представления не может быть принят во внимание, поскольку оценка данному доводу дана в решении Калманского районного суда от 23.05.2022г., которым в признании представления незаконным - было отказано.

Разрешая требование прокурора по признанию незаконным бездействия РСД по ненадлежащему рассмотрению представления прокурора, содержащего требования о применении предусмотренных законом мер ответственности об удалении главы Калманского района в отставку, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку задачи административного судопроизводства, закрепленные в ст. 3 КАС РФ, решены судом в рамках настоящего административного спора путем удовлетворения первых двух требований, содержащихся в просительной части административного иска.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

      Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 26 от 27 мая 2022 года «О представлении прокуратуры Калманского района об устранении нарушений федерального законодательства от 18.04.2022г. № 02-50-2022».

Возложить на районное Собрание депутатов Калманского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть представление прокурора, в котором ставится вопрос об удалении главы муниципального образования Калманский район Алтайского края Б.. в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                            Н.А. Федорова

Мотивированное решение изготовлено 11.08.2022г.

2а-216/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Калманского района
Ответчики
Районное Собрание депутатов Калманского района
Другие
Бунет Сергей Федорович
Боловнев Михаил Алексеевич
Суд
Калманский районный суд Алтайского края
Судья
Федорова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
kalmansky.alt.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация административного искового заявления
15.06.2022Передача материалов судье
17.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
08.08.2022Судебное заседание
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее