Решение по делу № 2-1914/2022 от 10.03.2022

Дело № 2-1-1914/2022

64RS0042-01-2022-002919-28

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 июля 2022 г. г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ребневой Е.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щёголевой А.М.,

с участием представителя истцов ФИО15, представителей ответчика ФИО7, ФИО8, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО9,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, третьего лица ФИО1 к Администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о возложении обязанности перенести мусорные контейнера, о возложении обязанности совершить действие, о взыскании судебных расходов,

установил:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района <адрес> об обязании ликвидировать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов, обязании перенести мусорные контейнеры. Требования мотивируют тем, что ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, плодосовхоз имени Ф. Энгельса, <адрес> «А». По указанному адресу также зарегистрирован и проживает их сын ФИО4 с семьей. Администрацией Энгельсского муниципального района <адрес> около трех лет назад напротив дома истцов установлены мусорные контейнеры с нарушением СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требваония к содержанию территорий муниципальных образований». ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» проведено обследование общедомовой контейнерной площадки в районе жилого <адрес> «А» по <адрес>, в <адрес>, плодосовхоз имени Ф.Энгельса, которым установлено нарушение санитарных правил и норм в части оборудования контейнерной площадки, а также установлено скопление на контейнерной площадке твердых коммунальных отходов. По указанному факту прокуратурой <адрес> в адрес администрации Энгельсского муниципального района <адрес> вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которые ответчик не устранил. ФИО4 неоднократно обращался в различные органы с заявлением о переносе контейнерной площадки. Считая свои права нарушенными, истцы просили суд, с учетом уточнения исковых требований, в том числе после проведения судебной экспертизы по делу, возложить на ответчика обязанность в течение пятнадцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перенос мусорных контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, расположенных рядом с домом по адресу: <адрес>, плодосовхоз им. Ф. Энгельса <адрес> А в другое место в пределах зоны обслуживания населения плодосовхоза им. Ф. Энгельса, установленного заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> после перемещения мусорных контейнерных баков на новое местоположение выполнить ограждения с трех сторон контейнерной площадки высотой не менее 1 метра; выполнить уклон основания для отвода талых и дождевых вод; оборудовать контейнерные баки крышками; своевременно вывозить ТКО; своевременно выполнять мероприятия по проведению уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки; взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в пользу ФИО4 судебные расходы, понесенные на оплату судебной экспертизы в размере 38000 руб., расходы на оказание услуг представителя в размере 25000 руб. 00 коп., расходы на оплату государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 600 руб. 00 коп., почтовые расходы за направление искового заявления в суд в размере 228 руб. 40 коп., а также почтовые расходы за направление искового материала в адрес ответчика, согласно кассового чека.

Представитель истцов в судебном заседании просила рассмотреть иск по требованиям, заявленным в окончательном варианте, от первоначально заявленных требований отказалась, о чем составлено приложение к протоколу судебного заседания. Суд принял отказ от исковых требований, поскольку он не противоречит требованиям законодательства и не нарушает права лиц, участвующих в деле.

Третье лицо ФИО1 заявила самостоятельные требования, просила суд возложить на администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу перенести мусорные контейнера, установленные по адресу: <адрес>, плодосовхоз им. Ф. Энгельса, <адрес> иное место в пределах зоны обслуживания. Требования мотивировала тем, что по дороге к ее дому расположена контейнерная площадка, постоянное складирование мусора препятствует её проезду к дому. Также нахождение рядом со стоящими деревянными столбами электросети строительного мусора, сухих веток, которые не вывозятся администрацией, создает пожарную опасность, возможность возгорания, замыкания электросети и возгорания близлежащих домов, в том числе и принадлежащего ей, что может привести к необратимым последствиям.

Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в своём отсутствии.

Представитель истцов ФИО15 в судебном заседании поддержала заявленные требования в окончательном уточненном варианте, остальные требования просила не рассматривать по существу спора. Пояснила, что истцы неоднократно обращались с просьбами о переносе контейнерной площадки, так как на ней скапливаются отходы, площадка постоянно находится в антисанитарном состоянии, что подтверждается фотоматериалами, представленными в материалы дела. Несмотря на то, что экспертом установлено соответствие нормам и правилам месторасположение контейнерной площадки, однако ее состояние и содержание создает угрозу жизни и здоровью граждан. Указала, что до настоящего времени имеющаяся контейнерная площадка не оборудована в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, ее состояние создает пожарную обстановку.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования ФИО1, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины ее неявки суду неизвестны.

Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района <адрес> ФИО8 в судебном заседании ранее данные в ходе судебного разбирательства пояснения представителей администрации поддержала, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно обратила внимание суда, что оборудование нового места расположения контейнерной площадки требует финансовых и продолжительных трудозатрат, поскольку из показаний эксперта следует, что необходимо вырубить зеленые насаждения, провести мероприятия по строительству новой площадки, ее оборудованию. Разработка данных мероприятий возможно после внесения данной площадки, а именно изменений по месторасположению в плодосовхозе контейнерной площадки, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, что требует продолжительного согласования и относится только к компетенции органа местного самоуправления. При этом вопросы по оборудованию имеющейся контейнерной площадки проводятся, площадка приведена в санитарное состояние.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес> ФИО9 в судебном заседании возражала по существу заявленных требований, просила отказать в полном объеме. Представила письменные отзывы, доводы которых поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией ответственных административных лиц установлено, что расстояние от места накопления ТКО, расположенного по адресу: <адрес> им. Ф.Энгельса, <адрес>, до <адрес> «А» составляет 20 м. Указанное обстоятельство опровергает факт нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Перенос контейнерных площадок в иное место, в связи с тем, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не более 100 м., повлечет нарушение прав иных лиц, поскольку будет противоречить СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Также обратила внимание, что перенос контейнерной площадки нецелесообразен, кроме того, относится к компетенции органа местного самоуправления и суд, как орган судебной власти не вправе решать такие вопросы. Кроме того, стороной истцов и третьим лицом не представлены доказательства причинения вреда, наступившего вследствие нарушения санитарных правил расположения спорной контейнерной площадки.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Саратовский филиал АО «Ситиматик» в судебное заседание не явился, в материалы дела представлен письменных отзыв и дополнения к нему, которые представитель в предыдущих судебных заседаниях поддержала в полном объеме, полагала требования истцов не подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, МКУ «Городское хозяйство <адрес>», ПАО «Газпром газораспределение <адрес>», АО «Облкоммунэнерго» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны. Ранее участвующий в судебном заседании представитель АО «Облкоммунэнерго» пояснила, что месторасположение спорной контейнерной площадки не приводит к нарушению градостроительных норм и правил, в этой связи оставила рассмотрение заявленных исковых требований на усмотрение суда. Представитель ПАО «Газпром газораспределение <адрес>» представила заявление о рассмотрении спора в ее отсутствие, в письменном отзыве указали, что расположенный вблизи с контейнерной площадкой газорегуляторный пункт состоит на балансе, организация месторасположения площадки должна предусматривать охранные зоны и соблюдать все необходимые требования, в данном случае при размещении площадки все нормативные расстояния соблюдены. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> представил письменный отзыв, согласно которого в территориальной схеме обращения с отходами место накопления ТКО является площадка по адресу: <адрес>, плодосовхоз им. Ф.Энгельса, <адрес>. Указал, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», привлеченный к участию в деле в порядке статьи 47 ГПК РФ для дачи заключения, в судебное заседание не явился, заключение представлено с актом обследования. Имеется ходатайство о рассмотрении спора по существу в отсутствии представителя.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, допросив свидетелей ФИО10, ФИО13, эксперта ФИО11, изучив и исследовав материалы настоящего дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч. 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

Судом установлено, что ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, плодосовхоз имени Ф. Энгельса, <адрес> По указанному адресу также зарегистрирован по месту жительства и проживает ФИО4 со своей семьей.

В районе жилого <адрес> «А» по <адрес>, плодосовхоз имени Ф. Энгельса, <адрес> расположена площадка накопления ТКО.

Истцы, не согласившись с расположением контейнеров вблизи частных домовладений обращались в Администрацию Энгельсского муниципального района, Управление Президента Российской Федерации, прокурору <адрес>, указывая на допущение нарушения их права.

Из ответов заместителя главы администрации по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес> следует, что месторасположение контейнерной площадки организовано по многочисленным обращениям жителей <адрес>, комиссией по определению места размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального района. Решением принято размещение площадки ТКО в районе <адрес>, возможности расположения площадки в ином месте, в связи с плотностью застройки комиссией не установлено, осуществить перенос невозможно. Вопрос обустройства имеющейся площадки должен был быть рассмотрен в 2020 году. В ответе на обращения указывается, что вывоз отходов ТКО осуществляет Региональный оператор по обращению с ТКО на территории <адрес>, а отходы в виде сухих веток, строительного мусора, иных отходов, образующихся в результате благоустройства территории населенных пунктов, осуществляется МКУ «Городское хозяйство» на основе отдельных договорных отношений в соответствии с планом работы.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя <адрес> Р. Бусаргин, сообщает, что возможности расположения контейнерной площадки в ином месте, в связи с плотностью застройки, комиссией не установлено, существующая застройка данного микрорайона не позволяет выполнить перенос места накопления ТКО в другое место, не нарушив тем-самым санитарно-эпидемиологические требования.

Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес>, рассмотрев обращения истцов по вопросу нарушений требований санитарного законодательства при размещении и оборудовании контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома по адресу: Плодосовхоз им. Ф.Энгелса, <адрес> А, сообщил, что на момент проведения экспертизы ДД.ММ.ГГГГ контейнерная площадка не имеет ограждения, не оборудована бордюром по периметру расстояние не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, в связи с чем в адрес администрации выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушений обязательных требований.

Выводы Роспотребнадзора и обоснованность вынесенного предписания орган подтвердил экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено проведение исследования спорного объекта – контейнерной площадки и выводы о допущении нарушений при расположении площадки, а именно не соответствие требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» п. 8.2.5 и требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории муниципальных образований», раздел 11 «Обращение с ТКО» п. 2.1, 2.2, 2.6, 2.8.

Прокуратурой г. Энгельса по обращению истцов от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка и в ходе осмотра площадки установлено не соответствие требованиям СанПиНа ДД.ММ.ГГГГ-21, а именно: покрытие площадки выполнено из асфальтовой крошки, уклон для отведения талых и дождевых вод отсутствует, ограждения площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра не имеется, площадка расположена на расстоянии 10 метров от жилых строений.

Истцы, обосновывая свои доводы тем, что месторасположение контейнерной площадки для сбора ТКО нарушает их права, состояние площадки не удовлетворительное, вывоз мусора своевременно не осуществляется, благоустройство территории возле площадки не проводится, предоставляет фотоматериалы, из которых усматривается, что в различные времена года, зимой, весной, летом и осенью контейнера на площадке переполнены мусором, на площадке имеется захламление ветками, обрезками деревьев, сломанной мебелью, автомобильными шинами и иными отходами.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) устанавливает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Согласно статье 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами, за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно - обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях; обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: - создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; - определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; - организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, вступившим в силу 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно пунктам 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее Правила № 1039)предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 3 Правил № 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе их раздельному накоплению, регулируются Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области, утвержденным февраля 2022 г. № 48 (далее – Порядок накопления № 48).

Согласно п. 2.7. Порядка накопления № 48 бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, организованных для индивидуальных жилых домов органами местного самоуправления на территории общего пользования, несут органы местного самоуправления, организовавшие места (площадки) накопления ТКО, специальные площадки для складирования крупногабаритных отходов.

Организация деятельности по накоплению ТКО (в том числе их раздельному накоплению) на территории области осуществляется министерством природных ресурсов и экологии области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории области (далее - территориальная схема обращения с отходами), посредством координации деятельности органов местного самоуправления, регионального оператора по обращению с ТКО (далее - региональный оператор).

Из содержания пункта 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Постановление № 1156) следует, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Из изложенных норм следует, что бремя содержания мест (площадок) накопления ТКО, специальных площадок для складирования ТКО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

При этом согласно Постановлению № 1156 контейнерная площадка – это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пункту 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В силу пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10 июня 2010 г. № 64 (зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2010 г. № 17833) (введено в действие с 15 августа 2010 г. и утратило силу с 1 марта 2021 г.), для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Согласно пункту 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, применявшихся с 15 августа 2010 г. в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», признанных недействующими постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 42 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов СССР», на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 (ред. от 14.02.2022) «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» регламентирует, что расстояние от объекта нормирования до места накопления должно быт не менее 20м. (Приложение N 1 к СП 2.1.3684-21).

При этом в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Истцы, полагая свои права нарушенными, предъявили требования об обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области перенести контейнерную площадку для сбора ТКО в другое место в пределах зоны обслуживания.

Суд с целью проверки доводов истцов, привлек к участию в деле для дачи заключения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области».

Согласно заключению А от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» контейнерная площадка, расположенная вблизи адреса: <адрес>, плодосовхоз им. Ф.Энгельса, <адрес>А не соответствует СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических мероприятий», раздел 11 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений» п. 3; п.8; п.9; п.10.

Доводы заключения основаны на акте санитарно-эпидемиологического обследования (л.д. 167), в котором отражены результаты исследования на местности.

По сведениям Саратовского филиала АО «Ситиматик» вывоз мусора со спорной контейнерной площадки осуществляется в соответствии с утвержденным графиком, что подтверждается выпиской из маршрутных журналов. В соответствии с Правилами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с места погрузки таких отходов в мусоровоз. Таким образом, региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из контейнеров в соответствии с утвержденным маршрутом и периодичностью вывоза. Условия договорных отношений по вывозу мусора, оформлены договором №РО-7тр/2019 от 01 марта 2019 года между АО «Управление отходами» и ООО «Днепр.Смоленский регион».

Из представленных документов установлено, что спорная контейнерная площадка для сбора ТКО расположена по адресному ориентиру: Саратовская область, Энгельсский район, п. Плодосовхоз, ул. Садовая, д. 3, и внесена в территориальную схему обращения с отходами в Саратовской области по указанному адресу. Данные сведения подтверждаются скриншотом реестра контейнерных площадок.

Представители органа местного самоуправления с целью проверки обоснованности заявленных требований истца, выехали на место расположения контейнерной площадки и в составе комиссии составили акт о том, что расстояние от площадки до дома истцов составляет 20 метров.

Из представленной в материалы дела кадастровой выписки земельного участка с кадастровым номером 64:50:031727:86, на котором расположено домовладение истцов дом №42А по ул. Садовая плодосовхоза г. Энгельса, видно, что имеются ограничения использования в связи с нахождением в границах охранных зоны инженерных коммуникаций, поскольку входит в охранную зону комплекса энергообъектов фидер-652.

Истец также представил сведения, что расположенные поблизости земельные участки, на которых расположены жилые дома также входят в охранную зону инженерных коммуникаций, как и земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка для сбора ТКО.

Из представленных в материалы дела документов и фотографий установлено, что вблизи спорной площадки расположен Газорегуляторный пункт, истцы утверждают, что расположение спорной площадки нарушает Правила охраны газораспределительных сетей, а так же расположена с нарушением границ охранной зоны комплекса энергообъекта.

Третьим лицом ПАО «Газпром газораспределение Саратовская область» проведена проверка доводов истца, по результатам которой нарушений не установлено.

Из пояснений представителя третьего лица АО «Облкоммунэнерго» в судебном заседании 26 апреля 2022 г. следует, что вокруг проводов электросети установлены охранные зоны, в которых запрещено устраивать свалки, производить строительные работы, однако сам факт нахождения контейнерной площадки в подобной зоне не нарушает требований норм и правил.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО12, показала, что с момента установки в 2017 году контейнерной площадки, начались проблемы, стоит сильный запах, по всей территории раскидан мусор, считает, что необходимо производить разъяснительную работу с гражданами и переносить контейнерную площадку в другое место.

Свидетель ФИО13 показал, что вокруг контейнерной площадки все время разбросан мусор, его складирование мешает проходу и проезду, считал, что площадку необходимо перенести, своевременно ее убирать и облагородить территорию площадки.

По ходатайству стороны истца по делу назначена судебная комплексная экспертиза, о чем вынесено определение суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению эксперта ООО «Сарэксперт» от ДД.ММ.ГГГГ месторасположение мусорных контейнеров, находящихся по адресу: <адрес>, Плодосовхоз им. Ф. Энгельса, <адрес>, существующим пожарным, санитарным, эпидемиологическим и иным требованиям и нормам, правилам, в том числе границам расположения имеющихся пожранных зон инженерных коммуникаций (наличие поблизости ГРП, электросети), соответствует. Месторасположение спорных мусорных контейнеров угрозу жизни, здоровью граждан и их имуществу в пределах Плодосовхоза им. Ф. Энгельса, не создает. Не соблюдение п. 3, п. 9 и п. 10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от. 28 января 2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 14 февраля 2022 г.), но не место фактического расположения мусорных контейнеров, а также п. 69 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», создает угрозу жизни, здоровью граждан и окружающей среде, которое заключается в создании опасной пожарной и эпидемиологической обстановки. Нарушения п. 3, п. 9 и п. 10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями на 14 февраля 2022 г.), но не место фактического расположения: мусорных контейнеров, а также п. 69 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», возможно устранить при помощи следующих мероприятий:

-выполнить ограждения с трех сторон контейнерной площадки высотой не менее 1 метра;

-выполнить уклон основания для отвода талых и дождевых вод;

-оборудовать контейнерные баки крышками;

-своевременно вывозить ТКО;

-своевременно выполнять мероприятия по проведению уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки.

При этом экспертом указано, что перемещение мусорных контейнеров в другое место в пределах зоны обслуживания населения плодосовхоза им. Ф.Энгельса таким образом, чтобы новое месторасположение мусорной площадки не привело к нарушению пожарных, санитарных, эпидемиологических и иных требований, норм и правил, а также не создавало бы угрозу жизни и здоровью граждан, и их имуществу, возможно. При детальном исследовании местности в радиусе 100 м от жилого дома истцов установлено наличие еще одного места расположения контейнерной площадки. Экспертом приведены геоданные будущей возможной площадки.

По ходатайству стороны ответчика в судебном заседании допрошена эксперт ФИО11, которая выводы, изложенные ею в экспертом исследовании, поддержала, дополнительно на вопросы участников процесса и суда пояснила, что возможность переноса контейнерной площадки ею определялась в соответствии с кадастровой картой по земельному участку, государственная собственность на который не разграничена, и на котором имеются зеленые насаждения, к лесополосе данный земельный участок не относится. Расстояние месторасположения новой контейнерной площадки эксперт определяла относительно месторасположения домовладения истцов, при этом отдаленность от самых дальних домовладений плодосовхоза и плотность населения, ею не учитывалась. Указала, что организация нового месторасположения контейнерной площадки требует вырубку зеленых насаждений, укладку бетонного или асфальтового покрытия с уклоном для стока дождевых и талых вод, оборудования ограждения и надлежащего содержания и своевременной уборки. Эксперт пояснила, что в случае надлежащего содержания имеющейся контейнерной площадки, выполнением региональным оператором своих функций, проведение мероприятий, необходимости в переносе площадки не возникнет.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ заключение судебной экспертизы, показания эксперта, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает возможным признать заключение эксперта и ее показания в качестве допустимого доказательства по делу и основывает на нем свои дальнейшие выводы, поскольку заключение составлено экспертом, незаинтересованным в исходе дела, предупрежденным об уголовной ответственности, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты, не противоречит материалам дела, согласуется с другими доказательствами. У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность данных проведенной экспертизы, исходя из примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, поэтому суд принимает заключение эксперта в качестве допустимого доказательства, и кладет в основу решения по данному делу.

Экспертное заключение сторонами не оспорено.

Анализируя установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанность совершить действие в части проведения соответствующих мероприятий по контейнерной площадке для сбора ТКО в нормативное состояние, поскольку представленными в материалы дела доказательствами и судебной экспертизой установлено нарушение прав истцов санитарным состоянием спорной площадки, которое создает угрозу их жизни и здоровью. В части требований истцов о переносе контейнерной площадки суд считает необходимым отказать, поскольку определение месторасположения контейнерных площадок относится к компетенции органа местного самоуправления и суд не вправе подменять итоговые решения их вопросов. Кроме того, экспертным путем установлено, что контейнерная площадка по адресу: Саратовская область, Энгельс плодосовхоз ул. Садовая, д. 3 как на момент ее организации, так и по настоящее время расположена в соответствии с правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21.

Согласно ст. 12 ГК РФ нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения прав истцов из-за ненадлежащего содержания ответчиком контейнерной площадки для сбора ТКО, и восстановление их прямо предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то суд считает правильным рассмотреть требования истцов в большем размере и рассмотреть требование о возложении обязанности на ответчика провести мероприятия по приведению контейнерной площадки в надлежащее санитарное и эпидемиологическое состояние, не меняя ее месторасположения, т.е. по имеющейся контейнерной площадке с адресным ориентиром: <адрес> плодосовхоз им. Ф.Энгельса, <адрес>.

Вывод основан на вышеприведенных нормах права, из которых также следует, что создание и бремя содержания мест накопления ТКО общего пользования относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 13.04. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «б отходах производства и потребления» определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов надлежит в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Поскольку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов при разрешении вопросов местного значения, в том числе по участию в организации деятельности по накоплению и сбору твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений должны учитываться объективные обстоятельства развития местного самоуправления, включая социально-культурные, финансово-экономические, организационные и иные институциональные факторы публично-территориальной самоорганизации населения.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 30 мая 2020 г. № 262 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Саратовской области (далее - Территориальная схема обращения с отходами Саратовской области), согласно пункту 4.1. раздела 4 Приложения которой в настоящее время в Саратовской области применяется централизованная система накопления ТКО, которая представлена несколькими способами организации:

- в контейнерах, расположенных на контейнерных площадках;

- в контейнерах, расположенных в мусороприемных камерах (посредством мусоропроводов);

- бестарный;

- путем приема отходов по заявке.

Как следует из территориальной схемы, существующая схема накопления твердых коммунальных отходов предусматривает их контейнерный способ сбора и вывоз по графику. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент утверждения реестра и по настоящее время органом местного самоуправления соблюдены действующие санитарные правила и нормы, регламентирующие месторасположение таких площадок. Исходя из представленного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что орган местного самоуправления с целью восстановления прав истцов провел осмотр спорной контейнерной площадки и установил ее соответствие месторасположения действующим правилам и нормам, а также несоответствие ее состояния, а именно отсутствие ограждения, уклона основания площадки, крышек на контейнерах.

С учетом изложенного, суд усматривает основания для сохранения существующей контейнерной площадки по адресу: <адрес>, Энгельс плодосовхоз <адрес>, поскольку ее месторасположение не приводит к нарушению норм и правил, при этом считает необходимым возложить на ответчика обязанность провести мероприятия, о которых просит сторона истцов, а именно:

- выполнить ограждения с трех сторон контейнерной площадки высотой не менее 1 метра;

- выполнить уклон основания для отвода талых и дождевых вод;

- оборудовать контейнерные баки крышками;

- своевременно вывозить ТКО;

- своевременно выполнять мероприятия по проведению уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки.

Рассматривая требования истцов о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещения издержек, связанных рассмотрением дела» суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО4 понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.; почтовые расходов в размере 228 руб. 40 коп. и по чеку в сумме 104 руб. 20 коп., которые непосредственно связаны с защитой нарушенного права и направлены на их восстановление, а также подтверждаются материалами дела.

Согласно имеющимся в материалах дела договору на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта 3.1. договора, произведена оплата за оказанные услуги представителем ФИО15 в сумме 25000 руб.

Принимая во внимание количество и продолжительность судебных заседаний по вышеназванному гражданскому делу, активное участие представителя в судебных заседаниях, сложность рассматриваемого спора, объем оказанных юридических услуг, руководствуясь принципом разумности и справедливости, соблюдая необходимый баланс сторон, суд считает необходимым взыскать с администрации Энгельсского муниципального района в пользу ФИО4 расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб.

Разрешая вопрос о взыскании судебных издержек в силу положений ст. 98 ГПК РФ по делу, суд считает необходимым расходы по оплате за проведение судебной экспертизы взыскать за счёт ответчика в пользу истца ФИО4 в размере суммы 38000 руб., поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства нарушения прав истцов, создающие угрозу их жизни и здоровью, поэтому суд с целью восстановления данных нарушений прав возложил на ответчика обязанность провести необходимые мероприятия по организации эпидемиологического состояния контейнерной площадки. При указанных обстоятельствах в силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" указанные судебные издержки пропорциональному распределению в случае частичного отказа в удовлетворении требований истцов не подлежат.

Суд, рассматривая требования третьего лица ФИО1, не находит правовых оснований для их удовлетворения по вышеизложенным выводам. Как следует из вышеприведенных обстоятельств и выводов судебной экспертизы месторасположение существующей контейнерной площадки соответствует санитарным нормам и правилам, оснований для ее переноса не имеется. В удовлетворении требования ФИО1 о переносе контейнерной площадки следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 12, 56, 235, 194-198 ГПК РФ суд

решил:

требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> оборудовать месторасположение мусорных контейнеров, находящихся по адресу: <адрес>, Плодосовхоз им. Ф.Энгельса, <адрес> путем проведения следующих мероприятий:

- выполнить ограждения с трех сторон контейнерной площадки высотой не менее 1 метра

- выполнить уклон основания для отвода талых и дождевых вод;

- оборудовать контейнерные баки крышками;

- своевременно вывозить ТКО;

- своевременно выполнять мероприятия по проведению уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки.

Взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в пользу ФИО4 (<данные изъяты>) расходы по оплате за судебную экспертизу в сумме 38000 руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме 10000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб., почтовые расходы в сумме 332 руб. 60 коп.

В остальной части требований истцов отказать.

В удовлетворении требования третьего лица, заявляющего самостоятельных требований, ФИО1 к администрации Энгельсского муниципального района <адрес> о возложении обязанности перенести мусорные контейнера отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня его оглашения в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Мотивированный текст решения изготовлен 08 июля 2022 года.

Председательствующий: подпись

Верно

Судья Е.Б. Ребнева

2-1914/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Сергей Геннадьевич
Захаров Станислав Сергеевич
Захарова Елена Николаевна
Ответчики
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области
Другие
ООО РО "Ситиматик"
Чунгурова Д.Р
Орлова Наталия Владимировна
МКУ "Городское хозяйство"
Комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Администрации Энгельсского муниципального района
Петровская Елена Владимировна
АО "Облкоммунэнерго"
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область"
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Судья
Ребнева Елена Борисовна
Дело на странице суда
engelsky.sar.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2022Передача материалов судье
16.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Производство по делу возобновлено
23.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Дело оформлено
04.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее