Решение по делу № 33-6695/2024 от 15.05.2024

УИД 59RS0006-02-2023-002857-79

Дело № 33-6695/2024 (2-118/2024)

Судья: Лузина О.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 25.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

судей Петуховой Е.В., Гладковой О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой Ларисы Алексеевны к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения, взыскании судебных издержек,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лаптева Л.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, в котором, с учетом уточненных требований, просила:

- взыскать с администрации г. Перми в пользу истца выкупную цену за жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, в размере 1775100 рублей, из которых: 1 292600 рублей – выкупная стоимость за жилое помещение, 82900 рублей – стоимость убытков, 399600 рублей – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.

- прекратить право собственности Лаптевой Ларисы Алексеевны на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

- возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ****8, принадлежащего Лаптевой Л.А. на праве собственности, после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

- взыскать с администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми в пользу Лапиной Л.А. издержки, связанные с рассмотрением дела, в размере 18660 рублей, из которых: 300 рублей – расходы по оплате госпошлины, 15000 рублей – оплата по договору на оказание услуг по проведению оценки № 10376-23 от 26.07.2023, 460 рублей – оплата за предоставление сведений из ЕГРН, 2900 рублей – за услуги ГБУЗ ЦТИ и КО Пермского края.

В обоснование заявленных требований указала на то, что является собственником одной комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8. Квартира расположена в двухэтажном шлакоблочном жилом доме на 2 этаже.

Заключением межведомственной комиссии № 1/96 от 01.06.2018, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 23.06.2017 № СЭД-059-37-01-04-67, многоквартирный жилой дом № ** по ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 18.06.2018 № СЭД-059-11-01-04-79 дома, указанные в приложении, признаны аварийными и подлежащими сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 01.03.2021 № СЭД059-11-01-04-68 внесены изменения в указанное выше распоряжение и предписано собственникам жилых помещений освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение 1 месяца с даты получения уведомления.

Несмотря на указанное заключение межведомственной комиссии администрация г. Перми не принимает меры по расселению жильцов данного дома либо изъятию жилых помещений путем выкупа.

Исковые требования были уточнены в части взыскиваемых сумм в связи с проведением по делу судебной оценочной экспертизы.

Истец Лаптева Л.А. и ее представитель Каримов В.М. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления.

Представитель ответчика - Управления жилищных отношений Администрации г.Перми в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления. Письменных заявлений, ходатайств суду не представила. В представленном ранее письменном отзыве также просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 193 том 1).

Представитель ответчика - Муниципального образования «город Пермь» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что против установленного заключением эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. размера возмещения за объект недвижимости, размера убытков и величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не возражает. Ранее представлял отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по тем же основаниям, что и представитель Управления жилищных отношений Администрации г.Перми (л.д. 198-199 том 1).

Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрения спора в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался, письменных заявлений, ходатайств суду не представил.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024 постановлено:

исковые Лаптевой Ларисы Алексеевны к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения, взыскании судебных издержек, - удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г. Перми в пользу Лаптевой Ларисы Алексеевны выкупную цену за жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, в размере 1567 500 рублей, из которых: 1 292600 рублей – выкупная стоимость за жилое помещение, 82900 рублей – стоимость убытков, 192 000 рублей – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять решение об изъятии жилого помещения – комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, принадлежащей Лаптевой Ларисы Алексеевны на праве собственности, и доли Лаптевой Ларисы Алексеевны в праве собственности на земельный участок под данным многоквартирным домом после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Прекратить право собственности Лаптевой Ларисы Алексеевны на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8 после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8 после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права собственности возникшего у муниципального образования «город Пермь» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Взыскать солидарно с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми в пользу Лаптевой Ларисы Алексеевны издержки, связанные с рассмотрением дела в размере 18660 рублей, из которых: 300 рублей – расходы по оплате госпошлины, 15000 рублей – оплата по договору на оказание услуг по проведению оценки № 10376-23 от 26.07.2023 года, 460 рублей – оплата за предоставление сведений из ЕГРН, 2900 рублей – за услуги ГБУЗ ЦТИ и КО Пермского края.

В остальной части заявленных исковых требований Лаптевой Ларисе Алексеевне – отказать.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит названное решение суда отменить. Ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, заявитель указывает на то, что расселение спорного дома в настоящее время не производится, многоквартирный дом по адресу: ****, не включен в действующие адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Срок по отселению граждан, установленный в распоряжении начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, - до 31.12.2024 не истек. Процедура изъятия земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в доме не соблюдена. В связи с чем основания для безусловного выкупа жилого помещения в данном случае отсутствовали. Финансирование на выплаты компенсаций по расселению аварийного жилищного фонда, который не включен в программу в текущем году, не заложено. Сроки отселения граждан из вышеуказанного аварийного жилого дома не оспорены. За предоставлением жилого помещения маневренного фонда истец не обращался. Доказательств того, что проживание в доме представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, в материалах дела не имеется.

В деле имеются возражения прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми на поданную ответчиком апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

От администрации г. Перми в суд апелляционной инстанции поступила дополнительная информация по многоквартирному дому по адресу: ****, согласно которой данный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п, с планируемой датой переселения жильцов многоквартирного дома – 31.12.2030, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Лаптевой Л.А. – Каримов В.М. возражал против отмены решения суда; прокурор Прокуратуры Пермского края Цилинская Ю.А. в своем заключении указала на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Законодателем в части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При разрешении спора судом установлено и следует из материалов дела, что 26.05.1998 на основании договора купли-продажи Лаптевой Ларисой Алексеевной в собственность приобретена комната площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером **, расположенная по адресу: ****8, государственная регистрация права произведена 09.06.1998 МУ БТИ г. Перми (л.д. 7, 8, 127том 1).

Истцу также на праве общей долевой собственности совместно с собственниками иных жилых помещений многоквартирного дома по ул. **** принадлежит земельный участок под указанным жилым домом, пропорционально размеру общей площади комнаты в квартире № ** (л.д. 17-20, 176-179 том 1).

В материалы дела представлен кадастровый паспорт помещения, составленный по состоянию на 07.05.2013 (л.д. 9-10 том 1), и технический паспорт квартиры по состоянию на 09.01.2003 (л.д. 11-16, 128-131 том 1).

18.06.2018 межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г.Перми принято заключение № 1/96 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21 том 1).

18.06.2018 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми принято распоряжение № СЭД-059-11-01-04-79 о признании многоквартирного дома по адресу: **** аварийным и подлежащим сносу, собственникам указано на необходимость освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Принять меры по отселению граждан, проживающих в домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в срок до 31.12.2024 (л.д. 22 том 1). Копии заключения комиссии и распоряжения направлены в адрес истца 04.03.2021 (л.д. 23 том 1).

01.03.2021 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми принято распоряжение № 059-11-01-04-68, которым внесены изменения в распоряжение № СЭД-059-11-01-04-79 от 18.06.2018, на собственников возложена обязанность освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления (л.д. 24 том 1).

Истец состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении с 04.03.2003, что подтверждается адресной справкой (л.д. 125 том 2).

Дата первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме по **** – 23.08.1993 (л.д. 155, 168).

Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, органом местного самоуправления не принималось, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто.

Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке № 10376 определения рыночной стоимости объектов оценки в целях возмещения убытков по состоянию на 26.07.2023, составленный ООО «Компания «Центр недвижимости», согласно выводам которого рыночная стоимость комнаты, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., а также доли в праве на земельный участок, пропорционально площади квартиры в общем имуществе многоквартирного дома по адресу: ****8 (пос. 1) по состоянию на 26.07.2023, а также рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома и убытков, причиненных собственнику жилого помещения (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора), переезд (транспортные услуги)), составляют 1628606 рублей, в том числе: 1262163 рублей – рыночная стоимость жилого помещения и доли на земельный участок, 284143 рублей – рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, 82300 рублей – рыночная стоимость убытков, причиненных собственнику (л.д. 32-95 том 1).

Истцом также представлено экспертное заключение (положительное) № 119/23 от 08.08.2023, составленное НП СРО «СВОД», согласно которому отчет об оценке № 10376 соответствует требованиям законодательства, стандартам, правилам оценочной детальности (л.д. 96-110 том 1).

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.12.2023 по делу назначена судебно-оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценка-Консалтинг» эксперту З. (л.д. 206-207 том 1). Оплата экспертизы возложена на истца Лаптеву Л.А. Стоимость экспертизы составила 20000 рублей (л.д. 214 том 1).

Согласно выводам заключения эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. № 24/167 от 14.02.2024 (л.д. 216-250 том 1, 1-86 том 2):

Рыночная стоимость жилого помещения – комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, с учетом доли общего имущества в многоквартирном доме и доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: ****, по состоянию на 13.02.2024 года составляет 1292 600 рублей.

Величина компенсационных выплат по убыткам, причиненным собственнику жилого помещения - комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., жилой площадь. 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, в связи с его изъятием, по состоянию на 13.02.2024 составляет 82 900 рублей, в том числе: убытки, связанные с переездом, – 10900 рублей, убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (риэлтерские услуги), – 70000 рублей, убытки, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение, - 2000 рублей (л.д. 34 том 1).

Многоквартирный дом № ** по ул. **** нуждался в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения – 23.08.1993.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в виде требуемой на его проведение суммы на дату приватизации первого помещения (23.08.1993) с ее индексацией на дату оценки в части доли, приходящейся на комнату общей площадью 28,5 кв.м., в квартире № 8 в доме № ** по ул. **** составляет 192000 рублей.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: **** за весь период до признания дома аварийным и подлежащим сносу в части доли, приходящейся на комнату общей площадью 28,5 кв.м. в квартире № 8 в доме № ** по ул. ****, проиндексированной на дату оценки, составляет 207 600 рублей.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований. При этом суд учитывал техническое состояние многоквартирного дома, несущие и ограждающие строительные конструкции которого находятся в аварийном состоянии, грозящем обрушением, то обстоятельство, что бездействие органов местного самоуправления по выполнению процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, носит длительный характер, собственники жилых помещений при отсутствии в законодательстве четких сроков не могут повлиять на выполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей, дом № 3 по ул. **** не включен в действующие муниципальные адресные программы по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 года, то есть конкретный срок расселения не определен.

Разрешая вопрос о размере возмещения, суд посчитал возможным принять за основу отчет эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. № 24/167 от 14.02.2024, в соответствии с которым рыночная стоимость жилого помещения составляет 1292600 рублей, рыночная стоимость за непроизведенный капитальный ремонт составляет 192 000 рублей, размер величины компенсационных выплат по убыткам, причиненным собственнику жилого помещения - комнаты площадью 28,5 кв.м. в квартире № 8 по адресу: ****, в связи с его изъятием, составляет 82 900 рублей, поскольку данное заключение максимально близко к дате разрешения спора об определении выкупной стоимости объектов, выполнено аттестованным оценщиком, имеющим соответствующие документы на право заниматься оценочной деятельностью.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Доводы ответчика о том, что администрация г. Перми соблюдает процедуру, предусмотренную статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок исполнения которой не истек (до 31.12.2030, срок установлен региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п, в которую включен вышеуказанный многоквартирный дом), а также доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие угрозы жизни и здоровью проживанием в указанном многоквартирном доме, отмену решения суда не влекут.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Из заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома по адресу: **** на оценку фактического технического состояния конструкций для определения возможности дальнейшей эксплуатации, выполненного ООО «ПК Каллистрат» 28.04.2018 шифр 12-2018-ТЗ, являющегося приложением к заключению межведомственной комиссии от 01.06.2018, на основании которого многоквартирный жилой дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу, следует, что многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам; конструктивные и другие характеристики частей многоквартирного дома не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания и объекта в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, в рассматриваемом случае установлены факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, поскольку очевидно, что указанные недостатки помещений свидетельствуют о том, что дом грозит обвалом и проживание в таком помещении представляет опасность.

При таких обстоятельствах расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от совершения ответчиком действий по выполнению необходимой процедуры в рамках положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Необращение истца к ответчику с заявлением об обеспечении его жилым помещением в маневренном фонде, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе, ее фактического проживания в аварийном жилом помещении (о чем дал пояснения представитель истца в судебном заседании) иугрозы обрушения здания, не свидетельствует о необоснованности заявленных Лаптевой Л.А. требований о возложении на ответчика обязанности произвести выкуп жилого помещения без учета установленных сроков расселения многоквартирного дома. При этом сам ответчик также не предлагал истцу для временного переселения конкретное жилое помещение маневренного жилищного фонда, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют, к апелляционной жалобе также не приобщены.

С учетом изложенного, правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 28.06.2024.

УИД 59RS0006-02-2023-002857-79

Дело № 33-6695/2024 (2-118/2024)

Судья: Лузина О.В.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 25.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

судей Петуховой Е.В., Гладковой О.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Анваровой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой Ларисы Алексеевны к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения, взыскании судебных издержек,

по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Лаптева Л.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, в котором, с учетом уточненных требований, просила:

- взыскать с администрации г. Перми в пользу истца выкупную цену за жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, в размере 1775100 рублей, из которых: 1 292600 рублей – выкупная стоимость за жилое помещение, 82900 рублей – стоимость убытков, 399600 рублей – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.

- прекратить право собственности Лаптевой Ларисы Алексеевны на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

- возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: ****8, принадлежащего Лаптевой Л.А. на праве собственности, после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

- взыскать с администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми в пользу Лапиной Л.А. издержки, связанные с рассмотрением дела, в размере 18660 рублей, из которых: 300 рублей – расходы по оплате госпошлины, 15000 рублей – оплата по договору на оказание услуг по проведению оценки № 10376-23 от 26.07.2023, 460 рублей – оплата за предоставление сведений из ЕГРН, 2900 рублей – за услуги ГБУЗ ЦТИ и КО Пермского края.

В обоснование заявленных требований указала на то, что является собственником одной комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8. Квартира расположена в двухэтажном шлакоблочном жилом доме на 2 этаже.

Заключением межведомственной комиссии № 1/96 от 01.06.2018, назначенной распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Перми от 23.06.2017 № СЭД-059-37-01-04-67, многоквартирный жилой дом № ** по ул. **** признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 18.06.2018 № СЭД-059-11-01-04-79 дома, указанные в приложении, признаны аварийными и подлежащими сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение 6 месяцев с даты получения уведомления.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 01.03.2021 № СЭД059-11-01-04-68 внесены изменения в указанное выше распоряжение и предписано собственникам жилых помещений освободить занимаемые жилые помещения и снести аварийные дома в течение 1 месяца с даты получения уведомления.

Несмотря на указанное заключение межведомственной комиссии администрация г. Перми не принимает меры по расселению жильцов данного дома либо изъятию жилых помещений путем выкупа.

Исковые требования были уточнены в части взыскиваемых сумм в связи с проведением по делу судебной оценочной экспертизы.

Истец Лаптева Л.А. и ее представитель Каримов В.М. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления.

Представитель ответчика - Управления жилищных отношений Администрации г.Перми в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления. Письменных заявлений, ходатайств суду не представила. В представленном ранее письменном отзыве также просила в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 193 том 1).

Представитель ответчика - Муниципального образования «город Пермь» в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения искового заявления. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Указал, что против установленного заключением эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. размера возмещения за объект недвижимости, размера убытков и величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт не возражает. Ранее представлял отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по тем же основаниям, что и представитель Управления жилищных отношений Администрации г.Перми (л.д. 198-199 том 1).

Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрения спора в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещался, письменных заявлений, ходатайств суду не представил.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024 постановлено:

исковые Лаптевой Ларисы Алексеевны к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г. Перми о взыскании выкупной цены, прекращении права собственности, возложении обязанности принять решение об изъятии жилого помещения, взыскании судебных издержек, - удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г. Перми в пользу Лаптевой Ларисы Алексеевны выкупную цену за жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8, в размере 1567 500 рублей, из которых: 1 292600 рублей – выкупная стоимость за жилое помещение, 82900 рублей – стоимость убытков, 192 000 рублей – компенсация за непроизведенный капитальный ремонт.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации г. Перми обязанность принять решение об изъятии жилого помещения – комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, принадлежащей Лаптевой Ларисы Алексеевны на праве собственности, и доли Лаптевой Ларисы Алексеевны в праве собственности на земельный участок под данным многоквартирным домом после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Прекратить право собственности Лаптевой Ларисы Алексеевны на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8 после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Признать за муниципальным образованием «город Пермь» право собственности на жилое помещение – комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., расположенную по адресу: ****8 после фактической выплаты выкупной цены жилого помещения.

Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права собственности возникшего у муниципального образования «город Пермь» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Взыскать солидарно с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г. Перми, Управления жилищных отношений администрации г. Перми в пользу Лаптевой Ларисы Алексеевны издержки, связанные с рассмотрением дела в размере 18660 рублей, из которых: 300 рублей – расходы по оплате госпошлины, 15000 рублей – оплата по договору на оказание услуг по проведению оценки № 10376-23 от 26.07.2023 года, 460 рублей – оплата за предоставление сведений из ЕГРН, 2900 рублей – за услуги ГБУЗ ЦТИ и КО Пермского края.

В остальной части заявленных исковых требований Лаптевой Ларисе Алексеевне – отказать.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит названное решение суда отменить. Ссылаясь на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, заявитель указывает на то, что расселение спорного дома в настоящее время не производится, многоквартирный дом по адресу: ****, не включен в действующие адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Срок по отселению граждан, установленный в распоряжении начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми, - до 31.12.2024 не истек. Процедура изъятия земельного участка под многоквартирным домом и жилых помещений в доме не соблюдена. В связи с чем основания для безусловного выкупа жилого помещения в данном случае отсутствовали. Финансирование на выплаты компенсаций по расселению аварийного жилищного фонда, который не включен в программу в текущем году, не заложено. Сроки отселения граждан из вышеуказанного аварийного жилого дома не оспорены. За предоставлением жилого помещения маневренного фонда истец не обращался. Доказательств того, что проживание в доме представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, в материалах дела не имеется.

В деле имеются возражения прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми на поданную ответчиком апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

От администрации г. Перми в суд апелляционной инстанции поступила дополнительная информация по многоквартирному дому по адресу: ****, согласно которой данный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п, с планируемой датой переселения жильцов многоквартирного дома – 31.12.2030, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Лаптевой Л.А. – Каримов В.М. возражал против отмены решения суда; прокурор Прокуратуры Пермского края Цилинская Ю.А. в своем заключении указала на отсутствие оснований для отмены решения суда.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Законодателем в части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При разрешении спора судом установлено и следует из материалов дела, что 26.05.1998 на основании договора купли-продажи Лаптевой Ларисой Алексеевной в собственность приобретена комната площадью 28,5 кв.м. с кадастровым номером **, расположенная по адресу: ****8, государственная регистрация права произведена 09.06.1998 МУ БТИ г. Перми (л.д. 7, 8, 127том 1).

Истцу также на праве общей долевой собственности совместно с собственниками иных жилых помещений многоквартирного дома по ул. **** принадлежит земельный участок под указанным жилым домом, пропорционально размеру общей площади комнаты в квартире № ** (л.д. 17-20, 176-179 том 1).

В материалы дела представлен кадастровый паспорт помещения, составленный по состоянию на 07.05.2013 (л.д. 9-10 том 1), и технический паспорт квартиры по состоянию на 09.01.2003 (л.д. 11-16, 128-131 том 1).

18.06.2018 межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г.Перми принято заключение № 1/96 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № ** по ул. **** аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21 том 1).

18.06.2018 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми принято распоряжение № СЭД-059-11-01-04-79 о признании многоквартирного дома по адресу: **** аварийным и подлежащим сносу, собственникам указано на необходимость освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления. Принять меры по отселению граждан, проживающих в домах, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в срок до 31.12.2024 (л.д. 22 том 1). Копии заключения комиссии и распоряжения направлены в адрес истца 04.03.2021 (л.д. 23 том 1).

01.03.2021 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми принято распоряжение № 059-11-01-04-68, которым внесены изменения в распоряжение № СЭД-059-11-01-04-79 от 18.06.2018, на собственников возложена обязанность освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 1 месяца с даты получения уведомления (л.д. 24 том 1).

Истец состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении с 04.03.2003, что подтверждается адресной справкой (л.д. 125 том 2).

Дата первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме по **** – 23.08.1993 (л.д. 155, 168).

Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, органом местного самоуправления не принималось, размер возмещения за изымаемое жилое помещение не определялся, соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто.

Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке № 10376 определения рыночной стоимости объектов оценки в целях возмещения убытков по состоянию на 26.07.2023, составленный ООО «Компания «Центр недвижимости», согласно выводам которого рыночная стоимость комнаты, общей площадью 28,5 кв.м., в т.ч. жилой площадью 17,5 кв.м., а также доли в праве на земельный участок, пропорционально площади квартиры в общем имуществе многоквартирного дома по адресу: ****8 (пос. 1) по состоянию на 26.07.2023, а также рыночная стоимость права требования компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома и убытков, причиненных собственнику жилого помещения (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риэлтора), переезд (транспортные услуги)), составляют 1628606 рублей, в том числе: 1262163 рублей – рыночная стоимость жилого помещения и доли на земельный участок, 284143 рублей – рыночная стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, 82300 рублей – рыночная стоимость убытков, причиненных собственнику (л.д. 32-95 том 1).

Истцом также представлено экспертное заключение (положительное) № 119/23 от 08.08.2023, составленное НП СРО «СВОД», согласно которому отчет об оценке № 10376 соответствует требованиям законодательства, стандартам, правилам оценочной детальности (л.д. 96-110 том 1).

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.12.2023 по делу назначена судебно-оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Оценка-Консалтинг» эксперту З. (л.д. 206-207 том 1). Оплата экспертизы возложена на истца Лаптеву Л.А. Стоимость экспертизы составила 20000 рублей (л.д. 214 том 1).

Согласно выводам заключения эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. № 24/167 от 14.02.2024 (л.д. 216-250 том 1, 1-86 том 2):

Рыночная стоимость жилого помещения – комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., жилой площадью 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, с учетом доли общего имущества в многоквартирном доме и доли в праве общей собственности на земельный участок по адресу: ****, по состоянию на 13.02.2024 года составляет 1292 600 рублей.

Величина компенсационных выплат по убыткам, причиненным собственнику жилого помещения - комнаты в двухкомнатной квартире, общей площадью 28,5 кв.м., жилой площадь. 17,5 кв.м., расположенной по адресу: ****8, в связи с его изъятием, по состоянию на 13.02.2024 составляет 82 900 рублей, в том числе: убытки, связанные с переездом, – 10900 рублей, убытки, связанные с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (риэлтерские услуги), – 70000 рублей, убытки, связанные с оформлением права собственности на другое жилое помещение, - 2000 рублей (л.д. 34 том 1).

Многоквартирный дом № ** по ул. **** нуждался в проведении капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения – 23.08.1993.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в виде требуемой на его проведение суммы на дату приватизации первого помещения (23.08.1993) с ее индексацией на дату оценки в части доли, приходящейся на комнату общей площадью 28,5 кв.м., в квартире № 8 в доме № ** по ул. **** составляет 192000 рублей.

Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: **** за весь период до признания дома аварийным и подлежащим сносу в части доли, приходящейся на комнату общей площадью 28,5 кв.м. в квартире № 8 в доме № ** по ул. ****, проиндексированной на дату оценки, составляет 207 600 рублей.

Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований. При этом суд учитывал техническое состояние многоквартирного дома, несущие и ограждающие строительные конструкции которого находятся в аварийном состоянии, грозящем обрушением, то обстоятельство, что бездействие органов местного самоуправления по выполнению процедуры, предусмотренной статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, носит длительный характер, собственники жилых помещений при отсутствии в законодательстве четких сроков не могут повлиять на выполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей, дом № 3 по ул. **** не включен в действующие муниципальные адресные программы по переселению граждан г.Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 года, то есть конкретный срок расселения не определен.

Разрешая вопрос о размере возмещения, суд посчитал возможным принять за основу отчет эксперта ООО «Оценка-Консалтинг» З. № 24/167 от 14.02.2024, в соответствии с которым рыночная стоимость жилого помещения составляет 1292600 рублей, рыночная стоимость за непроизведенный капитальный ремонт составляет 192 000 рублей, размер величины компенсационных выплат по убыткам, причиненным собственнику жилого помещения - комнаты площадью 28,5 кв.м. в квартире № 8 по адресу: ****, в связи с его изъятием, составляет 82 900 рублей, поскольку данное заключение максимально близко к дате разрешения спора об определении выкупной стоимости объектов, выполнено аттестованным оценщиком, имеющим соответствующие документы на право заниматься оценочной деятельностью.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Доводы ответчика о том, что администрация г. Перми соблюдает процедуру, предусмотренную статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, срок исполнения которой не истек (до 31.12.2030, срок установлен региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2025-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 08.05.2024 № 260-п, в которую включен вышеуказанный многоквартирный дом), а также доводы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие угрозы жизни и здоровью проживанием в указанном многоквартирном доме, отмену решения суда не влекут.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Из заключения о техническом состоянии конструкций жилого дома по адресу: **** на оценку фактического технического состояния конструкций для определения возможности дальнейшей эксплуатации, выполненного ООО «ПК Каллистрат» 28.04.2018 шифр 12-2018-ТЗ, являющегося приложением к заключению межведомственной комиссии от 01.06.2018, на основании которого многоквартирный жилой дом по адресу: ****, признан аварийным и подлежащим сносу, следует, что многоквартирный дом не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам; конструктивные и другие характеристики частей многоквартирного дома не соответствуют требованиям надежности и безопасности частей здания и объекта в целом, создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, в рассматриваемом случае установлены факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в этом доме граждан, поскольку очевидно, что указанные недостатки помещений свидетельствуют о том, что дом грозит обвалом и проживание в таком помещении представляет опасность.

При таких обстоятельствах расселение граждан из спорного жилого дома должно производиться незамедлительно и не может быть поставлено в зависимость от совершения ответчиком действий по выполнению необходимой процедуры в рамках положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Необращение истца к ответчику с заявлением об обеспечении его жилым помещением в маневренном фонде, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе, ее фактического проживания в аварийном жилом помещении (о чем дал пояснения представитель истца в судебном заседании) иугрозы обрушения здания, не свидетельствует о необоснованности заявленных Лаптевой Л.А. требований о возложении на ответчика обязанности произвести выкуп жилого помещения без учета установленных сроков расселения многоквартирного дома. При этом сам ответчик также не предлагал истцу для временного переселения конкретное жилое помещение маневренного жилищного фонда, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют, к апелляционной жалобе также не приобщены.

С учетом изложенного, правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 13.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 28.06.2024.

33-6695/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаптева Лариса Алексеевна
Прокуратура Орджоникидзевского района г.Перми
Ответчики
Управление жилищных отношений администрации г.Перми
Администрация г.Перми
Другие
МКУ Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
15.05.2024Передача дела судье
25.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Передано в экспедицию
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее