Решение по делу № 2-499/2017 от 22.02.2017

Дело 2-499/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2017 года                                                      город Севастополь                                                                                                Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,

секретаря судебного заседания – Царенко С.С.,

с участием истца – Заруцкого О.М.,

представителя ответчика – Новиковой Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Заруцкого О.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия и об установлении факта, имеющего юридическое значение,

УСТАНОВИЛ:

Заруцкий О.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонному), в котором просит признать незаконными действия ответчика от 20.01.2017 об отказе Заруцкому О.М. в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика принять решение о назначении Заруцкому О.М. страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 21.07.2014 № 208-ФЗ, а также согласно действующему пенсионному законодательству с произведением перерасчета за прошедший до ее назначения период с 01.01.2015; установить юридический факт постоянного проживания Заруцкого О.М. в г. Севастополе по адресу: <адрес> за период с 03.09.1993 по настоящее время, в том числе по состоянию на 18.03.2014.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком, по мнению истца, неправомерно отказано в назначении страховой пенсии по старости и не применены положения ФЗ № 208 по мотиву отсутствия штампа в паспорте истца о регистрации места жительства в г. Севастополе на момент 18.03.2014. Истец постоянно проживает в городе Севастополе с 1990 года и осуществляет здесь трудовую деятельность, что подтверждено соответствующими доказательствами.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что он является гражданином РФ с 1995 года, проживает на территории г. Севастополя с 1990 г. по настоящее время и осуществляет здесь трудовую деятельность. Не согласен с ответом ГУ – УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное), изложенным в письме от 20.01.2017.

Отказ органов ПФ РФ считает незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение как гражданина РФ, постоянно проживающего на территории города Севастополя.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что к истцу не могут быть применены положения ФЗ № 208, поскольку согласно паспорту гражданина РФ истец является гражданином РФ с 2002 года, отметка о регистрации места жительства на территории г. Севастополя в паспорте истца произведена уполномоченным органом <данные изъяты>2016.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Заруцкий О.М. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается его паспортом гражданина РФ серии , выданным ОВД <адрес> Ставропольского края от <данные изъяты>2002. В судебном заседании истец пояснил суду, что является гражданином РФ с 1995 года.

Согласно паспорту гражданина РФ <данные изъяты>2016 место проживания Заруцкого О.М. зарегистрировано по адресу : <адрес>.

Согласно сведениям в трудовой книжке истца с 01.03.1998 Заруцкий О.М. осуществлял трудовую деятельность на территории г. Севастополя.

Судом установлено, что Заруцкий О.М. является получателем пенсии за выслугу лет, как <данные изъяты>, с 1994 года.

Согласно материалам выплатного дела Заруцкий О.М. являлся получателем страховой части пенсии по старости, назначенной решением ГУ № 7 УПФР № 4 (<адрес> от 18.02.2011, согласно которому страховая часть пенсии назначена ему с 12.01.2011 пожизненно.

С 01.11.2016 истцу продлена выплата страховой части пенсии по старости в размере 1822, 45 руб.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015 предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.

Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с порядком формирования и расчета пенсии военнослужащим может быть назначена страховая часть пенсии по старости по линии Пенсионного фонда Российской Федерации при одновременном соблюдении следующих условий: возраст (достижение общеустановленного возраста - 60 лет для мужчин); стаж (наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства, в 2015 году он составляет 6 лет); баллы (наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - на 2015 год она установлена в размере 6,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году); пенсия (наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства).

В ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ содержится понятие индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установлены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья. Частью 6 данной статьи установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации о гражданстве, имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21.07.2014 принят Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014 № 208-ФЗ, нормы которого устанавливают особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 208-ФЗ с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1-3 статьи 3 указанного Федерального закона размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 208-ФЗ определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как определено ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Из пунктов 1, 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, следует, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, при разрешении вопроса о пенсионных правах лица, на основании положений Федерального закона РФ от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», необходимо исходить из того, что такое лицо постоянно проживало, в частности, на территории города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.

При этом, в силу вышеперечисленных правовых норм, такой факт постоянного проживания подтверждается отметкой о регистрации проживания, которая значится в паспорте гражданина Российской Федерации.

Одним из обязательных условий для назначения пенсий для граждан РФ, проживающих на территории г. Севастополя, с применением положений 208-ФЗ, является подтверждение факта постоянного проживания на территории г. Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Заруцкий О.М. является гражданином РФ на основании паспорта, выданного <данные изъяты>2002 ОВД г<данные изъяты> Ставропольского края. В ходе судебного разбирательства истец пояснил суду, что является гражданином РФ с 1995 года. Согласно отметки в паспорте истец <данные изъяты>2016 зарегистрирован по адресу места жительства: г. Севастополь, <адрес>.

Следовательно, на Заруцкого О.М. распространялось действие законодательства Российской Федерации до марта 2014 г., как на гражданина РФ.

Вместе с тем, Федеральный закон №208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Истец не относится к числу лиц, на которых распространяется Федеральный закон № 208-ФЗ.

Относительно ссылки истца на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 № 188-О-П, согласно которому в страховой стаж истца должны быть включены периоды трудовой деятельности с 01.01.2002 в воинских частях РФ, суд считает необходимым отметить следующее.

В данном определении Конституционный Суд Российской Федерации при проверке им конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указал на то, что «конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Соответственно, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения этих лиц должно предусматривать эффективные гарантии их права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, с тем, чтобы исключить возможность блокирования реализации приобретенных пенсионных прав и на основе доступных процедур обеспечить своевременное и в полном объеме получение полагающейся пенсии.

В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 10.07.2007г. №9-П, пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное означало бы установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям.

Вместе с тем, указанные периоды трудовой деятельности истца с 01.01.2002 по 21.01.2011 могут рассматриваться органами пенсионного фонда и могут быть включены в стаж истца при определении права на пенсию. Право на пенсию истца изначально было определено в соответствии с решением ГУ ПФР 7 Упрвление № 4 (<адрес> от 18.02.2011.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 14н от 19.01.2016 утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, согласно которому установлен порядок обращения с заявлением о назначении пенсии, форма соответствующего заявления, а также перечень необходимых документов.

В силу п. 12 указанного Административного регламента по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии осуществляется назначение пенсии либо отказ в назначении пенсии.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 1158-О).

Как установлено в ходе судебного разбирательства истец с 11.01.2011 является получателем страховой части пенсии, следовательно, отсутствуют правовые и фактические основания ее повторного назначения.

Фактически требования истца сводятся к несогласию с отказом в осуществлении ему перерасчета страховой части пенсии согласно положениям ФЗ№ 208-ФЗ от 21.07.2014.

В судебном заседании установлено, что Заруцкий О.М. с заявлением о перерасчете пенсии в установленном действующим законодательством порядке на момент обращения с настоящим иском в суд, ни в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Севастополя, ни в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) не обращался. Решений относительно отказа в назначении истцу страховой пенсии ответчиком не принималось. Доказательств обращения истца с соответствующим заявлением суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Ответ ГУ- УПФ РФ в г. Севастополе исх. от 20.01.2017 был дан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а признание его незаконным не предусмотрено действующим законодательством РФ.

Следовательно, у истца отсутствует нарушенное либо оспоренное ответчиком право.

Учитывая, что задачами гражданского судопроизводства являются, в частности, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод или законных интересов ответчиком, иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.

В связи с отказом в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности осуществить перерасчет истцу размера пенсии в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», у суда отсутствуют правовые основания для установления факта постоянного проживания истца на территории города федерального значения Севастополя, в том числе на день принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, поскольку установление данного факта связано с наличием у истца права на перерасчет ему страховой пенсии.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела, относятся на истца по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 98 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 21.04.2017.

Председательствующий –

2-499/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заруцкий О.М.
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное)
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
22.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2017Передача материалов судье
27.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2017Предварительное судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
21.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее