Дело №2-886/2015 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Александров «12» мая 2015 года
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Ковбасюка А.Н.,
при секретаре Косаевой М.В.,
с участием сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Загорец Анны Михайловны об оспаривании постановления администрации МО г. Александров №47 от 19 февраля 2015 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
установил:
Загорец А.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления администрации муниципального образования г. Александров (далее – МО г. Александров) №47 от 19 февраля 2015 года, которым ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование своего заявления Загорец А.М. указала, что 05 февраля 2015 года она обратилась с заявлением к Главе МО г. Александров о рассмотрении вопроса о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма.
19 февраля 2015 года Главой МО г. Александров вынесено постановление №47 в котором заявителю отказано в постанове на учет с указанием на то, что предоставленные заявителем документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. В администрации МО г. Александров заявителю пояснили, что основанием для отказа послужила обеспеченность заявителя и членов ее семьи жилым помещением более учетной нормы, что является препятствием для постановки на учет в качестве нуждающихся.
Считая, что указанное постановление противоречит закону, нарушает ее права, она вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав с требованием о признании незаконным постановления администрации муниципального образования город Александров №47 от 19 февраля 2015 года «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и возложении на администрацию муниципального образования город Александров обязанности принять заявителя с составом семьи 5 человек на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В судебном заседании заявитель Загорец М.А. поддержала доводы своего заявления, просила суд его удовлетворить, пояснив, что их семья имеет трех несовершеннолетних детей и относится к льготной категории. Жилых помещений в собственности либо на каком-то ином вещном праве семья не имеет. Занимаемое жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4, который является братом ФИО5 (супруга Загорец А.М.) Сам собственник зарегистрирован в <адрес> <адрес>, однако фактически проживает в <адрес>. Пользование жилым помещением по адресу: <адрес> осуществляется с согласия собственника.
Представитель администрации МО г. Александров ФИО6 в судебном заседании заявление Загорец А.М. не признала, пояснив, что в соответствии с Порядком ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории муниципального образования город Александров, утвержденным решением Совета народных депутатов МО город Александров от 01.02.2012 №10 учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи на территории муниципального образования город Александров составляет 12 кв. м.
06 февраля 2015 года 3агорец А.М. обратилась в администрацию муниципального образования город Александров с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ее семьи, состоящей из 5-ти человек, как многодетной в целях реализации права, установленного п. 5.1 ч. 1 ст. 2 3акона Владимирской области от 11.03.2010 N2 11-03 «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».
К заявлению 3агорец А.М. были приложены документы, из которых усматривалось, что она и ее семья зарегистрированы по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 72,9 кв.м, количество зарегистрированных граждан - 6 чел.
Жилищной комиссией администрации МО город Александров было принято решение от 17.02.2015 г. об отказе 3агорец А.М. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что общая площадь занимаемого семьей 3агорец А.М. жилого помещения на одного члена семьи превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму (72,9 кв.м : 6 чел. = 12,15 кв.м).
Постановлением администрации МО город Александров от 19.02.2015 г. №2 47 3агорец А.М. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что представленные заявителем документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; заявителю было направлено уведомление от 24.02.2015 №2 301-36-86 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении. В качестве документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, Загорец А.М. было представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Загорца А.Н. на данное жилое помещение и выписка из домовой книги, подтверждающая регистрацию по месту жительства членов семьи Загорец А.М., из чего был сделан вывод, что жилое помещение представлено семье заявителя в безвозмездное бессрочное пользование как членам семьи его собственником, братом ее супруга Загорцем А.Н.
Документов, опровергающих указанные основания предоставления жилого помещения Загорец А.М. в администрацию МО город Александров не представлялось и, согласно административного регламента, дополнительно у заявителя запрошено быть не могло.
Выслушав объяснения заявителя, заинтересованного лица, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Закона Владимирской области от 06.05.2005 №49-ОЗ «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют малоимущие граждане и иные определенные федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом Владимирской области категории граждан, признанные по установленным ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На территории муниципального образования город Александров, утвержденным решением Совета народных депутатов МО город Александров от 01.02.2012 №10 учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи на территории муниципального образования город Александров составляет 12 кв. м.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что 05 февраля 2015 года Загорец А.М. обратилась с заявлением к Главе МО г. Александров о рассмотрении вопроса о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма. К заявлению приложены документы о составе семьи, а также свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение.
В жилом помещении зарегистрировано 6 человек, заявитель Загорец А.М., ее супруг ФИО7, несовершеннолетние дети ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также гражданин ФИО11, не являющийся членом семьи ФИО14. <адрес> жилого помещения в соответствии с данными технического паспорта составляет №
Отказывая в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма администрация МО г. Александров посчитала, что заявитель совместно с членами семьи обеспечена жилым помещением более учетной нормы (12,15 кв. метра на человека), что является основанием для отказа в постановки на соответствующий учет.
Принимая оспариваемое Постановление администрация МО г. Александров не учла следующее.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, собственником жилого дома, по адресу: <адрес> является ФИО4, поживающий по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
ФИО4 и ФИО5 являются родными братьями.
В соответствии с частями 1 и 2 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Таким образом, для установления наличия права пользования жилым помещением необходимо наличие совместного проживания в жилом помещении как одной семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
В связи с указанными обстоятельствами Загорец А.М. совместно с членами своей семьи не является членом семьи собственника жилого помещения ФИО4, следовательно, производить подсчет занимаемой площади исходя из количества зарегистрированных граждан в данном случае неправомерно.
Сведений о наличии у заявителя, либо членов ее семьи иных жилых помещений жилищной комиссией администрации МО г. Александров в рамках межведомственного взаимодействия не запрашивалось, указанные обстоятельства не проверялись.
При принятии оспариваемого постановления и произведенном подсчете занимаемой площади также не учтено, что собственник жилого помещения (ФИО4) при любых условиях имеет право пользования им вне зависимости от того зарегистрирован он в данном жилом помещении или нет.
Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Загорец А.М. в части признания незаконным постановления администрации муниципального образования город Александров №47 от 19 февраля 2015 года «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с тем, что иные обстоятельства, имеющие значение для постановки заявителя и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма администрацией МО г. Александров в лице жилищной комиссии фактически не проверялись, суд приходит к выводу о возложении на заинтересованное лицо обязанности с повторно рассмотреть заявление Загорец А.М.
В силу части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
С учетом указанного положения закона, суд полагает необходимым установить месячный срок для повторного рассмотрения заявления Загорец А.М.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Загорец Анны Михайловны удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Александров №47 от 19 февраля 2015 года «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Возложить на администрацию муниципального образования город Александров обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос о постановке Загорец Анны Михайловны с составом семьи 5 человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Принятое по делу решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Александровский городской суд, в течение месяца со дня, следующего за днём принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).
Судья А.Н. Ковбасюк
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>