Дело № 2-3697/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 ноября 2022 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Белоусовой О.С., с участием представителя истца Томилиной И.И., представителя ответчика Сандакова Б.Б., при секретаре Романской О.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Валерия Николаевича к Главному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о назначении страховой пенсии досрочно, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – ГУ – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО о назначении страховой пенсии досрочно, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указав, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в СПТУ № <адрес> по профессии «сварщик ручной дуговой сварки», по окончании присвоена квалификация «сварщик ручной дуговой сварки четвертого разряда», что подтверждается Дипломом № от ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу по призыву в рядах Советской армии, что отражено в военном билете. Свою трудовую деятельность начал ДД.ММ.ГГГГ в должности сварщика 4-го разряда в Строительном управлении № треста «Северодонецкжилстрой», где проработал до ДД.ММ.ГГГГ Впоследствии работал на различных должностях, в том числе с вредными и опасными условиями труда, все сведения о трудовой деятельности отражены в трудовой книжке. Имея необходимый трудовой (страховой) стаж работы во вредных условиях труда и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику по вопросу назначения досрочной страховой пенсии и установлении ежемесячной пенсионной выплаты. Решением от ДД.ММ.ГГГГ он получил необоснованный отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В феврале 2022 г. повторно обратился к ответчику, но вновь получил необоснованный отказ по тем же основаниям. Ответчиком существенно нарушены его пенсионные права. На момент обращения за досрочным оформлением пенсии и назначением соответствующей ежемесячной пенсионной выплаты, истец соответствовал всем необходимым критериям, установленным ФЗ «О страховых пенсиях» (страховой специальный стаж, размер индивидуального пенсионного коэффициента). Действиями ответчика ему причинены моральные страдания, истец перенес сильный эмоциональный стресс и нервное напряжение, в нем подорвана вера в справедливость и сформировалось чувство беспомощности перед государственными органами, разумной компенсацией является сумма в 50 000 рублей. Просит признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости и получение ежемесячной пенсионной выплаты в связи с наличием необходимого специального стажа (стаж работы на должностях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, и в местности, приравненной к районам Крайнего Севера). Обязать ответчика произвести досрочно назначение страховой пенсии по старости и установить ежемесячную пенсионную выплату в связи с наличием необходимого специального стажа с даты первого обращения ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец, не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. По ходатайству представителя истца судебное заседание проведено с использованием ВКС, с участием представителя истца, действующего в интересах истца на основании надлежащим образом оформленных полномочий. Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель истца Томилина И.И., исковые требования поддержала, пояснив, что истец просит включить в специальный стаж все периоды трудовой деятельности и по второму списку и по работе в районах Крайнего Севера, суммировать данные периоды.
В судебном заседании представитель ответчика Сандаков Б.Б., исковые требования не признал, пояснив, что оснований для включения всех периодов работы в страховой стаж истца, не имеется, поскольку периоды, которые отражены в трудовой книжке, включены. Периоды с 1986-1987, 1987-1989 включены истца по списку №. Северодонецк не включен, поскольку данный период не подтвержден, в Кооперативе профессии списком № не предусмотрены, по лесорубу не представлено доказательств по участия в едином технологическом процессе, по матросу не представлено доказательств, на каком судне, а остальные периоды не подтверждены документами и не предусмотрены Списком. Обращает внимание, что периоды не суммируются для назначения досрочной пенсии, если трудовая деятельность частями осуществлялась в различных должностях. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужичинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к названному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районе Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела, Попов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в Хабаровском крае № 1 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Попову В.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Из материалов дела следует, что на дату обращения Попова В.Н. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, продолжительность страхового стажа Попова В.Н. составила более 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 17 лет 11 месяце 18 дней, при требуемой продолжительности не менее 20 лет, стаж на соответствующих видах работ составил 9 лет 3 месяца 18 дней, при требуемой продолжительности не менее 12 лет 6 месяцев, при том, что периодов, не засчитанных в специальный стаж, не имеется, вопреки утверждению стороны истца.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В Список № 2 включены те работы, в том числе, и в соответствующих профессиях, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способов выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. У работников одной и той же профессии могут быть различные условия труда, поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению.
Исходя из пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы № 258н, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 № 20777), работа с тяжелыми условиями труда подлежит подтверждению.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы № 516, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Из пункта 5 Разъяснений Минтруда России № 5, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 (в ред. от 01.10.1999) «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5), следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, суммирование учета рабочего времени не предусмотрено.
В силу положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Исходя из положений статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» судам разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), суда следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что истец Попов В.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, документы, имеющиеся в материалах дела, подтверждающие периоды работы истца до регистрации в качестве застрахованного лица, не содержат сведений о периодах работы, которые могли бы быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования применяется Список № 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда».
Из записей в трудовой книжке следует, что Попов В.Н. работал в разных организациях по профессиям, не поименованным в Списке № 273, при том, что в примечании Списка № 273 указано, что указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
В материалах дела отсутствуют документы, содержащие сведения о занятости истца в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В выписке из индивидуального лицевого счета периоды работы, после регистрации истца в качестве застрахованного лица, отражены работодателем без подтверждения занятости истца в особых условиях труда (без кода льготы).
Как следует из части 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 указанной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию и у истца на дату обращения 05.06.2020 г. такое право отсутствовало ввиду отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», соответственно, у ответчика отсутствовали правовые основания для назначения страховой пенсии по старости и требования истца не подлежат удовлетворению.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда со ссылкой на положения статьи 151 ГК РФ, подлежат отклонению, поскольку со стороны ответчиков нарушений законных прав истца судом не установлено, как и не установлено оснований для компенсации истцу морального вреда.
Поскольку судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 98 ГПК РФ соответственно, при отказе в удовлетворении исковых требований, оснований для взыскания судебных расходов в пользу истца, не имеется.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Попова Валерия Николаевича к Главному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о назначении страховой пенсии досрочно, компенсации морального вреда, судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения 11.11.2022 г.
Судья О.С.Белоусова