К делу № 2-299/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» февраля 2017 г. г.о. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Арзуманян Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-299/2017 по исковому заявлению фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по Москве и Московской области, Пенсионному фонду Российской федерации о назначении страховой пенсии с 2015 г., перерасчете страховой пенсии за 2015 г. и 2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в Химкинский городской суд Московской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по Москве и Московской области (далее по тексту - ГУ ПФР № 5) о назначении страховой пенсии с 2015 г., перерасчете страховой пенсии за 2015 г. и 2016 г.
В обоснование заявленных требований указано следующее: 12.08.2016 г. истцу стало известно, что с 2015 г. ему назначена страховая пенсия. На сегодняшний день фио получает пенсию в размере 11 843 руб. 63 коп. Истец полагает, что его права нарушены в части начисления страховой пенсии, так как с 2015 г. размер страховой пенсии по старости рассчитывается с применением новой величины (баллов), которые начисляются за каждый год трудовой деятельности, в том числе служба в Советской Армии (с 10.09.1964 г. по 22.10.1967 г., продолжительностью 3 года, 1 месяц, 12 дней), а также период военной службы с 27.08.1979 г. по 19.08.1985 г., продолжительностью 5 лет, 11 месяцев, 22 дня.
Истец фио в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд рассмотреть следующие требования: назначить страховую пенсию с 2015 г., перерасчете страховой пенсии за 2015 г. и 2016 г., поскольку размер страховой пенсия назначенный ему в 2001 г. меньше размера пенсии, которой была бы ему назначена в 2015 г.
фио в судебное заседание явился, уточненные требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - представитель ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области фио в судебное заседание явилась, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что в законодательстве нет такого понятия как «пересчитать пенсию» нет, возможен только перерасчет, расчет пенсии истцу выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства, помимо этого представили письменные возражения по делу.
Ответчик - представитель Пенсионный фонд России фио в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию представителя ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен порядок расчета размера трудовых пенсий по старости.
Согласно справке <№ обезличен> от <дата>, фиос 10.09.2001 г. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», данные обстоятельства также подтверждаются материалами пенсионного дела истца.
В общий трудовой стаж фио включены следующие периоды трудовой деятельности и военной службы; военная служба по призыву с 10.09.1964 г. по 22.10.1967 г.. с 15.08.1970 г. по 29.08.1973 г.. с 30.08.1973 г. по 26.08.1979 г., военная служба по контракту с 27.08.1979 г. по 19.08.1985 г., с 01.09.1985 г. по 09.01.1987 г., с 10.01.1987 г. по 02.02.1980 г., с 03.02.1989 г. по 26.08.1993 г., с 01.09.1993 г. по 01.09.1995 г., с 10.09.1996 г. по 31.12.2001 г.
фио оспаривает не включение в его стаж периодов обучения в институте (с 1963 г., 1964 г. призван а Советскую Армию, с 1967-1970 г.г. продолжил обучение, то есть 4 года) и службы в армии, при включении которых общий трудовой стаж составит 37 лет.
Так, в соответствии со справкой Государственного Педагогического института Воронежского ордена «Знак Почета» от 23.04.1991 г., фио с 01.09.1963 г. (Пр. № 190-ОК от 16.09.1963 г.) по 30.06.1970 г. (пр. № 100-ОК от 30.06.1970 г.) обучался на стационаре физико-математического факультета Воронежского госпединститута.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Чиркину П.П., суд исходит из следующего:
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 01.01.2010 г. пенсионные права, приобретенные до 01.01.2002 г. и стаж, заработанный в советское время до 01.01.1991 г. пересмотрены через повышение (валоризацию) в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ).
С 01.01.2010г. произведена валоризация пенсионного капитала с учетом стажа работы до 1991г. 23 года 5 месяцев 17 дней, (коэффициент валоризации- 0,33; сумма валоризации - 1011 руб. 56 коп.).
С 01.08.2009г. произведена корректировка страховой части трудовой пенсии на сумму страховых взносов 4965 руб. 85 коп., перечисленных работодателем после 01.01.2002г.
На 31.12.2014г. размер трудовой пенсии с учетом проведенных индексаций составлял 10197 руб. 53 коп., в том числе фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии 3910 руб. 34 коп.
С 01.01.2015г. пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Указанным Законом при расчете страховой пенсии введен новый инструмент учета пенсионных прав гражданина «индивидуальный пенсионный коэффициент» - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию.
Вместе с тем, нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Размер страховой пенсии определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента.
Для лиц, являющихся получателями трудовых пенсий на 31.12.2014г., сформированные пенсионные права сохранены и преобразованы путем конвертации по правилам новой формулы. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии преобразован в фиксированную выплату страховой пенсии, которая на 01.01.2015г. составила 3935,00 рублей.
Стоимость пенсионного коэффициента утверждается законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2015г. составляла 64 руб. 10 коп.
С 01.01.2015г. величина индивидуального пенсионного коэффициента
определена, исходя из размера установленной страховой части трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера, деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента:(10198,04-3910,34)=6287,70:64,10=98,092 (баллы)
Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, из данной правовой нормы следует, что период обучения в учебном заведении не засчитывается в страховой стаж.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
В силу п. 3, п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
При этом в пунктах 3 и 4 Закона № 173-ФЗ приведен разный перечень периодов. Которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.
Так, пункт 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодом учебы (подготовки к профессиональной деятельности).
Размер пенсии на 01.01.2015 г. может быть рассчитан следующими вариантами, предусмотренными пенсионным законодательством:
в соответствии с п.4 ст.З0 ФЗ №173
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В настоящее время фио является получателем страховой пенсии по старости п. 3 ст.30 ФЗ № 173.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что из возможных вариантов наиболее выгодным для истца является вариант расчета трудовой пенсии по старости в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закон № 173-ФЗ, так как расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ ввиду установленного ограничения, составляет значительно меньшую сумму, чем рассчитанный по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии по старости истцу определен по наиболее выгодному варианту.
Возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
Как следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» возможность исчисления общего и специального трудового стажа с учетом ранее действовавшего законодательства предусмотрена для возникновения права на трудовую пенсию по старости ранее установленного пенсионного возраста, а не для определения размера пенсии. При этом в подпункте 4 пункта 28 названного Постановления прямо обращено внимание судов, в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Как видно из искового заявления, включение периодов учебы в общий трудовой стаж истцу необходимо для перерасчета страховой пенсии.
Таким образом, произведенный Управлением в отношении истца расчет пенсии по старости судом признается правильным, соответствующим действующему пенсионному законодательству и права истца не нарушающим, поскольку при расчете размера пенсии был избран наиболее выгодный для него вариант, при котором размер пенсии является наибольшим.
Поскольку расчет трудовой пенсии по старости произведен с учетом имеющегося у истца стажа, в соответствии с данными трудовой книжки и лицевого счета застрахованного лица фио, отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, уплаченных работодателями страховых взносов, последующих индексаций и перерасчетов, то суд приходит к выводу о том, что ответчиком правильно, исчислена пенсия фио. оснований для возложения на пенсионный орган обязанностей для ее пересчета не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования фио к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 5 по Москве и Московской области, Пенсионному фонду Российской федерации о назначении страховой пенсии с 2015 г., перерасчете страховой пенсии за 2015 г. и 2016 г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2017 г.
Судья В.А. Татаров