Дело №2-4922/2019
Решение
именем Российской Федерации
6 декабря 2019 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Усачёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кефера Евгения Адольфовича к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения на праве собственности,
установил:
Кефер Е.А. обратился в суд с иском о возложении на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» без обязательных условий безвозмездной передачи имущества взамен исполнения решения суда от 18 октября 2011 года в течение одного месяца исполнить решение суда от 18 октября 2011 года; возложении обязанности в рамках программы переселения предоставить на праве собственности жилое помещение в черте города Архангельска, жилой площадью не менее 18,9 кв.м. и общей площадью не менее 19,75 кв.м. взамен находящегося в собственности истца изымаемого жилого помещения, находящегося по адресу: город Архангельск, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что на праве собственности ему принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в городе Архангельске включен в программу переселения на 2012-2017 годы. Программа переселения закончилась 31 декабря 2017 года, однако до настоящего времени другое жилое помещение на праве собственности ему не предоставлено, что нарушает его права. Кроме того, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 18 октября 2011 года на мэрию города Архангельска возложена обязанность предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 15 кв.м. До настоящего времени решение не исполнено. В связи с тем, что пристав-исполнители не могут принудить администрацию МО «Город Архангельск» исполнить решение суда от 18.10.2011, а обязательное условие администрации без выкупа отдать принадлежащее ему на праве собственности имущество взамен исполнения решения суда нарушает его права на выкуп имущества и на исполнение решения суда от 18 октября 2011 года в разумный срок.
Определением суда от 6 декабря 2019 года прекращено производство по требованию о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» предоставить ему во исполнение решения суда от 18 октября 2011 года находящееся в распоряжении ответчика свободное жилое помещение общей площадью 28,5 кв.м., находящееся по адресу: город Архангельск, <адрес>.
Истец Кефер Е.А., его представитель Воробьев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Третье лицо министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в представленных возражениях иск не поддержало, указав, что жилищное законодательство не предусматривает повторного права на обеспечение жилым помещением по одному и тому же основанию.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Установлено, что истец Кефер Е.А. является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 21.04.2005 дом № 39 по проспекту Обводный канал в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик экономически нецелесообразно.
Распоряжением администрации МО «Город Архангельск» от 12.05.2016 №1180р принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 939 кв. м (кадастровый №), расположенный в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по проспекту Обводный канал, 39, и изъятии для муниципальных нужд жилых помещений, расположенных в <адрес> <адрес>, в том числе 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> <адрес> (кадастровый №) общей площадью 79 кв. м, принадлежащей Кеферу Е.А.
Согласно Постановлению Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173 - пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы» многоквартирный <адрес> включен в список домов, участвующих в данной адресной программе, предполагаемая дата окончания переселения - третий квартал 2017 года.
До настоящего времени истец из непригодного для проживания жилого помещения не переселен.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о предоставлении в собственность жилого помещения взамен находящегося в собственности истца непригодного для проживания жилого помещения, находящегося в доме, включенном в адресную программу переселения.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Разделом V адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 г. N 173-пп, предусмотрено, что в рамках реализации мероприятий Программы по заявкам Архангельской области, одобренным правлением Фонда после 1 августа 2013 года, то есть, начиная со второго этапа Программы, при строительстве и (или) приобретении жилых помещений оплата общей площади построенных и (или) приобретенных жилых помещений в размере, превышающем общую площадь соответствующих расселяемых жилых помещений, осуществлять за счет средств Фонда и областного бюджета. При этом стоимость приобретенного и (или) построенного жилого помещения за счет средств Фонда и областного бюджета не может превышать стоимость переселения соответствующего многоквартирного дома за счет средств Фонда и областного бюджета, которая рассчитана в соответствии с разделом III Программы и указана в приложении N 1 к настоящей Программе. В случае если стоимость приобретаемого и (или) строящегося жилого помещения в рамках Программы превышает стоимость переселения, определенную в соответствии с Программой исходя из общей площади расселяемого жилого помещения соответствующего многоквартирного дома, данное превышение оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования Архангельской области, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано на необходимость обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, собственники жилых помещений в случае включения дома в региональную адресную программу имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
Из материалов дела следует, что истцом, как собственником жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, выбор в пользу предоставления другого жилого помещения на праве собственности сделан.
Поскольку жилой <адрес> признан непригодным для проживания, включен в программу переселения из аварийного жилищного фонда, однако администрацией муниципального образования «Город Архангельск» мероприятий по переселению истца до сих пор не произведено, то суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования «Город Архангельск» обязанности предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности, равнозначное ранее занимаемому, по общей площади не менее 19,78 кв.м. (79 кв.м. (общая площадь непригодного для проживания жилого помещения) х 1/4 (доля в праве общей долевой собственности, принадлежащая истцу).
Согласно ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пп. "л" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", предоставление ответчиком в собственность жилого помещения является основанием для прекращения права собственности истца на спорное жилое помещение.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Кефера Евгения Адольфовича к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения на праве собственности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Кеферу Евгению Адольфовичу в собственность взамен 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,75 квадратных метров, находящееся в черте города Архангельска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта.
Предоставление администрацией муниципального образования «Город Архангельск» благоустроенного жилого помещения во исполнение решения суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права Кефера Евгения Адольфовича на 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город Архангельск, <адрес>, о праве собственности на них муниципального образования «Город Архангельск».
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2019 года.
Председательствующий И.А. Валькова