Решение по делу № 2-877/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-877/2024

УИД 53RS0002-01-2024-001048-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Мошенское Новгородской области 05 июля 2024 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Цабулевой В.В.,

при секретаре Осиповой Е.В.,

с участием прокурора Садчиковой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к КФХ Кондратьева А.Д., КФХ «Большое Войново» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о ветеринарии в деятельности КФХ «Большое Войново» (ИНН 5300000723) установлено следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости арендатором земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 является КФХ ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 53:10:0030101:235 и 53:10:0030101:236, собственником которых является КФХ ФИО1

На основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново», последнему переданы в аренду следующие нежилые здания:

- здание фермы общей площадью 1065,6 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>;

- здание фермы общей площадью 807,4 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>.

Согласно п. 1.3 указанного договора арендованные здания используются Арендатором для содержания крупного рогатого скота.

В силу п. 2.2.7 договора Арендатор обязуется выполнять требования санитарно-гигиенического и природоохранного законодательства, содержать нежилые здания в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии.

В соответствии с п. 2.2.2 договора Арендатор обязуется производить капитальный ремонт зданий и инженерных коммуникаций с согласия арендодателя.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, арендатором которых является КФХ «Большое Войново», а также на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124, в границах которого расположены нежилые здания ферм, установлено, что на ферме на момент проверочных мероприятий содержалось 200 голов КРС.

Согласно справке Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной ферме КФХ «Большое Войново» выявлены следующие нарушения требований ветеринарного законодательства:

- в нарушение п. 4 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 622 (далее- Правила ), в хозяйстве по всему периметру отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных на территорию, въезд на территорию не оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами;

- в нарушение п. 11 Правил , ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) на территории хозяйства отсутствуют площадки для хранения и обеззараживания навоза, равно как и навозохранилища, по всему периметру установлено хаотичное складирование навоза;

- в нарушение требований п. 33 Правил , п. 24,33 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 626 (далее- Правила ), на прилегающей территории фермы обнаружены биологические отходы (трупы КРС, шкуры, копыта и т.д.).

Согласно Акту эпизоотического и ветеринарно-санитарного обследования хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования прилегающей территории фермы комиссией в составе представителей Министерства сельского хозяйства <адрес>, ОБУ «Мошенская райветстанция», Администрации Мошенского муниципального округа установлено наличие биологических отходов (трупов телят), а также факт их складирования у запасного выхода с фермы.

По информации КФХ «Большое Войново» на территории вышеуказанной фермы не имеется места хранения биологических отходов.

Согласно объяснениям зоотехника КФХ «Большое Войново» ФИО4, которая на момент проверки осуществляла руководство хозяйственной деятельностью на ферме, биологические отходы в виде шкур и копыт КРС образовались в результате убоя животных ФИО1

Также в ходе проверки на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 выявлены факты складирования побочных продуктов животноводства в виде навоза вне специально обустроенной площадки для его накопления.

По информации КФХ «Большое Войново» указанный навоз был размещен в указанном месте ещё до заключения договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново».

Кроме того, по информации КФХ «Большое Войново» в связи с неисправностью транспортера образующийся в результате хозяйственной деятельности указанного юридического лица навоз в настоящее время также складируется рядом с фермой.

Нарушения требований ветеринарного законодательства, законодательства об обращении с биологическими отходами, а также законодательства о побочных продуктах животноводства нарушают права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, могут способствовать возникновению на территории <адрес> опасных заболеваний и массовой гибели сельскохозяйственных животных, а также привести к загрязнению почв и водных объектов, что недопустимо.

Просят обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 и крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» оборудовать ферму, расположенную по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, ограждением, обеспечивающим недопущение проникновения диких животных на территорию и дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами; ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, места складирования навоза вне специально отведенного навозохранилища, а также обустроить на территории указанной фермы специализированную площадку (навозохранилище) в соответствии с Требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, а также на прилегающем к ней земельном участке с кадастровым номером 53:10:0030101:124 места складирования биологических отходов в виде трупов, шкур и копыт крупного рогатого скота; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 и крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» обустроить на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, площадку для временного хранения биологических отходов, обустроенную в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 626.

Истцом прокурором в судебном заседании заявлено ходатайство об изменении исковых требований, а также представлено заявление об отказе от части исковых требований в отношении КФХ ФИО1

Производство в части исковых требований к КФХ ФИО1 прекращено.

Представитель третьего лица Администрации Мошенского муниципального округа и КФХ ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Исходя из ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии» (далее - Закон) ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2.1 Закона ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при маркировании и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

В силу ст. 2.4 Закона ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.

Согласно ст. 13 Закона помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

Организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

В соответствии со ст. 18 Закона ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.

Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией.

Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее - Правила ).

В силу п. 2 Правил ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота (далее - КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее - Хозяйства), а также содержащими более 500 голов КРС (далее - Предприятия).

В соответствии с п. 4 Правил в хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °С.

В силу п. 11 Правил в Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.

Пунктом 12 Правил установлено, что емкость навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза рассчитывается исходя из массы экскрементов КРС.

Согласно п. 33 Правил утилизация и уничтожение трупов КРС, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов в Хозяйствах осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Частью 1 ст. 5 Закона № 248-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

При этом, согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 248-ФЗ о принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора (в отношении земель сельскохозяйственного назначения).

В силу ст. 7 Закона № 248-ФЗ обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми в соответствии с частью 6 настоящей статьи, ветеринарными нормами и правилами, санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды.

Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках.

В соответствии с п. 5 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования) хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства допускается только на специально оборудованных сооружениях и (или) местах, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищах, пометохранилищах (далее - специализированные площадки).

Пунктом 6 Требований предусмотрено, что специализированные площадки должны располагаться отдельно от объектов содержания сельскохозяйственных животных с подветренной стороны преобладающих направлений ветров по отношению к указанным объектам и ниже водозаборных сооружений.

Согласно п. 7 Требований для защиты грунтовых вод от загрязнения специализированные площадки должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 сантиметров.

Специализированные площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Переполнение специализированных площадок не допускается.

В силу п. 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

В соответствии с п. 12 Правил хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что для хранения умеренно опасных биологических отходов, образовавшихся на территории личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих разведение и содержание животных (далее - хозяйства), в течение не более чем 48 часов с момента их образования допускается размещение емкостей для биологических отходов на территории хозяйства на площадке для временного хранения биологических отходов, которая должна быть оборудована навесом, иметь твердое, влагонепроницаемое покрытие с уклонами, обеспечивающими стоки и отвод сточных вод и атмосферных осадков, без учета положений, предусмотренных пунктами 12 - 17 Правил. Площадка для временного хранения биологических отходов должна быть расположена на границе территории хозяйства с подветренной стороны по отношению к местам для содержания животных и иметь подъездные пути.

Согласно п. 24 Правил утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В соответствии с п. 33 Правил запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты, если иное не установлено правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости арендатором земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 является КФХ ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 53:10:0030101:235 и 53:10:0030101:236, собственником которых является КФХ ФИО1

На основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» последнему переданы в аренду следующие нежилые здания:

- здание фермы общей площадью 1065,6 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>;

- здание фермы общей площадью 807,4 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>.

Согласно п. 1.3 указанного договора арендованные здания используются Арендатором для содержания крупного рогатого скота.

В силу п. 2.2.7 договора Арендатор обязуется выполнять требования санитарно-гигиенического и природоохранного законодательства, содержать нежилые здания в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии.

В соответствии с п. 2.2.2 договора Арендатор обязуется производить капитальный ремонт зданий и инженерных коммуникаций с согласия арендодателя.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, арендатором которых является КФХ «Большое Войново», а также на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124, в границах которого расположены нежилые здания ферм установлено, что на ферме на момент проверочных мероприятий содержалось 200 голов КРС.

Согласно справке Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной ферме КФХ «Большое Войново» выявлены следующие нарушения требований ветеринарного законодательства:

- в нарушение п. 4 Правил , в хозяйстве по всему периметру отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных на территорию, въезд на территорию не оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами;

- в нарушение п. 11 Правил , ст. 7 Закона № 248-ФЗ на территории хозяйства отсутствуют площадки для хранения и обеззараживания навоза, равно как и навозохранилища, по всему периметру установлено хаотичное складирование навоза;

- в нарушение требований п. 33 Правил , п. 24,33 Правил , на прилегающей территории фермы обнаружены биологические отходы ( трупы КРС, шкуры, копыта и т.д.).

Согласно Акту эпизоотического и ветеринарно-санитарного обследования хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования прилегающей территории фермы комиссией в составе представителей Министерства сельского хозяйства <адрес>, ОБУ «Мошенская райветстанция», Администрации Мошенского муниципального округа установлено наличие биологических отходов (трупов телят), а также факт их складирования у запасного выхода с фермы.

По информации КФХ «Большое Войново» на территории вышеуказанной фермы не имеется места хранения биологических отходов.

Также в ходе проверки на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 выявлены факты складирования побочных продуктов животноводства в виде навоза вне специально обустроенной площадки для его накопления.

По информации КФХ «Большое Войново» указанный навоз был размещен в указанном месте ещё до заключения договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново».

Кроме того, по информации КФХ «Большое Войново» в связи с неисправностью транспортера образующийся в результате хозяйственной деятельности указанного юридического лица навоз в настоящее время также складируется рядом с фермой.

В ходе выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 и расположенной на его территории фермы ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителями КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» установлено, что на указанном земельном участке ответчиками ликвидировано место складирования биологических отходов в виде трупов, шкур и копыт КРС.

ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» заключен договор субаренды земельного участка , согласно п. 4.4.3 которого субарендатор (т.е. КФХ «Большое Войново») обязан провести необходимые работы на участке и выполнить все требования ветеринарного законодательства о побочных продуктах животноводства, в целях сохранения безопасной окружающей среды, исключения возникновения опасных заболеваний и гибели сельскохозяйственных животных, предотвращения загрязнения почв и водных объектов.

Исходя из вышесказанного, суд приходит к мнению, что уточненное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

1.                 Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» оборудовать ферму, расположенную по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, ограждением, обеспечивающим недопущение проникновения диких животных на территорию и дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами.

2.                  Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, места складирования навоза вне специально отведенного навозохранилища, а также обустроить на территории указанной фермы специализированную площадку (навозохранилище) в соответствии с Требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

3.         Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» обустроить на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, площадку для временного хранения биологических отходов, обустроенную в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: В.В. Цабулева

Дело № 2-877/2024

УИД 53RS0002-01-2024-001048-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Мошенское Новгородской области 05 июля 2024 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

председательствующего судьи Цабулевой В.В.,

при секретаре Осиповой Е.В.,

с участием прокурора Садчиковой Е.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к КФХ Кондратьева А.Д., КФХ «Большое Войново» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Новгородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о ветеринарии в деятельности КФХ «Большое Войново» (ИНН 5300000723) установлено следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости арендатором земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 является КФХ ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 53:10:0030101:235 и 53:10:0030101:236, собственником которых является КФХ ФИО1

На основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново», последнему переданы в аренду следующие нежилые здания:

- здание фермы общей площадью 1065,6 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>;

- здание фермы общей площадью 807,4 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>.

Согласно п. 1.3 указанного договора арендованные здания используются Арендатором для содержания крупного рогатого скота.

В силу п. 2.2.7 договора Арендатор обязуется выполнять требования санитарно-гигиенического и природоохранного законодательства, содержать нежилые здания в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии.

В соответствии с п. 2.2.2 договора Арендатор обязуется производить капитальный ремонт зданий и инженерных коммуникаций с согласия арендодателя.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, арендатором которых является КФХ «Большое Войново», а также на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124, в границах которого расположены нежилые здания ферм, установлено, что на ферме на момент проверочных мероприятий содержалось 200 голов КРС.

Согласно справке Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной ферме КФХ «Большое Войново» выявлены следующие нарушения требований ветеринарного законодательства:

- в нарушение п. 4 Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 622 (далее- Правила ), в хозяйстве по всему периметру отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных на территорию, въезд на территорию не оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами;

- в нарушение п. 11 Правил , ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) на территории хозяйства отсутствуют площадки для хранения и обеззараживания навоза, равно как и навозохранилища, по всему периметру установлено хаотичное складирование навоза;

- в нарушение требований п. 33 Правил , п. 24,33 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 626 (далее- Правила ), на прилегающей территории фермы обнаружены биологические отходы (трупы КРС, шкуры, копыта и т.д.).

Согласно Акту эпизоотического и ветеринарно-санитарного обследования хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования прилегающей территории фермы комиссией в составе представителей Министерства сельского хозяйства <адрес>, ОБУ «Мошенская райветстанция», Администрации Мошенского муниципального округа установлено наличие биологических отходов (трупов телят), а также факт их складирования у запасного выхода с фермы.

По информации КФХ «Большое Войново» на территории вышеуказанной фермы не имеется места хранения биологических отходов.

Согласно объяснениям зоотехника КФХ «Большое Войново» ФИО4, которая на момент проверки осуществляла руководство хозяйственной деятельностью на ферме, биологические отходы в виде шкур и копыт КРС образовались в результате убоя животных ФИО1

Также в ходе проверки на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 выявлены факты складирования побочных продуктов животноводства в виде навоза вне специально обустроенной площадки для его накопления.

По информации КФХ «Большое Войново» указанный навоз был размещен в указанном месте ещё до заключения договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново».

Кроме того, по информации КФХ «Большое Войново» в связи с неисправностью транспортера образующийся в результате хозяйственной деятельности указанного юридического лица навоз в настоящее время также складируется рядом с фермой.

Нарушения требований ветеринарного законодательства, законодательства об обращении с биологическими отходами, а также законодательства о побочных продуктах животноводства нарушают права неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, могут способствовать возникновению на территории <адрес> опасных заболеваний и массовой гибели сельскохозяйственных животных, а также привести к загрязнению почв и водных объектов, что недопустимо.

Просят обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 и крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» оборудовать ферму, расположенную по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, ограждением, обеспечивающим недопущение проникновения диких животных на территорию и дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами; ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, места складирования навоза вне специально отведенного навозохранилища, а также обустроить на территории указанной фермы специализированную площадку (навозохранилище) в соответствии с Требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, а также на прилегающем к ней земельном участке с кадастровым номером 53:10:0030101:124 места складирования биологических отходов в виде трупов, шкур и копыт крупного рогатого скота; в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство ФИО1 и крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» обустроить на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, площадку для временного хранения биологических отходов, обустроенную в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 626.

Истцом прокурором в судебном заседании заявлено ходатайство об изменении исковых требований, а также представлено заявление об отказе от части исковых требований в отношении КФХ ФИО1

Производство в части исковых требований к КФХ ФИО1 прекращено.

Представитель третьего лица Администрации Мошенского муниципального округа и КФХ ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Исходя из ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии» (далее - Закон) ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2.1 Закона ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установлении и отмене на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, при маркировании и учете животных, при проведении регионализации, эпизоотического зонирования, определении зоосанитарного статуса, разведении, выращивании, содержании, перемещении (в том числе перевозке и перегоне), обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении и (или) обороте кормов и кормовых добавок, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.

В силу ст. 2.4 Закона ветеринарные правила содержания животных устанавливают требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания.

Согласно ст. 13 Закона помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

Организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.

В соответствии со ст. 18 Закона ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения - производители этой продукции.

Владельцы животных и производители продукции животного происхождения обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения, сооружения для хранения кормов и переработки продукции животного происхождения, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением продукции животного происхождения, ее переработкой и реализацией.

Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации (далее - Правила ).

В силу п. 2 Правил ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота (далее - КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации устанавливают требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее - Хозяйства), а также содержащими более 500 голов КРС (далее - Предприятия).

В соответствии с п. 4 Правил в хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0 °С.

В силу п. 11 Правил в Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.

Пунктом 12 Правил установлено, что емкость навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза рассчитывается исходя из массы экскрементов КРС.

Согласно п. 33 Правил утилизация и уничтожение трупов КРС, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов в Хозяйствах осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) побочные продукты животноводства - вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.

Частью 1 ст. 5 Закона № 248-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.

При этом, согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 248-ФЗ о принятом в соответствии с частью 1 настоящей статьи решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства, об объемах побочных продуктов животноводства, о дате образования побочных продуктов животноводства, планируемых сроках использования побочных продуктов животноводства в производстве или передаче побочных продуктов животноводства иным лицам и результатах таких использования или передачи юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, уведомляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере ветеринарии и в сфере земельного надзора (в отношении земель сельскохозяйственного назначения).

В силу ст. 7 Закона № 248-ФЗ обращение побочных продуктов животноводства осуществляется в соответствии с требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, устанавливаемыми в соответствии с частью 6 настоящей статьи, ветеринарными нормами и правилами, санитарно- эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, требованиями в области охраны окружающей среды.

Хранение побочных продуктов животноводства до их обработки, переработки допускается только на специализированных площадках.

В соответствии с п. 5 Требований к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования) хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства допускается только на специально оборудованных сооружениях и (или) местах, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищах, пометохранилищах (далее - специализированные площадки).

Пунктом 6 Требований предусмотрено, что специализированные площадки должны располагаться отдельно от объектов содержания сельскохозяйственных животных с подветренной стороны преобладающих направлений ветров по отношению к указанным объектам и ниже водозаборных сооружений.

Согласно п. 7 Требований для защиты грунтовых вод от загрязнения специализированные площадки должны иметь монолитные бетонные или герметично сваренные пленочные покрытия либо иметь в основании глиняную подушку толщиной не менее 20 сантиметров.

Специализированные площадки с боковых сторон должны иметь бортики и канавки для стока избыточной влаги. Переполнение специализированных площадок не допускается.

В силу п. 2 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ) биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

В соответствии с п. 12 Правил хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что для хранения умеренно опасных биологических отходов, образовавшихся на территории личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих разведение и содержание животных (далее - хозяйства), в течение не более чем 48 часов с момента их образования допускается размещение емкостей для биологических отходов на территории хозяйства на площадке для временного хранения биологических отходов, которая должна быть оборудована навесом, иметь твердое, влагонепроницаемое покрытие с уклонами, обеспечивающими стоки и отвод сточных вод и атмосферных осадков, без учета положений, предусмотренных пунктами 12 - 17 Правил. Площадка для временного хранения биологических отходов должна быть расположена на границе территории хозяйства с подветренной стороны по отношению к местам для содержания животных и иметь подъездные пути.

Согласно п. 24 Правил утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В соответствии с п. 33 Правил запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты, если иное не установлено правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости арендатором земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 является КФХ ФИО1 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ . Установлено, что на территории вышеуказанного земельного участка расположены нежилые здания с кадастровыми номерами 53:10:0030101:235 и 53:10:0030101:236, собственником которых является КФХ ФИО1

На основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» последнему переданы в аренду следующие нежилые здания:

- здание фермы общей площадью 1065,6 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>;

- здание фермы общей площадью 807,4 кв.м. (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>.

Согласно п. 1.3 указанного договора арендованные здания используются Арендатором для содержания крупного рогатого скота.

В силу п. 2.2.7 договора Арендатор обязуется выполнять требования санитарно-гигиенического и природоохранного законодательства, содержать нежилые здания в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии.

В соответствии с п. 2.2.2 договора Арендатор обязуется производить капитальный ремонт зданий и инженерных коммуникаций с согласия арендодателя.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташово, <адрес>, арендатором которых является КФХ «Большое Войново», а также на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124, в границах которого расположены нежилые здания ферм установлено, что на ферме на момент проверочных мероприятий содержалось 200 голов КРС.

Согласно справке Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной ферме КФХ «Большое Войново» выявлены следующие нарушения требований ветеринарного законодательства:

- в нарушение п. 4 Правил , в хозяйстве по всему периметру отсутствует ограждение, обеспечивающее недопущение проникновения диких животных на территорию, въезд на территорию не оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами;

- в нарушение п. 11 Правил , ст. 7 Закона № 248-ФЗ на территории хозяйства отсутствуют площадки для хранения и обеззараживания навоза, равно как и навозохранилища, по всему периметру установлено хаотичное складирование навоза;

- в нарушение требований п. 33 Правил , п. 24,33 Правил , на прилегающей территории фермы обнаружены биологические отходы ( трупы КРС, шкуры, копыта и т.д.).

Согласно Акту эпизоотического и ветеринарно-санитарного обследования хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования прилегающей территории фермы комиссией в составе представителей Министерства сельского хозяйства <адрес>, ОБУ «Мошенская райветстанция», Администрации Мошенского муниципального округа установлено наличие биологических отходов (трупов телят), а также факт их складирования у запасного выхода с фермы.

По информации КФХ «Большое Войново» на территории вышеуказанной фермы не имеется места хранения биологических отходов.

Также в ходе проверки на территории земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 выявлены факты складирования побочных продуктов животноводства в виде навоза вне специально обустроенной площадки для его накопления.

По информации КФХ «Большое Войново» указанный навоз был размещен в указанном месте ещё до заключения договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново».

Кроме того, по информации КФХ «Большое Войново» в связи с неисправностью транспортера образующийся в результате хозяйственной деятельности указанного юридического лица навоз в настоящее время также складируется рядом с фермой.

В ходе выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 53:10:0030101:124 и расположенной на его территории фермы ДД.ММ.ГГГГ совместно с представителями КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» установлено, что на указанном земельном участке ответчиками ликвидировано место складирования биологических отходов в виде трупов, шкур и копыт КРС.

ДД.ММ.ГГГГ между КФХ ФИО1 и КФХ «Большое Войново» заключен договор субаренды земельного участка , согласно п. 4.4.3 которого субарендатор (т.е. КФХ «Большое Войново») обязан провести необходимые работы на участке и выполнить все требования ветеринарного законодательства о побочных продуктах животноводства, в целях сохранения безопасной окружающей среды, исключения возникновения опасных заболеваний и гибели сельскохозяйственных животных, предотвращения загрязнения почв и водных объектов.

Исходя из вышесказанного, суд приходит к мнению, что уточненное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.

1.                 Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» оборудовать ферму, расположенную по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, ограждением, обеспечивающим недопущение проникновения диких животных на территорию и дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами.

2.                  Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» ликвидировать на территории фермы, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, места складирования навоза вне специально отведенного навозохранилища, а также обустроить на территории указанной фермы специализированную площадку (навозохранилище) в соответствии с Требованиями к обращению побочных продуктов животноводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

3.         Обязать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу крестьянское фермерское хозяйство «Большое Войново» обустроить на ферме, расположенной по адресу: <адрес>, д. Осташево, <адрес>, площадку для временного хранения биологических отходов, обустроенную в соответствии с требованиями Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: В.В. Цабулева

2-877/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мошенского района Новгородской области
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
КФХ "Большое Войново"
КФХ Кондратьева Алексея Дмитриевича
Другие
Администрация Мошенского муниципального округа
Суд
Боровичский районный суд Новгородской области
Судья
Цабулева Вера Васильевна
Дело на странице суда
borovichsky.nvg.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее