Дело №2-1065/2016г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2016 года. Буинский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Р.Р.Шамионова, при секретаре судебного заседания А.Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Р.И. к ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки» о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома с земельным участком,
у с т а н о в и л:
А.Р.И. обратилась в суд с иском к ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки» о признании недействительным договора купли-продажи жилого дома с земельным участком. В обоснование иска указала, что между ней и ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки» заключен договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, в соответствии с которым в ее собственность был передан земельный участок общей площадью 818 кв.м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, находящийся по адресу: РТ, , а также расположенный на указанном земельном участке жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 118.6 кв.м..
Согласно п. 3 Договора общая цена жилого дома с земельным участком составляет 700000 рублей, стоимость земельного участка составляет 476000 рублей, жилого дома - 224000 рублей.
Расчет по Договору был осуществлен в следующем порядке: 105000 рублей оплачивались из собственных средств покупателя, окончательный расчет 595000 рублей был произведен за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» в лице доп. офиса , согласно кредитному договору от
В соответствии с положением кредитного договора от , кредит на сумму 595000 рублей предоставлен на срок 120 месяцев по 15 % годовых.
В настоящее время истцом оплачено 22108.04 рубля в счет погашения кредита.
Пункт 9 кредитного договора устанавливает обязанность по заключению заемщиком договора страхования жизни и здоровья. Поэтому истцом был заключен договор страхования жизни , стоимость страховой премии составила 5950 рублей.
В соответствии с «Правилами страхования имущества физических лиц при ипотечном кредитовании» от истицей с ОАО «Национальная страховая компания Татарстан» был заключен договор страхования имущественных интересов, связанных владением, пользованием, распоряжением объектов недвижимости на сумму 575 рублей.
кадастровым инженером при межевании земельного участка истца установлено, что часть жилого дома выходит за пределы земельного участка и расположена на земельном участке с кадастровым номером , который находится в публичной собственности, предоставлен МУП «Водоканал» в аренду для установки водозабора. Возведение объектов индивидуального жилищного строительства на данном участке запрещено. За межевание истцом было оплачено 2300 рублей.
При заключении договора купли-продажи, ответчик скрыл информацию о том, что часть жилого дома находится на чужом земельном участке, не предназначенном для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании истец А.Р.И. и ее представитель Ф.М.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представители ответчика ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд, получив согласие истца и ее представителя, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, что отражено в протоколе судебного заседания.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2 ст.1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с эти гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок.
В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Таким образом, сделки представляют собой действия, соответствующие требованиям законодательства, и направленные на достижение определенного правового результата.
В силу положений п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от А.Р.Р. приобрела в собственность за 700000 рублей земельный участок, общей площадью 818 кв.м., кадастровый номер , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, находящийся по адресу: , а также расположенный на данном земельном участке жилой дом с кадастровым номером , общей площадью 118.6 кв.м..
Установлено также, что расчет по Договору был осуществлен в следующем порядке: 105000 рублей оплачивались из собственных средств покупателя, окончательный расчет 595000 рублей был произведен за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» в лице доп. Офиса , согласно кредитному договору от
В соответствии с положением кредитного договора от , кредит на сумму 595000 рублей предоставлен на срок 120 месяцев по 15 % годовых.
В настоящее время истцом оплачено 22108.04 рубля в счет погашения кредита.
Согласно справке директора ООО «Межевое агентство» Н.А.Ф. от , по материалам межевания земельного участка, расположенного по адресу: А, выявлено, что часть жилого дома выходит за пределы земельного участка.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требований о его сносе.
Так как часть жилого дома истца находится на чужом земельном участке, не предназначенном для индивидуального жилищного строительства, то есть имеет признаки самовольной постройки, и данная информация при заключении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком была скрыта от истца, то суд приходит к выводу, что исковые требования А.Р.И. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования А.Р.И. удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи от жилого дома с земельным участком, расположенных по адресу: , заключенный между А.Р.И. и ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки».
Взыскать с ЗАО «Центр Жилищной Ипотеки» в пользу А.Р.И. 30933 рубля 04 копейки и в возврат государственной пошлины1430 рублей.
Копию заочного решения в течение трех дней направить ответчику.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено .
Судья: Р.Р.Шамионов