ДЕЛО (№)а-3600/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-005348-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Воронова К.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чердакова Павла Валерьевича к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Чердаков Павел Валерьевич обратился в суд с административным иском к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконными решений от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности рассмотреть по существу заявления Чердакова П.В. №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 от 27.03.2020 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указав, что 27.03.2020 через портал государственных услуг Московской области представителем административного истца были направлены в администрацию Раменского городского округа Московской области заявления №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
К указанным заявлениям в соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия паспорта заявителя, копия паспорта его представителя и доверенность представителя.
Заявления были приняты к рассмотрению административным ответчиком и им были присвоены регистрационные номера №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773.
Испрашиваемые земельные участки расположены в границах д. Донино Раменского городского округа Московской области, относятся к категории земель населенных пунктов и в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области, расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2).
Решениями от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773, направленными административному истцу по электронной почте, административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков по тем основаниям, что в границах участков проходит инженерно – техническая сеть связи. Наличие трассы кабельных линий связи исключает возможность возведения объекта капитального строительства, предусмотренного зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2).
Административный истец, ссылаясь на нормы Земельного Кодекса Российской Федерации, полагает, что принятые решения являются незаконными и не обоснованными, нарушающим его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (т. 1 л.д. 5-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 15 октября 2020 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены: Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области, Муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово»; МФ «Центр» ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 60-61).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2020 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области Будкин С.И. (т. 1 л.д. 73-74).
Административный истец Чердаков П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – Воронов К.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 14, 15-16), заявленные требования поддержал.
Административного ответчик - администрация Раменского городского округа Московской <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представлено письменное мнение, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 101-103, т. 2 л.д. 14-15).
Административный ответчик - заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области Будкин С.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованные лица – ПАО «Ростелеком», муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово», Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представители в судебное заседание не явились, Управлением земельных отношений Раменского городского округа Московской области в адрес суда направлено письменное мнение, в котором в удовлетворении заявленных требований Чердакову П.В. просит отказать (т. 1 л.д. 125-127). ПАО «Ростелеком» представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 2 л.д. 9).
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться законами субъекта Российской Федерации перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Законом Московской области от 23.10.2017 № 175/2017-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными полномочиями Московской области в области земельных отношений» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района. В соответствии со ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных настоящим законом, предоставлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
В письменном отзыве администрация Раменского городского округа Московской области указывает на то, что Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законом, в связи с чем Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика.
Администрация Раменского городского округа в случае предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничения оборотоспособности путем направления запросов в уполномоченные органы.
Установлено и подтверждается материалами дела, что 27 марта 2020 г. представитель Чердакова П.В. по доверенности Воронов К.В., через Региональный портал государственных услуг, обратился в администрацию Раменского городского округа Московской области с тремя заявлениями Исх. №0320/1049, Исх. №0320/1430, Исх. №0320/1844 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
В заявлении Исх. №0320/1049 просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1049 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 50:23:0010240:ЗУ1. Адрес месторасположения земельного участка – Московская обл., Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 17-23).
В заявлении Исх. №0320/1430 представитель Чердакова П.В. - Воронов К.В. просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1430 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 50:23:0010240:ЗУ1. Адрес месторасположения земельного участка – Московская обл., Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 24-30).
В заявлении Исх. №0320/1844 Чедраков П.В., в лице представителя Воронова К.В. просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1844 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - (№). Адрес месторасположения земельного участка – (ФИО)3 <адрес>, Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района (ФИО)3 <адрес> расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 31-37).
По результатам рассмотрения заявлений администрацией Раменского городского округа (ФИО)3 <адрес> приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» 18.06.2020 №Р(№)34733754, (ДД.ММ.ГГГГ) №Р(№)34733694, (ДД.ММ.ГГГГ) №Р(№)34733773 за подписью заместителя главы администрации Раменского городского округа (ФИО)5 (т. 1 л.д. 104-105, 107-108, 111-112).
В обоснование принятых решений административный ответчик указал (решения являются идентичными по содержанию), что по информации, имеющейся в Управлении земельных отношений Раменского городского округа Московской области, а также из обследования, проведенного Муниципальным казенным учреждением «Территориальное управление «Кратово» Раменского городского округа Московской области, следует, что в границах участка проходит инженерно – техническая сеть связи, что также подтверждается заключением МФ ПАО «Ростелеком».
Наличие трассы кабельных линий связи исключает возможность возведение объекта капитального строительства, предусмотренного зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2).
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков данной категории, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Особенности, установленные названной статьей Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (п. 1 и 2). По смыслу п. 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.17 названного Кодекса, о чем указано в п. 6 этой статьи. В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (п. 7).
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Раменского городского округа Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Раменского городского округа от 11.12.2019 № 8/8/-СД (опубликованные на информационном сайте www.ramenskoye.ru в разделе Совет депутатов, официальные документы), испрашиваемые земельные участки расположены в зоне Ж2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которая предусматривает возведение объекта капитального строительства.
Таким образом, на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предполагается строительство капитальных объектов жилого назначения.
На основании обращений управления земельных отношений Раменского муниципального района (ФИО)3 <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)вх-278 Муниципальным казенным учреждением Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово» проведено обследование земельных участков, площадью 1049 кв.м., 1844 кв.м., 1430 кв.м., в ходе которого установлено, что указанные земельные участки, предполагаемые для дальнейшего предоставления в аренду на торгах, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, не огорожены, имеют свободный доступ. На земельных участках произрастают деревья и кустарники, о чем составлены акты обследования от 24.04.2020. К указанным актам приложена фототаблица (т. 1 л.д. 133,134-135, 144, 145-146, 154, 155-156).
30 апреля 2020 на имя начальника Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области поступили сообщения от МКУ Территориальное управление «Кратово», из которых следует, что по результатам обследования земельных участков площадью 1430 кв.м, 1844 кв.м., 1049 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к землям не разграниченной государственной собственности по адресу: Московская область, Раменский городской округ, д. Донино, территориальное управление не возражает в формировании испрашиваемых земельных участков, в испрашиваемых границах для дальнейшего предоставления в аренду на торгах, при условии согласования с инженерно – техническими службами ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 115,116,117).
ПАО «Ростелеком» на имя начальника управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области 20.05.2020 представлена информация, по которой на запрос от 07.05.2020 №1301 о прохождении кабельных линии связи ПАО «Ростелеком» по земельным участкам, расположенным по адресам: М.О., (№) МРФ «Центр» ПAO «Ростелеком» сообщено, что по земельным участкам проходят трассы кабельных линии связи МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 120-121).
МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» обеспечивает бесперебойной связью предприятия, организации и учреждения, в том числе федеральные и региональные органы власти и управления, специальные объекты министерств и ведомств, в ведении которых находится разработка и реализация государственной политики в области обороны, безопасности и мобилизационном готовности государства.
Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила), которыми даны определения охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации (пункт 4), предусмотрено, что границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии (пункт 10), а также оговорено, что порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации (пункт 15).
В соответствии с пунктом 18 данных Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
Для выявления места расположения подземных сооружений связи в зоне производства указанных работ должно быть получено письменное разрешение в специально уполномоченных на то органах контроля и надзора.
Пунктом 22 указанных Правил предусмотрено, что производители работ до начала работ в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи и радиофикации, трасс подземных кабелей связи и линий радиофикации, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи. Работы в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны выполняться только в присутствии представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации.
На основании ст. 44 ПОЛСС в случае если по территориям строительных площадок проходят линии связи и линии радиофикации, в проектах и сметах строительства объектов по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии, должны предусматриваться необходимые мероприятия по обеспечению сохранности указанных линии или их перенос.
Согласно пункту 48 названных Правил в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра).
На основании ст. 50 ПОЛСС юридические и физические лица, не выполняющие требования настоящих Правил, а также нарушающие работу линий и сооружений связи, линий и сооружении радиофикации привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд полагает, что оспариваемые решения административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» нельзя признать законными обоснованными.
В качестве доказательств обоснованности отказа по вышеизложенным обстоятельствам представлены распечатка фотографий земельных участков с табличками «Осторожно кабель» (т. 1 л.д. 119, 135, 146), однако суд критически относится к указанным доказательствам, поскольку указанные фототаблицы не подтверждают того, что на них запечатлены именно испрашиваемые земельные участки.
Кроме того, материалы дела, в том числе сообщения ПАО «Ростелеком» не содержат каких – либо доказательств, что испрашиваемые земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, и расположение на них трассы кабельных линий связи не допускает использование земельных участков в соответствии с заявленными целями использования (ИЖС).
Следует отметить, что наличие охранных зон линий связи в границах формируемых земельных участков не исключает и не запрещает возможности предоставления таких участков, а также возведение в границах таких участков объектов капитального строительства. Возможность строительства капитальных объектов исключается только без обязательного согласования с эксплуатирующими линии связи организациями и только в границах охранных зон этих кабельных линий связи.
В связи с изложенным, применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемых решений, их принятие по результатам должного рассмотрения заявлений и документов Чердакова П.В., это свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд на основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ приходит к выводу о признании незаконными отказа администрации Раменского городского округа Московской области от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Чердакова П.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Чердакова Павла Валерьевича удовлетворить.
Признать незаконными решения Администрации Раменского городского округа Московской области от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области рассмотреть по существу заявления Чердакова П.В. Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 от 27.03.2020 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 08.07.2021.
ДЕЛО (№)а-3600/2021
УИД: 36RS0002-01-2020-005348-88
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Воронова К.В., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Чердакова Павла Валерьевича к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Чердаков Павел Валерьевич обратился в суд с административным иском к администрации Раменского городского округа Московской области о признании незаконными решений от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности рассмотреть по существу заявления Чердакова П.В. №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 от 27.03.2020 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований указав, что 27.03.2020 через портал государственных услуг Московской области представителем административного истца были направлены в администрацию Раменского городского округа Московской области заявления №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
К указанным заявлениям в соответствии с ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ были приложены схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия паспорта заявителя, копия паспорта его представителя и доверенность представителя.
Заявления были приняты к рассмотрению административным ответчиком и им были присвоены регистрационные номера №Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773.
Испрашиваемые земельные участки расположены в границах д. Донино Раменского городского округа Московской области, относятся к категории земель населенных пунктов и в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области, расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2).
Решениями от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773, направленными административному истцу по электронной почте, административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков по тем основаниям, что в границах участков проходит инженерно – техническая сеть связи. Наличие трассы кабельных линий связи исключает возможность возведения объекта капитального строительства, предусмотренного зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2).
Административный истец, ссылаясь на нормы Земельного Кодекса Российской Федерации, полагает, что принятые решения являются незаконными и не обоснованными, нарушающим его права и законные интересы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (т. 1 л.д. 5-10).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 15 октября 2020 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика привлечены: Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области, Муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово»; МФ «Центр» ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 60-61).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11 ноября 2020 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области Будкин С.И. (т. 1 л.д. 73-74).
Административный истец Чердаков П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца – Воронов К.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (т. 1 л.д. 14, 15-16), заявленные требования поддержал.
Административного ответчик - администрация Раменского городского округа Московской <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представлено письменное мнение, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя (т. 1 л.д. 101-103, т. 2 л.д. 14-15).
Административный ответчик - заместитель главы администрации Раменского городского округа Московской области Будкин С.И. о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованные лица – ПАО «Ростелеком», муниципальное казенное учреждение Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово», Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представители в судебное заседание не явились, Управлением земельных отношений Раменского городского округа Московской области в адрес суда направлено письменное мнение, в котором в удовлетворении заявленных требований Чердакову П.В. просит отказать (т. 1 л.д. 125-127). ПАО «Ростелеком» представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т. 2 л.д. 9).
Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться законами субъекта Российской Федерации перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Московской области от 24.07.2014 № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Законом Московской области от 23.10.2017 № 175/2017-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными полномочиями Московской области в области земельных отношений» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района. В соответствии со ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных настоящим законом, предоставлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
В письменном отзыве администрация Раменского городского округа Московской области указывает на то, что Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законом, в связи с чем Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика.
Администрация Раменского городского округа в случае предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничения оборотоспособности путем направления запросов в уполномоченные органы.
Установлено и подтверждается материалами дела, что 27 марта 2020 г. представитель Чердакова П.В. по доверенности Воронов К.В., через Региональный портал государственных услуг, обратился в администрацию Раменского городского округа Московской области с тремя заявлениями Исх. №0320/1049, Исх. №0320/1430, Исх. №0320/1844 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена.
В заявлении Исх. №0320/1049 просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1049 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 50:23:0010240:ЗУ1. Адрес месторасположения земельного участка – Московская обл., Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 17-23).
В заявлении Исх. №0320/1430 представитель Чердакова П.В. - Воронов К.В. просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1430 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - 50:23:0010240:ЗУ1. Адрес месторасположения земельного участка – Московская обл., Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 24-30).
В заявлении Исх. №0320/1844 Чедраков П.В., в лице представителя Воронова К.В. просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка, подлежащего образованию, площадью 1844 кв.м, категории земель населенных пунктов, расположенного в границах кадастрового квартала 50:23:0010240 для целей индивидуального жилищного строительства. Условный номер земельного участка в соответствии с приложенным проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории - (№). Адрес месторасположения земельного участка – (ФИО)3 <адрес>, Раменский г.о., д. Донино. Основания предоставления земельного участка без торгов – предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности по договору аренды гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Кратово Раменского муниципального района (ФИО)3 <адрес> расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (зона Ж2). К заявлению приложены проект схемы расположения земельного участка, копия паспорта заявителя, копия паспорта представителя, копия доверенности представителя (т. 1 л.д. 31-37).
По результатам рассмотрения заявлений администрацией Раменского городского округа (ФИО)3 <адрес> приняты решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» 18.06.2020 №Р(№)34733754, (ДД.ММ.ГГГГ) №Р(№)34733694, (ДД.ММ.ГГГГ) №Р(№)34733773 за подписью заместителя главы администрации Раменского городского округа (ФИО)5 (т. 1 л.д. 104-105, 107-108, 111-112).
В обоснование принятых решений административный ответчик указал (решения являются идентичными по содержанию), что по информации, имеющейся в Управлении земельных отношений Раменского городского округа Московской области, а также из обследования, проведенного Муниципальным казенным учреждением «Территориальное управление «Кратово» Раменского городского округа Московской области, следует, что в границах участка проходит инженерно – техническая сеть связи, что также подтверждается заключением МФ ПАО «Ростелеком».
Наличие трассы кабельных линий связи исключает возможность возведение объекта капитального строительства, предусмотренного зоной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-2).
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности предоставления земельных участков данной категории, в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Особенности, установленные названной статьей Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривают после поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка опубликование извещения о его предоставлении (п. 1 и 2). По смыслу п. 5 этой статьи решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается только в том случае, если в течение тридцати дней после публикации извещения о предоставлении земельного участка никто из граждан не подал заявления о намерении участвовать в аукционе. Такое решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и служит в дальнейшем основанием для предоставления земельного участка без торгов, в порядке, предусмотренном ст. 39.17 названного Кодекса, о чем указано в п. 6 этой статьи. В случае поступления заявления граждан о намерении участвовать в аукционе, принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением, а уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка (п. 7).
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Раменского городского округа Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Раменского городского округа от 11.12.2019 № 8/8/-СД (опубликованные на информационном сайте www.ramenskoye.ru в разделе Совет депутатов, официальные документы), испрашиваемые земельные участки расположены в зоне Ж2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которая предусматривает возведение объекта капитального строительства.
Таким образом, на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» предполагается строительство капитальных объектов жилого назначения.
На основании обращений управления земельных отношений Раменского муниципального района (ФИО)3 <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)вх-278 Муниципальным казенным учреждением Раменского городского округа «Территориальное управление «Кратово» проведено обследование земельных участков, площадью 1049 кв.м., 1844 кв.м., 1430 кв.м., в ходе которого установлено, что указанные земельные участки, предполагаемые для дальнейшего предоставления в аренду на торгах, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, не огорожены, имеют свободный доступ. На земельных участках произрастают деревья и кустарники, о чем составлены акты обследования от 24.04.2020. К указанным актам приложена фототаблица (т. 1 л.д. 133,134-135, 144, 145-146, 154, 155-156).
30 апреля 2020 на имя начальника Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области поступили сообщения от МКУ Территориальное управление «Кратово», из которых следует, что по результатам обследования земельных участков площадью 1430 кв.м, 1844 кв.м., 1049 кв.м., с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, относящегося к землям не разграниченной государственной собственности по адресу: Московская область, Раменский городской округ, д. Донино, территориальное управление не возражает в формировании испрашиваемых земельных участков, в испрашиваемых границах для дальнейшего предоставления в аренду на торгах, при условии согласования с инженерно – техническими службами ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 115,116,117).
ПАО «Ростелеком» на имя начальника управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области 20.05.2020 представлена информация, по которой на запрос от 07.05.2020 №1301 о прохождении кабельных линии связи ПАО «Ростелеком» по земельным участкам, расположенным по адресам: М.О., (№) МРФ «Центр» ПAO «Ростелеком» сообщено, что по земельным участкам проходят трассы кабельных линии связи МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» (т. 1 л.д. 120-121).
МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» обеспечивает бесперебойной связью предприятия, организации и учреждения, в том числе федеральные и региональные органы власти и управления, специальные объекты министерств и ведомств, в ведении которых находится разработка и реализация государственной политики в области обороны, безопасности и мобилизационном готовности государства.
Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила), которыми даны определения охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации (пункт 4), предусмотрено, что границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии (пункт 10), а также оговорено, что порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации (пункт 15).
В соответствии с пунктом 18 данных Правил на производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.).
Для выявления места расположения подземных сооружений связи в зоне производства указанных работ должно быть получено письменное разрешение в специально уполномоченных на то органах контроля и надзора.
Пунктом 22 указанных Правил предусмотрено, что производители работ до начала работ в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны быть ознакомлены с расположением сооружений связи и радиофикации, трасс подземных кабелей связи и линий радиофикации, их обозначением на местности и проинструктированы о порядке производства земляных работ ручным или механизированным способом, обеспечивающим сохранность сооружений связи. Работы в охранных зонах линий связи и линий радиофикации должны выполняться только в присутствии представителя предприятия, эксплуатирующего линию связи или линию радиофикации.
На основании ст. 44 ПОЛСС в случае если по территориям строительных площадок проходят линии связи и линии радиофикации, в проектах и сметах строительства объектов по согласованию с предприятиями, в ведении которых находятся эти линии, должны предусматриваться необходимые мероприятия по обеспечению сохранности указанных линии или их перенос.
Согласно пункту 48 названных Правил в пределах охранных зон без письменного согласия и присутствия представителей предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, юридическим и физическим лицам запрещается осуществлять всякого рода строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта землеройными механизмами (за исключением зон песчаных барханов) и земляные работы (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра).
На основании ст. 50 ПОЛСС юридические и физические лица, не выполняющие требования настоящих Правил, а также нарушающие работу линий и сооружений связи, линий и сооружении радиофикации привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства применительно к вышеприведенным нормативным положениям, суд полагает, что оспариваемые решения административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» нельзя признать законными обоснованными.
В качестве доказательств обоснованности отказа по вышеизложенным обстоятельствам представлены распечатка фотографий земельных участков с табличками «Осторожно кабель» (т. 1 л.д. 119, 135, 146), однако суд критически относится к указанным доказательствам, поскольку указанные фототаблицы не подтверждают того, что на них запечатлены именно испрашиваемые земельные участки.
Кроме того, материалы дела, в том числе сообщения ПАО «Ростелеком» не содержат каких – либо доказательств, что испрашиваемые земельные участки полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории, и расположение на них трассы кабельных линий связи не допускает использование земельных участков в соответствии с заявленными целями использования (ИЖС).
Следует отметить, что наличие охранных зон линий связи в границах формируемых земельных участков не исключает и не запрещает возможности предоставления таких участков, а также возведение в границах таких участков объектов капитального строительства. Возможность строительства капитальных объектов исключается только без обязательного согласования с эксплуатирующими линии связи организациями и только в границах охранных зон этих кабельных линий связи.
В связи с изложенным, применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказана законность оспариваемых решений, их принятие по результатам должного рассмотрения заявлений и документов Чердакова П.В., это свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца, в связи с чем суд на основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ приходит к выводу о признании незаконными отказа администрации Раменского городского округа Московской области от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Чердакова П.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Чердакова Павла Валерьевича удовлетворить.
Признать незаконными решения Администрации Раменского городского округа Московской области от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733694, от 18.06.2020 №Р001-5539088672-34733754, от 23.06.2020 №Р001-5539088672-34733773 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Обязать Администрацию Раменского городского округа Московской области рассмотреть по существу заявления Чердакова П.В. Р001-5539088672-34733694, №Р001-5539088672-34733754, №Р001-5539088672-34733773 от 27.03.2020 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме принято 08.07.2021.