Решение по делу № 33-11029/2023 от 05.12.2023

г. Сыктывкар               Дело № 2-7231/2023 г. (33-11029/2023 г.)

УИД:11RS0001-01-2023-007383-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2023 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 октября 2023 года, по которому:

признано право Поповой Д.Е. на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязана администрация МО ГО «Сыктывкар» (ИНН ...) предоставить Поповой Д.Е. (паспорт ... выдан <Дата обезличена> МВД по Республике Коми) жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г. Сыктывкар Республики Коми.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

Попова Д.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для проживания в черте г. Сыктывкара как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого судебного акта.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Попова Д.Е., <Дата обезличена> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.11.2019 за <Номер обезличен> Попова Д.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 21.04.2021 за № 4/1136 Попова Д.Е исключена из вышеуказанного списка по мотиву наличия у неё регистрации по месту жительства в жилом помещении площадью ... кв.м, расположенном по адресу: г. <Адрес обезличен> а также наличия у неё ... доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.05.2023 по делу № 2-4366/2023 Попова Д.Е признана утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес обезличен>, и выселена из него без предоставления другого жилого помещения. Указанным судебным актом установлен факт не проживания Поповой Д.Е. в жилом помещении с момента достижения совершеннолетия, то есть с 2020 года, а также прекращение семейных отношений между попечителем ФИО9., являющейся долевым сособственником названного домовладения, и Поповой Д.Е.

Поповой Д.Е принадлежит на праве общей долевой собственности ? доля жилого помещения общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>, соответственно, на долю Поповой Д.Е приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной на территории г. Сыктывкара (10,5 кв.м).

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.11.2019 за <Номер обезличен> был установлен факт невозможности проживания Поповой Д.Е в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.09.2023 за <Номер обезличен> Поповой Д.Е. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>. Отказ мотивирован тем, что согласно справке о зарегистрированных лицах в указанном жилом помещении зарегистрирован один человек – Попова Д.Е., в связи с чем последняя имеет обеспеченность жилой площадью жилого помещения более учетной нормы.

Разрешая спор и установив, что имущественное положение истца с момента включения в 2019 году в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, не изменилось, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за Поповой Д.Е. права на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность предоставить истцу жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда.

Правовых оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам.

Довод апелляционной жалобы администрации о том, что Попова Д.Е. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, не значится, основанием для отмены решения суда не является.

Действительно, меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем, отсутствие лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, без выяснения причины, по которой истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (абзац 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).

Как следует из установленных обстоятельств, основанием для исключения истца из списка послужило наличие у неё регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, из которого впоследствии Попова Д.Е. выселена по решению суда, а также по мотиву наличия у неё ... доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, однако, на долю Поповой Д.Е. приходится менее учетной нормы, установленной на территории г. Сыктывкара.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о безусловном праве Поповой Д.Е., относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на невозможность предоставления истцу в настоящее время жилья, поскольку предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар», судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Предоставление жилых помещений в соответствии с вышеприведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений и о предварительном перечислении средств из республиканского бюджета, поэтому предоставление жилых помещений лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права независимо от очередности и времени принятия на учет, а также независимо от финансового обеспечения расходных обязательств.

Указание в жалобе на необходимость осуществления ряда мероприятий, направленных на предоставление жилого помещения истцу, что подразумевает значительные временные затраты, т.к. процедура приобретения в муниципальную собственность жилого помещения и последующего его предоставления взыскателю требует выполнения обязательных действий, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления обстоятельств, предусмотренных вышеприведенными нормами.

Доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку данные доводы не основаны на законе, обеспечение таких лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не освобождает администрацию МО ГО «Сыктывкар» от исполнения возложенной законом обязанности и не может служить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных истцу Конституцией РФ и Законом прав.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2023 г.

Председательствующий:

Судьи:

33-11029/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
11.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2023Передано в экспедицию
11.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее