УИД 11RS0№...-34 Дело №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в ...
** ** ** гражданское дело по иску ФИО1 к ГАУЗ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» о признании начисления заработной платы незаконным, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ №..., ФФОМС №... от ** ** **, произвести перерасчет заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд к ГАУЗ РК «РСП» с иском о признании начисления заработной платы незаконным, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ №..., ФФОМС №... от ** ** **, произвести перерасчет заработной платы, взыскании компенсации морального вреда. Заявленные требования мотивирует тем, что стороны состоят в трудовых отношениях, при этом, в нарушение требований ТК РФ, заработная плата начисляется ей по нормативному акту (приказ Минздрава СССР от ** ** ** №...), утратившему силу с ** ** **; в то время как методические рекомендации Минздрава РФ №..., ФФОМС №..., действующие с ** ** **, при расчете заработной платы Учреждением не применяются. В этой связи, полагая действия работодателя незаконными, нарушаюшими её трудовые права, обратилась в суд с настоящим иском.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми.
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований ФИО1 настаивает по доводам, изложенным в иске и дополнениях к нему.
Представители ответчика с иском не согласны по основаниям, приведенным в мотивированном отзыве.
Представитель третьего лица в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял. В ранее представленных суду письменных возражениях в иске просил отказать, дело рассмотреть без его участия.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
Установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГАУЗ РК «РСП», замещает должность <данные изъяты>
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности и других условиях, на которых будет осуществляться трудовая деятельность.
Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с условиями трудового договора, истец имеет право на предоставление работы; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (п. 2.1.1, 2.1.3).
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Положениями ст. 159 Трудового кодекса Российской Федерации работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
В соответствии со ст. 160 Трудового кодекса Российской Федерации под нормами труда понимаются нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 161 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** №..., утверждены Правила разработки и утверждения типовых норм труда (далее - Правила).
Согласно п. 2, 3, 4 Правил типовые нормы труда разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики (далее именуется - федеральный орган исполнительной власти).
Типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Типовые профессиональные, отраслевые и иные нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Типовые нормы труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время отсутствуют какие-либо типовые нормы труда <данные изъяты> федеральным органом исполнительной власти не разработаны.
Министерством здравоохранения Республики Коми типовые нормы труда по отдельным видам работ и рабочим местам (в том числе при оказании платных медицинских услуг) для учреждений, подведомственных Министерству, также не утверждались
В то же время, в соответствии с пунктом 16 Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ** ** ** №..., при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке.
При этом, как следует из разъяснений Министерства труда Российской Федерации, данных в письме от ** ** ** №..., типовые нормы труда носят рекомендательный характер и могут являться основой для разработки и утверждения систем нормирования труда, устанавливаемых в организации.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от ** ** ** №... утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя.
Согласно пункту №... Приказа №... руководителям государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - Учреждения), в срок до ** ** ** внести изменения в Положение об оплате труда работников Учреждения в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Республики Коми.
Представленной суду выпиской из Положения об оплате труда работников ГАУЗ РК «РСП» установлено, что в соответствии с вышеуказанным приказом, по решению руководителя Учреждения с учетом мнения представительного органа работников в Учреждении установлена сдельная система оплаты труда, в т.ч. для некоторых подразделений учреждения или некоторых работников в пределах фонда оплаты труда. При сдельной системе оплаты труда учитывается фактическая выработка объемов условных единиц труда (УЕТ)
Порядок введения, замены и пересмотра норм труда регламентирован ст. 162 Трудового кодекса Российской Федерации, которой работодателю предоставлено право принимать локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения представительного органа работников, извещением работников о введении новых норм труда не позднее чем за ** ** **
Приказом главного врача Учреждения от ** ** ** №..., по согласованию с представительным органом работников, в Учреждении <данные изъяты> утвержден норматив нагрузки в размере <данные изъяты>
В то же время, помимо норм труда существуют также нормативы по труду. Принципиальные различия между ними заключаются в следующем. Нормы труда рассчитываются применительно к конкретным условиям выполнения нормируемого процесса для определенных значений факторов. Нормативы по труду устанавливаются к различным вариантам типизированных или усредненных организационно-технических условий. Нормы труда устанавливаются для конкретной работы и систематически пересматриваются. Нормативы по труду многократно используются для расчета норм труда и действуют без пересмотра длительное время, т.к. изменения организационно-технических и других условий по совокупности работ происходят медленнее, чем на конкретных рабочих местах.
Приказом главного врача учреждения от ** ** ** №... утверждены «<данные изъяты>
В <данные изъяты> включены нормативы по труду на изготовление <данные изъяты>, а также на отдельные <данные изъяты>, которые и оспариваются истцом в рамках настоящего спора
Однако, как следует из материалов дела, при утверждении «<данные изъяты>» ответчиком соблюдены положения ст. ст. 162, 371, 372
Не установлено нарушений в установлении норм труда и расценок и Государственной инспекцией труда по ..., которой проведена проверка по обращению ФИО1 от ** ** ** (материал №...).
22, 72.2, 129, 135, 157, 159, 160, 161, 191, 394 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ** ** ** №..., регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании начисления заработной платы незаконным.
Что касается заявленных требований в части возложения на Учреждение обязанности начислять заработную плату в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ №..., ФФОМС №... от ** ** **, оснований для их удовлетворения суд также не усматривает.
Абзацем 2 раздела 1 Методических рекомендаций установлено, что методические рекомендации определяют цели, принципы, структуру и порядок формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в пределах общих объемов, установленных программой государственных гарантий ** ** **
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственные медицинские услуги - это услуги, бесплатно и безвозмездно предоставляемые за счет средств бюджетной системы гражданам России в медицинских учреждениях, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов (абзац 5 раздела 1 Методических рекомендаций).
В ... <данные изъяты> не входит в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, поэтому оказывается учреждениями здравоохранения платно.
На территории Республики Коми ежегодно постановлением Правительства РК утверждается территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Согласно подпункту 12 пункта 1 раздела III Постановления Правительства РК от ** ** ** №... «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», гражданин имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи по видам, нормам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе, при следующих заболеваниях и состояниях: болезни органов пищеварения, в том числе болезни полости рта, слюнных желез челюстей (за исключением <данные изъяты>).
Действующие в настоящее время методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" (вместе с "Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации №.../№..., ФФОМС №... ** ** **) также применяются при оказании медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и не применяются к оказанию платных услуг, в т.ч. платным услугам <данные изъяты>
В этой связи, оснований для возложения на ГАУЗ РК «РСП» обязанности начислять ФИО1 заработную плату в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ №..., ФФОМС №... от ** ** **, суд не находит.
Соответственно, будучи производными от первоначальных, не подлежат удовлетворению и заявленные истцом требования об обязании произвести перерасчет заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
Что касается заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, судом учитывается следующее.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Таким образом, законодателем установлен годичный срок исковой давности для обращения в суд с иском о неполной выплате работодателем заработной платы. Данный срок исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Выражение "должен был узнать" означает, что работник в силу его обычных знаний, в том числе правовых, и жизненного опыта мог и должен был узнать о нарушении его трудовых прав. При этом действует презумпция, что работник мог или должен был узнать о нарушенном праве в момент такого нарушения, а потому обязанность доказывания обратного (не мог и не должен был) возлагается на работника
Как следует из материалов дела и объяснений истца, последняя регулярно получала расчетные листки по заработной плате, что дает суду основание полагать, что о составных частях выплачиваемого ей заработка ФИО1 уведомлялась ежемесячно.
Более того, ** ** ** истец обращалась в органы трудинспекции с жалобой, в которой указывала на неправомерность начисления ей заработной платы работодателем, приводя доводы, аналогичные тем, которые изложены в иске.
В этой связи, принимая во внимание, что в суд с настоящим иском заявитель обратилась ** ** **, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности для предъявления требований о перерасчете заработной платы за период до ** ** ** ФИО1 пропущен.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Соответственно, ч. 3 ст. 392 ТК РФ, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с частью первой той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Между тем, каких-либо доводов, которые как по отдельности, так и в их совокупности, свидетельствовали о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, ФИО1 не приведено и судом не установлено.
Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.06.2007г. №..., истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.
Отсюда, даже в случае удовлетворения иска, пропуск ФИО1 срока на обращение в суд с требованием об обязании произвести перерасчет заработной платы за периоды до ** ** ** является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данной части исковых требований.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 (<данные изъяты>) к ГАУЗ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» (<данные изъяты>) о признании начисления заработной платы незаконным, возложении обязанности начислять заработную плату в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ №..., ФФОМС №... от ** ** **, произвести перерасчет заработной платы, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено ** ** **