Дело № 2-324/20
24RS0046-01-2019-003861-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2020 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Медведской Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Генцелевой Е.Ю.,
при участии:
истца: помощника Красноярского природоохранного прокурора Трофимова А.А.
представителя истца Вагаповой А.В.,
ответчика Коновалова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Красноярского природоохранного прокурора в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края муниципального образования г. Красноярск в лице администрации города, неопределенного круга лиц к Коновалов А о признании действий по эксплуатации земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, возложении обязанности об освобождении земельного участка,
Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Коновалов А о возложении обязанности об освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края муниципального образования г. Красноярск в лице администрации города, неопределенного круга лиц с иском к Коновалову А.В. о признании действий по эксплуатации земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, возложении обязанности об освобождении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что проведена проверка о незаконном строительстве гаражей в водоохраной зоне р. Енисей в Свердловском районе г. Красноярска. Проверкой установлено, что на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска установлен объект незавершенного строительства, который представляет собой 1-этажное без подвала и перекрытий строение, с размером по внешнему контуру 11,20*13,60 м и высотой этажа от пола до молитного пояса 3м. В соответствии с данными Публичной кадастровой карты объект незавершенного строительства находится на землях неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале №. Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска договор на размещение временного сооружения – причала, площадью № кв.м., не заключался.
08.07.2020 при участии специалиста Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, сотрудника Красноярской природоохранной прокуратуры, Коновалова А.В. проведено обследование вышеназванного земельного участка, по результатам которого составлен акт натурного осмотра Красноярской природоохранной прокуратуры от 08.07.2020, акт № от 08.07.2020 Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, акт обследования земельного участка № от 08.07.2020. По результатам обследования установлено, что произведен демонтаж существовавшего ранее объекта незавершенного строительства. На территории неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № на момент обследования существует фундамент площадью 149,6 кв.м., на котором расположена подпорная стена высотой 3 метра. Со стороны подпорной стены вне фундамента складированы железобетонные конструкции серого цвета, образованные в результате демонтажа объекта незавершенного строительства на площади 8,16 кв.м. Кроме того, на вышеназванной территории на площади 83,4 кв.м.со стороны р. Енисей вне фундамента складирован бой железобетонных конструкций серого цвета, образованных в результате демонтажа объекта незавершенного строительства. Общая площадь самовольно занятого земельного участка, на котором существует фундамент с подпорной стеной (149,6 кв.м), складированы железобетонные конструкции серого цвета (8,16 кв.м.), бой железобетонных конструкций серого цвета (83,4 кв.м.) составляет 241,16 кв.м.
С учетом уточнения исковых требований просит признать действия Коновалова А.В. по эксплуатации им части земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № площадью 241,16 кв.м, на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска незаконными. Обязать Коновалова А.В. освободить часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № площадью 241,16 кв.м, на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска от фундамента с подпорной стеной (149,6 кв.м), железобетонных конструкций серого цвета (8,16 кв.м.), боя железобетонных конструкций серого цвета (83,4 кв.м.) в границах следующих координат:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обратилось с иском к Коновалову А.В. о возложении обязанности об освобождении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что по результатам обследования установлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700003, в районе станция Турбаза, расположен одноэтажный объект незавершенного строительства, выполненный из бетонных блоков серого цвета, с внутренней перегородкой, площадью 130 кв.м., диной 13 метров, шириной 10 метров.
С учетом уточнения исковых требований просит Обязать Коновалов А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освободить самовольно используемую часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № общей площадью 241,16 кв.м на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска от фундамента с подпорной стеной (149,6 кв.м), железобетонных конструкций серого цвета (8,16 кв.м), боя железобетонных конструкций серого цвета (83,4 кв.м), в границах следующих координат:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
, в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник Красноярского природоохранного прокурора Трофимов А.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель истца Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска - Вагапова А.В. (по доверенности) исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Коновалов А, исковые требования в части демонтажа фундамента не признал, просил отказать, по основаниям, указанным в предоставленных ранее письменных возражениях на иск.
Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю, на рассмотрение дела не явились, предоставили письменные дополнительные пояснения к иску, в которых просили исковые требования удовлетворить.
На рассмотрение дела третьи лица – Администрация Свердловского района г. Красноярска, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, администрация г. Красноярскане явилось, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Свердловского районного суда г. Красноярска www. sverdl.krk.sudrf.ru.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, огласив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со статьей 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проведения осмотра установлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности, в районе станции «Турбаза», расположен объект незавершенного, что также подтверждается фотоматериалами.
ООО «ОПТИМА», дано экспертное заключение № от 21.02.2019 года, согласно которому на основании проведенной экспертизы установлено, что земельный участок для размещения временного сооружения – причала площадью 150 кв.м., расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Турбаза соответствует санитарным правилам и нормативам.
Из объяснений Коновалова А.В. установлено, что 22.01.2019 года он обратился в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с обращением возможности размещения причала по адресу: г. Красноярск, ул. Турбаза. Из ответа Департамента следовала, что после проведения определённых процедур, ему необходимо обратится с заявлением о заключении договора на размещение временного сооружения. Ориентировочно в марте 2019 года он произвел очистку вышеназванного земельного участка от бытового мусора, после чего обнаружил, что на указанном земельном участке присутствует бетонная площадка с подпорными стенами, частично фундамент. В тоже время он начал работы на указанном месте по строительству временного сооружения – причала, площадью 150 кв.м.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В целях упорядочения процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска постановлением администрации города Красноярска от 02 апреля 2012 года № 137 утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения временных сооружений на территории города Красноярска согласно приложению.
Согласно п. 3 Порядка схема размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - схема) разрабатывается департаментом градостроительства администрации города с учетом особенностей территории каждого района.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденному постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года № 809, размещение временных сооружений на территории города Красноярска, за исключением нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
В силу п. 7, 8, 13 и 14 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, в том числе заключение и расторжение договоров по итогам проведенных аукционов, является департамент градостроительства администрации города (далее - Уполномоченный орган).
Продажа права на размещение временного сооружения осуществляется путем проведения аукционов, в том числе аукционов в электронной форме, за исключением временных сооружений, указанных в подпунктах 8, 27 пункта 4 настоящего Положения, для лиц, имеющих льготы на внеочередное предоставление вблизи места жительства права на размещение временного сооружения в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 7, 12, 19, 22, 24, 25, 27, 30, 31 пункта 4 настоящего Положения, в том числе причала (п.п19) осуществляется без проведения аукциона.
Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются в Уполномоченный орган. Уполномоченный орган рассматривает заявление и представленные документы. При отсутствии оснований для отказа, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, Уполномоченный орган осуществляет работы по формированию документации с целью проведения аукциона по продаже права на размещение временного сооружения, за исключением случаев размещения временных сооружений без проведения аукциона, указанных в пункте 8 настоящего Положения. При наличии оснований для отказа в размещении временного сооружения, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, Уполномоченным органом готовится отказ в размещении временного сооружения. Отказ либо информационное письмо о формировании документации с целью проведения аукциона направляется заявителю в течение тридцати календарных дней, с даты регистрации заявления.
В соответствии с п.п 1 п.9 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска основаниями для отказа в размещении временного сооружения являются случаи, когда: временное сооружение не включено в схему размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Из письма Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, направленного в адрес Коновалова А.В. установлено, что Коновалову А.В. было разъяснено право обратиться с заявлением о заключении договора на размещение временного сооружения после утверждения и опубликования вносимых изменений.
03.04.2019г. ответчиком направлено заявление о заключении договора на размещение временного сооружения. 20.08.2019 года Департаментом направлен отказ, по причине того, что указанное временное сооружение в Схеме отсутствует, заключить договор на размещение временного сооружения – причал по адресу: ул. Турбаза не представляется возможным.
По информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 27.06.2019 года договор аренды земельного участка по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, в водоохраной зоне р. Енисей (станция Турбаза) для размещения временного сооружения (гаража) не заключался.
В соответствии с техническим заключением, подготовленным ООО «Стройачинск» объект, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. свердловская в районе д. №138 (находящийся в стадии строительства) по характеристике объектов, относится к временным сооружениям.
Из пояснений Службы строительного надзора и жилищного контроля по Красноярскому краю установлено, что данное техническое заключение не имеет юридической силы, в виду того, что ООО «Стройачинск» не является специализированной организацией по обследованию зданий, сооружений, их несущих конструкций, а также по обследованию фундаментов, а лишь имеет право осуществлять подготовку проектной документации в отношении объектов капительного строительства. Исходя из осмотра объекта следует, что спорный объект является объектом капительного строительства, а не временным сооружением.
Из показаний свидетеля Стрижнева А.Д., судом установлено, что он имеет по соседству гараж, ему известно о том, что на данному участке находятся два недостроенных гаража, также раньше там была свалка. После того как ответчик начал вывозить оттуда мусор, подхолил к Коновалову и поинтересовался, он сказал, что хочет строить причал. Подпорная стена и бетонный пол были там еще до Коновалова, с 2000 года, он их не возводил.
Решением Свердловского районного суда от 06.11.2019 года в удовлетворении административного иска Коновалова А.В. к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска о признании отказа в заключении договора на размещение временного сооружения от 20 августа 2019 года незаконным отказано.
В силу ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в числе прочего, в случае самовольного занятия земельного участка действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Разрешая заявленные исковые требования с учетом, имеющихся доказательств по делу и установив факт самовольного использования земельного участка, суд приходит к выводу, что ответчик Коновалов А.В., фактически занял земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в кадастровом квартале № и объекта, расположенного на земельном участке в районе ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска, то есть использует указанный земельный участок без законных на то оснований.
Доводы ответчика о том, что он не возводил спорный объект, суд признает не состоятельными, в связи с тем, что установлено, что ответчик не имея разрешения на размещение временного сооружения в марте 2019 года начал производить действия по строительству причала, таким образом, не доказав, что фундамент с подпорной стеной (149,6 кв.м.), железобетонные конструкции серого цвета (8,16 кв.м.), бой железобетонных конструкций серого цвета (83,4 кв.м.) существовали до начала момента совершения указанных действий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Коноваловым А.В. доказательств наличия правовых оснований на размещение на земельном участке причала в кадастровом квартале 24:50:0700003, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд полагает необходимым исковые требования истцов удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, интересы неопределенного круга лиц проживающих в городе, а также которые непосредственно будут посещать территорию р. Енисей заключаются на соблюдение их прав на безопасные и комфортные условия нахождения на нем.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Исходя из предоставленных в материалы дела актов об осмотре, пояснений ответчика, а также фотоматериалов установлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности, в районе станции «Турбаза», объект незавершенного строительства расположен до настоящего времени, мер к устранению нарушений не принято.
Таким образом, суд пришел к выводу, что строительство указанного объекта ведется с нарушением законодательства в сфере градостроительной деятельности, создает оговоренную законом опасность, поскольку влечет за собой ущемление прав граждан на благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности.
Кроме того, с учетом положений ст. 333. 19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края муниципального образования г. Красноярск в лице администрации города, неопределенного круга лиц к Коновалов А о признании действий по эксплуатации земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов незаконными, возложении обязанности об освобождении земельного участка,
Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Коновалов А о возложении обязанности об освобождении земельного участка – удовлетворить.
Признать действия Коновалов А по эксплуатации части земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № площадью 241,16 кв.м. на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска незаконными.
Обязать Коновалов А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения освободить самовольно используемую часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале № общей площадью 241,16 кв.м. на ул. Турбаза в Свердловском районе г. Красноярска от фундамента с подпорной стеной (149,6 кв.м.), железобетонных конструкций серого цвета (8,16 кв.м.), боя железобетонных конструкций серого цвета (83,4 кв.м.) в границах координат:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Коновалов А государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий Г.А. Медведская