Дело № 12-1032/2022
Р Е Ш Е Н И Е
01 июля 2022 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Якутова М.Р., с участием защитника Курбатовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Прикамье») Подпалого Ю.В. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Перми, от 29.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», №, юридический адрес: <Адрес>,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Перми от 29.04.2022 ФКУ Упрдор «Прикамье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выразившегося в том, что ФКУ Упрдор «Прикамье», являясь ответственным за содержание автомобильных дорог федерального значения общего пользования на территории Удмуртской Республики в безопасном для движения состоянии, не приняло своевременных мер при осуществлении деятельности, связанной с ремонтом и содержанием автомобильных дорог, а именно 07.02.2022 в нарушение требований п.8.7 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге М-7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород –Казань – Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь в Якшур-Бодьинском районе УР сформированы снежные валы в 15-метровой зоне от пешеходного перехода, а также на самих пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками №. ФКУ Упрдор «Прикамье» назначено наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Подпалый Ю.В. обратился в Ленинский районный суд г. Перми с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает постановление незаконным, необоснованным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что выводы суда основаны на неполно исследованных и не допустимых доказательствах, ставящих под сомнение законность вынесенного судебного акта. В обоснование доводов жалобы указано, что ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за содержание дорог и дорожных сооружений. ФКУ Упрдор «Прикамье» деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог непосредственно не осуществляет. Для достижения целей и реализации предмета деятельности, предусмотренных Уставом, ФКУ Упрдор «Прикамье» заключает государственные контракты, в том числе, на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Между ФКУ Упрдор «Прикамье» и АО «ДП «Ижевское» заключен государственный контракт № Согласно п. 1.1. Контракта именно Исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь на участке км №. Пунктом 8.5 Технического задания (Приложение № 3 к Контракту) установлен перечень услуг по зимнему содержанию, в т.ч. механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин, распределение противогололедных материалов, круглосуточное дежурство и патрулирование механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка. В соответствии с договором № на участке автомобильной дороги М-7 «Волга» км № АО «Удмуртавтодор» привлечен в качестве соисполнителя. В этой связи лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения в силу заключенного государственного контракта является именно АО «ДП «Ижевское». Кроме того, вывод мирового судьи о том, что со стороны Заказчика отсутствует необходимый контроль за надлежащим исполнением подрядной организацией принятых обязательств и применения мер ответственности, необоснован. В подтверждении доводов о контроле со стороны Заказчика и применении мер ответственности в материалах дела представлено предписание от 07.02.2022 №18, которое было исполнено Исполнителем в установленный срок, ведомость оценки уровня содержания за февраль месяц, где указанный км снят с оплаты. Таким образом, ФКУ Упрдор «Прикамье» предприняло все зависящие от него меры к соблюдению действующего законодательства путем заключения государственного контракта № с АО «ДП «Ижевское» и соответствующего контроля за его исполнением.
В судебное заседание законный представитель ФКУ Упрдор «Прикамье», защитник Подпалый Ю.В., представитель административного органа, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Защитник Курбатова И.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Оценив доводы жалобы, заслушав защитника, изучив материалы дела, судья находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. За указанное нарушение наказание для юридических лиц установлено в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Устава ФКУ Упрдор «Прикамье» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно Распоряжения Федерального дорожного агентства №4238-р от 26.12.2017 автомобильная дорога федерального значения М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Прикамье».Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту - ГОСТ Р 50595-2017), утвержденным Приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
Согласно п.8.7 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на дорогах не допускается: - на обочинах дорог категорий ІА, ІБ и ІВ; - перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.2 вне обочины высотой более 0,5 м; - перед пересечениями в одном уровне в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.1 вне обочины высотой более 0,5 м; - перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств по условиям таблицы 8.5 - высотой более 0,5 м; - на разделительной полосе шириной менее 5 м; - на разделительной полосе шириной 5 м и более при отсутствии ограждений - высотой более 1 м; - на тротуарах.
В соответствии с п.13 Основных положений ПДД должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления надзора за состоянием автомобильных дорог на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики госинспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Якшур-Бодьинскому району выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в зимний период, а именно на автомобильной дороге М-7 «Волга» Москва – Владимир - Нижний Новгород – Казань - Уфа подъезд к городам Ижевск и Пермь в Якшур-Бодьинском районе УР сформированы снежные валы в 15-метровой зоне от пешеходного перехода, а также на самих пешеходных переходах, обозначенных дорожными знаками 5.19.1(2), на участке км 215+526 высотой 0,60 м и км № высотой 0,60 м.
Выявленные в ходе осуществления надзора нарушения послужили основанием для составления в отношении ФКУ Упрдор «Прикамье» протокола об административном правонарушении 18 АВ № 0004548 от 04.03.2022 года и для привлечения постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Перми, от 29.04.2022 года ФКУ Упрдор «Прикамье» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Обстоятельства совершенного правонарушения и вина ФКУ Упрдор «Прикамье» в совершении административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении 18 АВ № 0004548 от 04.03.2022; актом №15 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07.02.2022; актом №16 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07.02.2022; фототаблицей; предписанием от 07.02.2022; свидетельствами о поверке средств измерения и другими материалами дела.
Доводы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки мирового судьи, они мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении. Поводов для переоценки установленных предыдущей инстанцией обстоятельств не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предпринятые Учреждением меры, а также факт заключения государственного контракта не освобождают ФКУ Упрдор «Прикамье» от административной ответственности при установленных обстоятельствах нахождения спорной автодороги в состоянии, не обеспечивающим безопасность дорожного движения как юридического лица, ответственного за содержание в безопасном для дорожного движения состоянии объектов, находящихся в его оперативном управлении.
Кроме того, факт выдачи подрядной организации предписания от 07.02.2022 года об устранении выявленных нарушений (после уведомления диспетчера Учреждения сотрудниками ГИБДД) не является доказательством надлежащего контроля за состоянием спорной автодороги.
Действия ФКУ Упрдор «Прикамье» правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Мотивы принятого решения о размере наказания мировым судьей в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Перми, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского судебного района г. Перми, от 29.04.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства», оставить без изменения, жалобу защитника Подпалого Ю.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья М.Р. Якутова