Решение по делу № 2-2584/2022 от 24.06.2022

74RS0028-01-2022-003383-98

Дело №2-2584/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2022 года г. Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Ботовой М.В.,

при секретаре Суворовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Копейска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой выявлены многочисленные факты нарушений в деятельности администрации Копейского городского округа. Постановлением администрации Копейского городского округа от 29.12.2020 года № 2998-п утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа. Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в Центральной части города закреплено место (площадка) накопления ТКО №378 возле д. 11а по ул. Обухова. В ходе выездной проверки прокуратуры города, проведенной 02.06.2022 года, установлено, что вышеуказанная площадка не в полной мере соответствуют требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, так, как не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ранее, 13.06.2019 года в адрес администрации Копейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в котором указано о необходимости привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа. Непринятие администрацией Копейского городского округа мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие. На основании изложенного, просит возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления ТКО №378 в Центральной части г. Копейска, в том числе оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в срок до 01 декабря 2022 года.

Представитель ответчика администрации Копейского городского округа, представители третьих лиц МКУ КГО «Управление благоустройства», МУ КГО «Городская служба заказчика», ООО «Копижилбыт» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области до судебного заседания представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, таким образом управляющая компания обязана принимать меры по организации и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца помощник прокурора г. Копейска Звонарев А.И., в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу статей 12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно п. 3 названных Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

На основании постановления администрации Копейского городского округа от 17.12.2021 года №2971-п утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе».

Муниципальной программой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. А именно, заключение в установленном порядке муниципальных контрактов на поставку контейнеров ТКО и обустройство в кварталах индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждение). Срок реализации программы установлен 2022-2024 годы.

Согласно подпрограммы "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2020 - 2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии, органы местного управления являются соисполнителями.

Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, средств бюджетов городских округов и муниципальных районов Челябинской области.

Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 ст. 6 Устава Муниципального образования «Копейский городской округ» к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением администрации Копейского городского округа от 29 декабря 2020 года № 2998-п утверждены схемы и реестры существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа.

Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в Центральной части города по ул. Обухова закреплено следующее место (площадка) накопления ТКО - возле дома №11А по ул. Обухова.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска, установлено, что площадки накопления твердых коммунальных отходов не имеют подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

13 июня 2019 года по результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска в адрес администрации Копейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

Из ответа администрации Копейского городского округа на представление прокурора г. Копейска следует, что в настоящее время администрацией формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. После получения межбюджетных трансферов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.

Ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Согласно ответа администрации Копейского городского округа от 05.07.2022 года схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа указаны в приложении 1 Постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 29.12.2020 года №2998/П «Об утверждении схем и реестра существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа» согласно территориальному зонированию. Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, указанное в запросе, размещено в многоквартирной жилой застройке, собственником является ООО «Копижилбыт».

Как следует из справки ООО «Копижилбыт» от 14.07.2022 года, контейнерная площадка №378 оборудована для обслуживания многоквартирного дома №11А по ул. Обухова и блокированных домов №4,6 по пер. Калинина. На многоквартирном доме сформирован земельный участок и проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Границами земельного участка является отмостка дома. В связи с этим, земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не включен в состав общего имущества многоквартирного жилого дома №11А по ул. Обухова и в данном случае постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 на данный участок не распространяется.

С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, поскольку к полномочиям администрации Копейского городского округа относится участие в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, суд приходит к выводу о наличии у администрации Копейского городского округа в силу закона обязанности привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Довод ответчика, об отсутствии в бюджете денежных средств, не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает администрацию Копейского городского округа от исполнения обязанности, возложенной законом.

Довод ответчика о возложении данной обязанности на управляющую компанию суд считает несостоятельным, поскольку существующая контейнерная площадка была создана администрацией Копейского городского округа, то обязанность по оборудованию контейнерной площадки для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, возложена законом на орган местного самоуправления, а не на управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный жилой дом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерством экологии как получателем средств бюджета Челябинской области в рамках подпрограммы «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области», принимая во внимание объем работ, который необходимо выполнить для приведения площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства - оборудование площадки твердым покрытием, а также ограждением, сезон, в течение которого возможно проведение указанных работ, а также соблюдая интересы граждан на благоприятную окружающую среду, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок для устранения допущенных нарушений до 01 мая 2023 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, - удовлетворить.

Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области в срок до 01 мая 2023 года обязанность по приведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Центральной части города Копейска по ул. Обухова, д. 11А - оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.    

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:     М.В. Ботова

2-2584/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Копейска
Ответчики
Администрация КГО
Другие
ООО "Копижилбыт"
МКУ "Управление благоустройства"
МУ КГО "Городская служба заказчика"
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Ботова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
24.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2022Передача материалов судье
27.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Дело оформлено
08.09.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
08.09.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.10.2022Судебное заседание
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
22.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее