74RS0028-01-2022-003383-98
Дело №2-2584/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2022 года г. Копейск
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Ботовой М.В.,
при секретаре Суворовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Копейска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Копейского городского округа о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой выявлены многочисленные факты нарушений в деятельности администрации Копейского городского округа. Постановлением администрации Копейского городского округа от 29.12.2020 года № 2998-п утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа. Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в Центральной части города закреплено место (площадка) накопления ТКО №378 возле д. 11а по ул. Обухова. В ходе выездной проверки прокуратуры города, проведенной 02.06.2022 года, установлено, что вышеуказанная площадка не в полной мере соответствуют требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, так, как не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ранее, 13.06.2019 года в адрес администрации Копейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в котором указано о необходимости привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа. Непринятие администрацией Копейского городского округа мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие. На основании изложенного, просит возложить на администрацию Копейского городского округа обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления ТКО №378 в Центральной части г. Копейска, в том числе оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в срок до 01 декабря 2022 года.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа, представители третьих лиц МКУ КГО «Управление благоустройства», МУ КГО «Городская служба заказчика», ООО «Копижилбыт» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Копейского городского округа Челябинской области до судебного заседания представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, таким образом управляющая компания обязана принимать меры по организации и содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца помощник прокурора г. Копейска Звонарев А.И., в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статей 12, 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Согласно п. 3 названных Правил, органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
На основании постановления администрации Копейского городского округа от 17.12.2021 года №2971-п утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе».
Муниципальной программой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. А именно, заключение в установленном порядке муниципальных контрактов на поставку контейнеров ТКО и обустройство в кварталах индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство основания, ограждение). Срок реализации программы установлен 2022-2024 годы.
Согласно подпрограммы "Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области", утвержденной в рамках государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" на 2020 - 2025 годы, ответственным исполнителем программы является Министерство экологии, органы местного управления являются соисполнителями.
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, средств бюджетов городских округов и муниципальных районов Челябинской области.
Ежегодное финансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы законом Челябинской области об областном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 ст. 6 Устава Муниципального образования «Копейский городской округ» к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением администрации Копейского городского округа от 29 декабря 2020 года № 2998-п утверждены схемы и реестры существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа.
Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в Центральной части города по ул. Обухова закреплено следующее место (площадка) накопления ТКО - возле дома №11А по ул. Обухова.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска, установлено, что площадки накопления твердых коммунальных отходов не имеют подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
13 июня 2019 года по результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска в адрес администрации Копейского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа администрации Копейского городского округа на представление прокурора г. Копейска следует, что в настоящее время администрацией формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. После получения межбюджетных трансферов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Согласно ответа администрации Копейского городского округа от 05.07.2022 года схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Копейского городского округа указаны в приложении 1 Постановления администрации Копейского городского округа Челябинской области от 29.12.2020 года №2998/П «Об утверждении схем и реестра существующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Копейского городского округа» согласно территориальному зонированию. Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, указанное в запросе, размещено в многоквартирной жилой застройке, собственником является ООО «Копижилбыт».
Как следует из справки ООО «Копижилбыт» от 14.07.2022 года, контейнерная площадка №378 оборудована для обслуживания многоквартирного дома №11А по ул. Обухова и блокированных домов №4,6 по пер. Калинина. На многоквартирном доме сформирован земельный участок и проведен государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Границами земельного участка является отмостка дома. В связи с этим, земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не включен в состав общего имущества многоквартирного жилого дома №11А по ул. Обухова и в данном случае постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года №290 на данный участок не распространяется.
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, поскольку к полномочиям администрации Копейского городского округа относится участие в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, суд приходит к выводу о наличии у администрации Копейского городского округа в силу закона обязанности привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Довод ответчика, об отсутствии в бюджете денежных средств, не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает администрацию Копейского городского округа от исполнения обязанности, возложенной законом.
Довод ответчика о возложении данной обязанности на управляющую компанию суд считает несостоятельным, поскольку существующая контейнерная площадка была создана администрацией Копейского городского округа, то обязанность по оборудованию контейнерной площадки для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, возложена законом на орган местного самоуправления, а не на управляющую компанию, обслуживающую многоквартирный жилой дом.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерством экологии как получателем средств бюджета Челябинской области в рамках подпрограммы «Организация системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области», принимая во внимание объем работ, который необходимо выполнить для приведения площадок накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства - оборудование площадки твердым покрытием, а также ограждением, сезон, в течение которого возможно проведение указанных работ, а также соблюдая интересы граждан на благоприятную окружающую среду, с учетом обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок для устранения допущенных нарушений до 01 мая 2023 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, - удовлетворить.
Возложить на администрацию Копейского городского округа Челябинской области в срок до 01 мая 2023 года обязанность по приведению в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Центральной части города Копейска по ул. Обухова, д. 11А - оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО с подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Ботова