ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 3 июня 2016 года
Президиум Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего: Кирилловой А.А.,
членов Президиума: Сокольниковой Н.А.,Богомолова А.Б., Ходошкиновой Э.А., Носова В.В.,
при секретаре Батомункуевой Д.Р.,
рассмотрев уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Бурятия Магомедова Т.Ф. о пересмотре приговора Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года, которым
Киргизов А.Ю., родившийся <...> в г. <...>, ранее не судимый,
- осуждён по ч.3 ст. 264 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управлять транспортным средством на срок в 2 года.
На основании п. 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов» от назначенного наказания (как основного, так и дополнительного) осужденный Киргизов освобожден.
На основании п. 12 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов» судимость с освобожденного от назначенного наказания Киргизова по настоящему приговору снята.
Постановлено взыскать с Киргизова в пользу Х.Б. в качестве компенсации морального вреда, причиненного преступлением, 250000 рублей.
Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 года приговор изменен, увеличен размер присужденной к взысканию с Киргизова суммы компенсации морального вреда в пользу потерпевшего Х.Б. до 700000 рублей. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Бурятия Беляковой П.Б., объяснения осуждённого Киргизова А.Ю., его адвоката Скворцова С.В., возражавших против удовлетворения кассационного представления, просивших о прекращении уголовного дела в отношении Киргизова, мнение заместителя прокурора Республики Бурятия Магомедова Т.Ф., поддержавшего постановление о передаче кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
Согласно приговору Киргизов признан виновным в нарушении лицом, управляющим автомобилем тягачом седельным <...> с государственным регистрационным номером <...> с полуприцепом <...> с государственным регистрационным номером <...>, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть пешехода – гражданина Монголии Ж.Х., совершенном <...> около <...> часов <...> минут на проезжей части федеральной автодороги <...> от с. <...> в направлении с. <...> <...> при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Бурятия Магомедов Т.Ф., не оспаривая правильность установления судом фактических обстоятельств преступления, указывает, что в нарушение п. 11 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» суд первой инстанции незаконно освободил Киргизова от назначенного дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на срок 2 года и снял с него судимость. Просит приговор Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 года в отношении Киргизова А.Ю. отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в Иволгинский районный суд Республики Бурятия в ином составе.
Проверив доводы кассационного представления, изучив материалы уголовного дела, Президиум приходит к выводу о том, что судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно п. 3 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» освобождаются от наказания осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет включительно, совершившие преступления по неосторожности.
Суд правильно пришел к выводу о необходимости освобождения Киргизова, совершившего преступление по неосторожности, от основного наказания в виде лишения свободы на срок 3 года, однако, суд не принял во внимание положения пункта 11 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в соответствии с которым осужденные, подпадающие под действие пунктов 1-4 Постановления об объявлении амнистии, не освобождаются от дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. По смыслу закона в случае освобождения лица от основного вида наказания указанное дополнительное наказание подлежит самостоятельному исполнению, и судимость с такого осужденного не снимается.
Между тем в нарушение п. 11 Постановления об объявлении амнистии суд первой инстанции незаконно освободил Киргизова от назначенного дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на срок 2 года и снял с него судимость.
Неправильное применение судом акта об амнистии привело к неправомерному освобождению Киргизова от назначенного дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством на срок в 2 года, нарушению предусмотренного ст. 6 УК РФ принципа справедливости. В этой связи указанное нарушение уголовного и уголовно-процессуального закона является существенным, повлиявшим на справедливое назначение осужденному наказания и в итоге на исход уголовного дела, исказившим суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
При таких обстоятельствах, приговор Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 года в отношении Киргизова А.Ю. подлежат отмене с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы адвоката Скворцова С.В. и осужденного Киргизова о необходимости применения п.п. 2 п. 6 Постановления об объявлении амнистии о прекращении уголовного дела в отношении Киргизова подлежат проверке в судебном заседании при новом рассмотрении уголовного дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, Президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационное представление заместителя прокурора Республики Бурятия Магомедова Т.Ф. удовлетворить.
Приговор Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 27 января 2016 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Бурятия от 29 марта 2016 года в отношении Киргизова А.Ю. отменить.
Уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в Иволгинский районный суд Республики Бурятия в ином составе суда со стадии судебного разбирательства.
На период рассмотрения судом уголовного дела избрать в отношении Киргизова А.Ю. меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Председательствующий А.А. Кириллова