Решение по делу № 2а-170/2021 от 06.08.2021

Дело № 2а-170/2021

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

р.п. Белый Яр                                                           17 августа 2021 года

Верхнекетский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Хаматнуровой О.В.,

при секретаре Липиной Л.Н., с участием

помощника прокурора Верхнекетского района Томской области Гаврюшковой-Рубчевской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области об установлении административного надзора с установлением ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича,

У С Т А Н О В И Л:

Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области (далее – ОМВД по Верхнекетскому району, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора с установлением ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича.

В обоснование административного иска указано, что 04.05.2021 Куликов А.С. освобожден из ЯУ-114/2 г. Асино Томской области, где отбывал наказание по приговору Асиновского городского суда Томской области от 06.07.2018 за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Согласно приговору Асиновского городского суда Томской области от 06.07.2018, Куликов А.С. совершил указанное выше преступление при опасном рецидиве.

Являясь лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершенное при опасном рецидиве преступлений, Куликов А.С. может продолжить преступную деятельность, в связи с чем требует наблюдения со стороны правоохранительных органов.

Ссылаясь на ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ОМВД просит установить административный надзор в отношении Куликова А.С. на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания последнего для регистрации, запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район», без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, при официальном трудоустройстве.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, где указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Куликов А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возразил.

Руководствуясь ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав и оценив письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования об установлении административного надзора в отношении Куликова А.С. с установлением ограничений, за исключением запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее -Федеральный закон № 64- ФЗ), административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом

Согласно статье 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений.

При этом, как указано в части 2 статьи 3 указанного закона, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, приговором Асиновского городского суда Томской области от 06 июля 2018 года Куликов А.С. признан виновным в совершении тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В соответствии с указанным приговором суда преступление Куликов А.С. совершил при опасном рецидиве преступлений.

Куликов А.С. отбывал наказание в ЯУ-114/2, освобожден 04 мая 2021 года. По постановлению Асиновского городского суда Томской области от 16 апреля 2021 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы на неотбытый срок. В соответствии с сообщением ФКУ ИК-2 неотбытый срок составляет 2 месяца 1 день ограничения свободы. По информации обособленного подразделения в Верхнекетском районе ФКУ УИИ Колпашевского межмуниципального филиала Куликов А.С. снят с учета в связи с отбытием наказания в виде ограничения свободы 04 июля 2021 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В силу пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Куликовым А.С. преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.

Согласно общему правилу, закрепленному в пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, срок административного надзора для лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

При этом, как указано в ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15), лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, учитывая, что с настоящим административным иском административный истец обратился в суд после фактического отбытия Куликовым А.С. наказания в виде ограничения свободы и прекращения возложенных на него вышеназванным постановлением Асиновского городского суда Томской области от 16.04.2021 года обязанностей и ограничений, исчисление срока административного надзора следует осуществлять по общему правилу - со дня постановки Куликова А.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Решая вопрос об установлении конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 4 указанного закона обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является для Куликова А.С. обязательной.

По месту жительства Куликов А.С. характеризуется удовлетворительно: спиртными напитками не злоупотребляет, по характеру спокойный, скрытный, лживый, общается с лицами ранее судимыми, в состоянии опьянения склонен к совершению преступлений и правонарушений (бытовая характеристика).

Согласно абз. 4 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь требованиями приведенных норм закона, в целях предупреждения совершения им как преступлений, так и других правонарушений, а также в целях оказания на Куликова А.С. индивидуального профилактического воздействия и защиты, как государственных, так и общественных интересов, принимая во внимание сведения о его образе жизни и поведении, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ОМВД по Верхнекетскому району об установлении административного надзора с установлением административных ограничений в виде обязанности являться четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район» без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве, оказания медицинской помощи поднадзорному лицу.

При этом суд не усматривает оснований для установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, поскольку установление данного ограничения не является обязательным в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ. Кроме того, ни обстоятельства совершения преступления, ни поведение осужденного в период отбывания наказания не свидетельствуют о необходимости установления данного ограничения, а требование административного иска в этой части не мотивировано. В указанной связи административный иск в части установления указанного административного ограничения суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Куликова Александра Сергеевича, <данные изъяты>, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

На весь срок административного надзора установить Куликову А.С. административные ограничения в виде:

- обязанности являться четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район» без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу;

- запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве, оказания медицинской помощи поднадзорному лицу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) О.В. Хаматнурова

УИД 70RS0-67

На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.

2а-170/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гаврюшкова-Рубчевская А.А.
ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области
Ответчики
Куликов Александр Сергеевич
Суд
Верхнекетский районный суд Томской области
Судья
Хаматнурова О.В.
Дело на странице суда
verhneketsky.tms.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация административного искового заявления
06.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Подготовка дела (собеседование)
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее