Дело № 2а-170/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
р.п. Белый Яр 17 августа 2021 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Хаматнуровой О.В.,
при секретаре Липиной Л.Н., с участием
помощника прокурора Верхнекетского района Томской области Гаврюшковой-Рубчевской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области об установлении административного надзора с установлением ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича,
У С Т А Н О В И Л:
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области (далее – ОМВД по Верхнекетскому району, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора с установлением ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича.
В обоснование административного иска указано, что 04.05.2021 Куликов А.С. освобожден из ЯУ-114/2 г. Асино Томской области, где отбывал наказание по приговору Асиновского городского суда Томской области от 06.07.2018 за совершение тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы. Согласно приговору Асиновского городского суда Томской области от 06.07.2018, Куликов А.С. совершил указанное выше преступление при опасном рецидиве.
Являясь лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имея непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершенное при опасном рецидиве преступлений, Куликов А.С. может продолжить преступную деятельность, в связи с чем требует наблюдения со стороны правоохранительных органов.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ОМВД просит установить административный надзор в отношении Куликова А.С. на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания последнего для регистрации, запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район», без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время, при официальном трудоустройстве.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, где указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Куликов А.С. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возразил.
Руководствуясь ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав и оценив письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования об установлении административного надзора в отношении Куликова А.С. с установлением ограничений, за исключением запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее -Федеральный закон № 64- ФЗ), административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно статье 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений.
При этом, как указано в части 2 статьи 3 указанного закона, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, приговором Асиновского городского суда Томской области от 06 июля 2018 года Куликов А.С. признан виновным в совершении тяжкого преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с указанным приговором суда преступление Куликов А.С. совершил при опасном рецидиве преступлений.
Куликов А.С. отбывал наказание в ЯУ-114/2, освобожден 04 мая 2021 года. По постановлению Асиновского городского суда Томской области от 16 апреля 2021 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы на неотбытый срок. В соответствии с сообщением ФКУ ИК-2 неотбытый срок составляет 2 месяца 1 день ограничения свободы. По информации обособленного подразделения в Верхнекетском районе ФКУ УИИ Колпашевского межмуниципального филиала Куликов А.С. снят с учета в связи с отбытием наказания в виде ограничения свободы 04 июля 2021 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта "г" части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Куликовым А.С. преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Согласно общему правилу, закрепленному в пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ, срок административного надзора для лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом, как указано в ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15), лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая, что с настоящим административным иском административный истец обратился в суд после фактического отбытия Куликовым А.С. наказания в виде ограничения свободы и прекращения возложенных на него вышеназванным постановлением Асиновского городского суда Томской области от 16.04.2021 года обязанностей и ограничений, исчисление срока административного надзора следует осуществлять по общему правилу - со дня постановки Куликова А.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Решая вопрос об установлении конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень возможных административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре. При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 4 указанного закона обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является для Куликова А.С. обязательной.
По месту жительства Куликов А.С. характеризуется удовлетворительно: спиртными напитками не злоупотребляет, по характеру спокойный, скрытный, лживый, общается с лицами ранее судимыми, в состоянии опьянения склонен к совершению преступлений и правонарушений (бытовая характеристика).
Согласно абз. 4 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь требованиями приведенных норм закона, в целях предупреждения совершения им как преступлений, так и других правонарушений, а также в целях оказания на Куликова А.С. индивидуального профилактического воздействия и защиты, как государственных, так и общественных интересов, принимая во внимание сведения о его образе жизни и поведении, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ОМВД по Верхнекетскому району об установлении административного надзора с установлением административных ограничений в виде обязанности являться четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район» без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве, оказания медицинской помощи поднадзорному лицу.
При этом суд не усматривает оснований для установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, поскольку установление данного ограничения не является обязательным в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 64-ФЗ. Кроме того, ни обстоятельства совершения преступления, ни поведение осужденного в период отбывания наказания не свидетельствуют о необходимости установления данного ограничения, а требование административного иска в этой части не мотивировано. В указанной связи административный иск в части установления указанного административного ограничения суд оставляет без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Куликова Александра Сергеевича удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Куликова Александра Сергеевича, <данные изъяты>, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На весь срок административного надзора установить Куликову А.С. административные ограничения в виде:
- обязанности являться четыре раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
- запрета выезда за пределы муниципального образования «Верхнекетский район» без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу;
- запрета пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 до 06 часов, за исключением случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве, оказания медицинской помощи поднадзорному лицу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) О.В. Хаматнурова
УИД 70RS0№-67
На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.