Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года <адрес>
Свердловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Сопачевой М.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по страховым взносам,
установил:
Управление ФНС России по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по пени по страховым взносам. В обоснование требований указала, что ФИО1, <дата> года рождения, состояла на учете в ИФНС России по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>. Управлением Пенсионного фонда в <адрес> начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2013-2015 годы в размере 3 185 руб. 46 коп. и пени в размере 5 111 руб. 58 коп. за период с <дата> по <дата>. На момент составления искового заявления остаток задолженности составляет 418 руб. 77 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за период с <дата> по <дата>. Данные по взносу и пени были переданы в налоговый орган свернутым сальдо на дату <дата>. В связи с тем, что в установленные сроки задолженность не была уплачена, в адрес налогоплательщика были направлены требования от <дата> № от <дата> №, от <дата> № Данные требования ФИО1 не исполнила. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с наличием спора о праве. С учетом изложенного Управление ФНС России по <адрес> просит взыскать с ФИО1 задолженность по пени, начисленным за неуплату страховых взносов в ФФОМС, в размере 418 руб. 77 коп.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, в административном исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах ранее были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также – Федеральный закон № 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее также – Федеральный закон № 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон №212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13 сентября 2016 года налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до <дата> в сумме 2 537 руб. 30 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в сумме 3 165 руб. 39 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 13 189 руб. 55 коп.
Данное требование налогоплательщику необходимо было исполнить в срок до <дата>.
Требование ФИО1 исполнено частично, остаток задолженности пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до <дата> составляет 418 руб. 77 коп.
Таким образом, с учетом положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности в срок до <дата>.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1, задолженности по пени налоговый орган обратился к мировому судье <дата>, то есть за пределами установленного законом срока.
Определением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района <адрес> налоговому органу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с наличием спора о праве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В заявлении налоговый орган просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд, указывая, что срок пропущен по техническим причинам.
Между тем, таких причин в судебном заседании не установлено, истцом в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд соответствующих доказательств не представлено, технические причины, на которые ссылается истец, к числу уважительных отнесены быть не могут и, кроме того, не подтверждаются материалами дела.
Таким образом, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи искового заявления следует отказать.
Поскольку на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание пени по налогу на обязательное медицинское страхование работающего населения в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Управления ФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по налогу на обязательное медицинское страхование работающего населения отказать.
Налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.
Судья М.В. Сопачева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.