№ 5-1005/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
14 апреля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Колосова Н.Е. рассмотрев в помещении Сыктывкарского городского суда по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 11, каб.9,
С участием защитника Вершининой Е.А.,
представителя Управление Роспотрнебнадзора по РК Княжевой Г.С.,
потерпевшего ... И.С.,
дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бетон-Инвест», ..., по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Бетон-Инвест» совершило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, то есть административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник Вершинина Е.А. вину общества не признала.
Из материалов дела следует, что ** ** ** в Управление Роспотребнадзора по РК поступило обращение ... И.С. и ... А.В. в отношении ООО «Бетон-Инвест» по факту нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе административного расследования, проведенного на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования от ** ** ** в отношении ООО «Бетон-Инвест», установлено, что по состоянию на ** ** **. ** ** ** нарушается законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека. ООО «Бетон-Инвест» нарушены требования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил, а именно: в инвентаризационном перечне стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) ООО «Бетон-Инвест» отсутствуют сведения о источниках выбросов с качественной и количественной характеристикой при выгрузке каменного угля из железнодорожных вагонов а территории склада заполнителя. На территории склада заполнителя ООО «Бетон-Инвест» проводится выгрузка и временное хранение каменного угля. Поставка каменного угля в железнодорожных вагонах, на момент осмотра территории скалада- заполнителя находится около ... тонн угля, ем самым нарушены п.4.2.4 СнПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»
ООО «Бетон-Инвест» имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не обеспечило проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов (в составе общества отсутствует испытательно- лабораторный центр (ИЛЦ) аккредитованный на проведение данных вида работ, обществом не заключен договор на проведения данных работ с испытательно- лабораторным центром (ИЛЦ) аккредитованным на проведение данного вида работ. Ближайшая жилая застройка- жилой дом ... размещается в северном направлении на удалении 100 метров от границ территории предприятия. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха не представляются в установлено порядке в Управление Роспотребнадзора Республики Коми, тем самым нарушен п.5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
Для промышленного предприятия ООО «Бетон-Инвест» производит железобетонные и бетонные изделия, бетон, строительный раствор, тепловую энергию, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, являющегося источником неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
Промышленный объект не отделен санитарно-защитной зоной от территории жилой застройки. В границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия размещены многоквартирные жилы дома. Достаточность существующего расстояния (сокращение размера санитарно-защитной зоны) от территории промышленного объекта до территории жилой застройки не подтверждена расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объекта.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов2 утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, предприятие ООО «Бетон-Инвест» относится к предприятиям III класса опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 300 м (п.7.1.4, класс III, подпункт 10 «Производство железобетонных изделий (ЖБК, ЖБИ)».
Ближайшая жилая застройка- жилой дом ... размещается в северном направлении на удалении 100метров от границ территории предприятия. Территория завода железобетонных изделий ООО «Бетон-Инвест» отделена от территории жилой застройки производственной базой ОАО «...» и ул...
Фактически в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия расположена жилая застройки с многоквартирными жилыми домами, нарушены абз.3 п.2.1; 2.2; 2.5; 2.11 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, п.3.1.6;3.1.7; 3.1.8 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2001 г. Указанные факты являются так же нарушением ст.11, 22 ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Согласно протоколу опроса свидетеля ... Р.В. при посещении магазина запчасти, который расположен по ..., заметно что, на площадке, которая располагается на территории промышленного объекта шла разгрузка железнодорожных вагонов углем. При разгрузке было большое выделение угольной пыли. На территории вокруг магазина снег был в углевой пыли.
Потерпевший ... И.С. пояснил, что в ** ** ** обратился в Управление Роспотребнадзора по РК по фактам выброса углевой пыли ООО «Бетон-Инвест».
** ** ** в отношении ООО «Бетон-Инвест» составлен протокол об административном правонарушении.
В силу ст. 8. Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно положениям ст. 2 указанного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу положений ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ( ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пункту 4.2.4. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:
- инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
- предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;
- план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;
- способ учета фоновых концентраций;
- результаты прогнозных расчетов (при необходимости - первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;
- ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.
Доказательств наличия в инвентаризационном перечне стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в составе проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) ООО «Бетон-Инвест» сведений об источниках выбросов с качественной и количественной характеристикой при выгрузке каменного угля из железнодорожных вагонов а территории склада заполнителя не представлено.
Пунктами 5.1, 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Доказательств представления результатов производственного контроля в Управление Роспотребнадзора по РК обществом не предоставлено.
В силу абз.3 п.2.1; 2.2; 2.5; 2.11 СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Доказательств достаточности существующего расстояния (сокращение размера санитарно-защитной зоны) от территории промышленного объекта до территории жилой застройки не доказано.
Таким образом, наличие события и состава административного правонарушения в действиях общества нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.
Действия ООО «Бетон-Инвест» квалифицируются по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ООО «Бетон-Инвест» должно было знать о необходимости соблюдения санитарных правил, поскольку указанные нормы и требования были опубликованы в установленном порядке, однако, допустило их нарушение.
При этом ООО «Бетон-Инвест» имело возможность для соблюдения санитарных правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Каких-либо достоверных доказательств принятия ООО «Бетон-Инвест» достаточных мер, по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, суду не представлено.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом обстоятельств административного правонарушения, суд считает необходимым назначить ООО «Бетон-Инвест» наказание в виде штрафа в размере ...
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Бетон-Инвест», ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере ...
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: ...
Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Н.Е. Колосова