Решение по делу № 8Г-19933/2024 [88-23084/2024] от 24.06.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-23084/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-2030/2023

УИД: 91RS0009-01-2023-003034-94

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                              25 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мартыновой Н.Н.,

судей Мотиной И.И., Сиюхова А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску           Ефремова Н.И. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, поступившей с делом 24 июня 2024 г., на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., судебная коллегия

установила:

Ефремов Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения ответчика от 21 июня 2022 г. об отказе в заключении социального контракта.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым                  от 28 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение норм материального права, указывает, что 7 июня 2022 г. Ефремов Н. И. обратился в Департамент с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении Государственной социальной помощи на основании социального контракта для организации деятельности в качестве самозанятого по изготовлению сувенирной продукции посредством лазерной резки. Полагает, что Комиссией сделан правильный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И. на приобретение оборудования (лазерного станка) для изготовления сувениров из дерева, с учетом всех документов и пояснений истца, отсутствием опыта работы, навыков в данном направлении, образования, отсутствия плана по реализации продукции. В связи с заключением межведомственной комиссии о невозможности назначения истцу государственной социальной помощи на основании социального контракта, Департаментом 21 июня 2022 г. принято решение об отказе Ефремову Н. И. в назначении Государственной социальной помощи на основании социального контракта (ГСП) в соответствии с пунктами 10 и 27 Порядка от 13 октября 2015 г. № 612 - о невозможности заключения социального контракта по заключению межведомственной комиссии.

Выводы суда о том, что Департамент отказал истцу в заключении социального контракта по мотиву, который отсутствует в перечне законных оснований, перечисленных в статье 9 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014, считает необоснованными.

При вынесении решения судом не учтено, что в 2021 г. Ефремову Н.И. предоставлялась государственная социальная помощь на основании социального контракта. По истечении срока действия контракта истец не смог выйти из трудной жизненной ситуации, вновь став безработным.

23 апреля 2021 г. между заявителем и Департаментом заключался социальный контракт на срок 3,5 месяцев до 31 июля 2021 г. для осуществления деятельности в качестве самозанятого, предусматривающий приобретение комплекта геодезического оборудования и оргтехники на общую сумму 250 000 руб.

Но приобретя на бюджетные средства оборудование, истец по истечении 7 месяцев не стал заниматься предпринимательской деятельностью, вновь став безработным, мотивируя тем, что он случайно разбил оборудование, средств на ремонт у него нет, документально подтвердить факт поломки не может, заниматься геодезическими работами в дальнейшем не планирует.

Истец ошибочно полагал, что на выделенные бюджетные средства в размере 250 000 руб. он должен был обеспечить свою трудовую деятельность в качестве самозанятого только на срок действия контракта 3,5 месяцев, тогда как конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности являются регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и повышение денежных доходов гражданина по истечении срока действия социального контракта (пункт 69 Порядка № 612).

По результатам осуществления мероприятий по социальному контракту Ефремов Н.И. с 17 мая 2021 г. зарегистрировался в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым в качестве самозанятого лица и имел доходы с июня 2021 г. по декабрь 2021 г., то есть 7 месяцев. 28 декабря 2021 г. истец закрыл деятельность по самозанятости, что подтверждается справками ФНС.

Таким образом, Ефремов Н.И., получив в 2021 году бюджетные средства для проведения индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с геодезическими работами, имея соответствующее образование и опыт работы в данном направлении, не смог выйти из трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта, вновь став безработным.

Право отказа органом труда и социальной защиты населения в заключении с гражданином нового социального контракта предусмотрено пунктом 55 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым                         от 13 октября 2015 г. № 612, согласно которому органом труда и социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган труда и социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта.

Заключенный с Ефремовым Н.И. социальный контракт в 2021 г. не позволил ему преодолеть сложную жизненную ситуацию и обеспечить стабильный доход.

Согласно пункту 64 Порядка № 612 социальный контракт между гражданином и органом труда и социальной защиты населения может заключаться неоднократно.

Пунктом 35 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. № 536, также предусмотрено, что социальный контракт между гражданином и органом социальной защиты населения может заключаться неоднократно. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по иному направлению, определяется органом социальной защиты населения самостоятельно и зависит от достижения (недостижения) конечного результата предыдущего социального контракта.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебные извещения вручены адресатам.

Истец обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

От Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым также поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено, что 7 июня 2022 г.                            Ефремов Н.И. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Департаментом груда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым 7 июня 2022 г. подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л. д. 32).

Согласно выписки из протокола межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Комиссия пришла к выводу о невозможности заключения социального контракта и назначении государственной социальной помощи на основании социального контракт Ефремову Н.И.,    ДД.ММ.ГГГГ г.р., в связи с отсутствием опыта работы, образования, навыков в данном направлении, плана реализации продукции; заявителю рекомендовано обратиться для заключения социального контракта по поиску работы по квалификации инженер-программист (л. д. 33).

Согласно протоколу об отказе в назначении «Государственная социальная помощь на основании социального контракта (ГСП) - единовременно - с 2021 г.» от ДД.ММ.ГГГГ Ефремову Н.И. отказано в назначении соответствующей государственной помощи; причиной отказа указаны пункты 10, 27 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, принятым постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 35), о чем Ефремов Н.И. уведомлен                 ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 36).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Республики Крым                       от 24 декабря 2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 г. № 612, приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 5 июня 2019 г. №302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22 июня 2017 г. № 334», пришел к выводу, что Комиссии не выполнила свои обязанности по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта; выводы комиссии основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом, потому признал решение Департамента об отказе в назначении государственной социальной помощи незаконным.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес> регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в <адрес>», Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в, <адрес>, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ».

Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в <адрес>, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган труда и социальной защиты населения) и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес> (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.

Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (пункт 11 Порядка).

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (пункт 12 Порядка).

Согласно пункту 14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину: 1) предоставляется единовременная денежная выплата не более 350 000 руб. на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа                  2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); 2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.

Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 1 1 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее профессиональная консультация) (пункт 24 Порядка).

Согласно пунктам 25-26 Порядка орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации.

Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.

В силу пункта 27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.

Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.

Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.

В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку заявителю не позднее десяти календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган труда и социальной защиты населения в указанный срок уведомляет заявителя о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ дается заявителю не позднее чем через тридцать календарных дней после подачи им заявления.

Исходя из содержания указанных выше пунктов 10 и 27 Порядка, органу труда и социальной защиты предоставляется право на отказ в предоставлении государственной социальной помощи на основании заключения межведомственной комиссии.

При этом норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в протоколе не указана, заключение межведомственной комиссии, на которое ссылался ответчик как на основание для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, к протоколу Департамента от 21 июня 2022 г. не приложено; указаний на соответствующее заключение межведомственной комиссии в протоколе Департамента от 21 июня 2022 г. также не содержится.

Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля       1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в статье 9 Закона Республики Крым от 24 декабря 2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», в пункте 14 Административного регламента предоставления государственной услуги, по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым                 от 5 июня 2019 г. №302.

Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (пункты 36, 38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (пункт 5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (пункт 64 Порядка).

Согласно вышеуказанным нормативным актам перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент должен был указать в своем протоколе от 21 июня 2022 г., однако такие основания ответчик не указал.

Доводы ответчика, что основания для отказа в предоставлении государственной услуги, указанные в статье 9 Закона 10-ЗРК, пункте 14 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, являются обязательными при приеме заявления и прилагаемых к нему документов и не могут влиять на принятие решений межведомственной комиссией отклонены судом апелляционной инстанции, как необоснованные, поскольку основаны на неверном толковании и применении указанных выше норм.

Постановлением администрации г. Евпатория Республики Крым                        от 12 марта 2021 г. №2 327-п утверждено Положение и состав межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта при администрации г. Евпатория (л. д. 75-79).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения о межведомственной комиссии, основной целью работы комиссии является предоставление-заключения о возможности (невозможности) заключения социального контракта в департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатория для принятия решения о назначении или об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта граждан, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

Основными задачами межведомственной комиссии является рассмотрение программы социальной адаптации и документы граждан проживающих на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, обратившихся в Департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта. Так же комиссия в течение пяти дней после поступления в межведомственную комиссию программы социальной адаптации и документов граждан, обратившихся в департамент для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, формирует и направляет в Департамент заключение для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной социальной    помощи на основании социального контракта в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым                 от 13 октября 2015 г. № 612 (пункты 2.1.1, 2.1.2 Положения о межведомственной комиссии).

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, данная комиссия организует системное и комплексное изучение обстоятельств, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, обратившимся от имени своей семьи и одиноко проживающим гражданам, вносит предложения и рекомендации по мероприятиям программы социальной адаптации, которая является неотъемлемой частью социального контракта. Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации, протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии (пункт 27 Порядка).

Орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя с учетом рекомендаций Комиссии принимает решение о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и направляет заявителю уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором указываются дата, время и место для подписания социального контракта, либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (пункт 27 Порядка).

По результатам рассмотрения заявления Ефремова Н.И. от 7 июня           2022 г. и приложенных к нему документов, межведомственная комиссия, согласно протоколу № 09 от 17 июня 2022 г. приняла решение об отказе в назначении Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта из-за отсутствия опыта работы, образования, навыков в данном направлении, отсутствия плана по реализации продукции.

Делая соответствующие выводы, комиссия не представила каких-либо обосновывающих такие выводы документов.

Указывая на отсутствие у Ефремова Н.И. образования, навыков и опыта работы по производству сувенирной продукции комиссия не учла, что в целях реализации мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности, орган социальной защиты оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направление обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой гражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскую деятельность (пункт 38 Приказа Минтруда России от 3 августа 2021 г. № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

С учетом изложенного выше, необоснованными также являются доводы жалобы о недоказанности Ефремовым Н.И., что планируемое им собственное дело по изготовлению сувенирной продукции обеспечит ему стабильный доход и поможет выйти из трудной жизненной ситуации; эскизы и образцы индивидуального мастерства заявителем предоставлены не были, а предоставленная продукция - изготовлена иным лицом, нормативного обоснования наличия у заявителя такой обязанности ответчиком не приведено.

Также по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» орган социальной защиты населения при необходимости включает в программу социальной адаптации регистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатор МСП                                      АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» с целью использования образовательных материалов портала для ведения гражданином предпринимательской деятельности, в том числе, шаблонов бизнес-планов, маркетинговых. исследований и т.д. Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" па площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" с учетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП", заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и (или) обучения по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». При получении положительного решения со стороны АО "Корпорация "МСП" орган социальной защиты населения направляет гражданина на обучение (пункт 38 Приказа Минтруда России от 3 августа 2021 г. №536 «Методические рекомендации по оказанию государственной, социальной помощи на основании социального контракта»).

Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности, предусмотренные пунктами 2.2.1, 2,2.2 «Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи па основании социального контракта, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что выводы комиссии носят предположительных характер, основанные на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.

Доводы кассационной жалобы, что Департаментом принято решение об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с отрицательным заключением межведомственной комиссии отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку судом при разрешении спора на основании исследованных в их совокупности доказательств установлено, что выводы межведомственной комиссии основаны на предположениях; при этом, межведомственная комиссия не выполнила свои обязанности, предусмотренные пунктами 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Доводы кассационной жалобы в части, касающейся предоставления Ефремову Н.И. ранее в 2021 г. государственной социальной помощи на основании социального контракта и невозможность истца выйти из трудной жизненной ситуации; не реализации, по мнению автора жалобы, истцом мер, для которых предоставлена социальная помощь, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку указанные обстоятельства не явились основанием для отказа в назначении истцу государственной социальной помощи, что прямо следует из содержания оспариваемого истцом решения Департамента от 21 июня 2022 г.

Позиция заявителя кассационной жалобы противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о признании решения ответчика незаконным.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено, в связи с чем, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 28 ноября 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 6 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.Н. Мартынова

Судьи                                    И.И. Мотина

                                                          А.Р. Сиюхов

8Г-19933/2024 [88-23084/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремов Николай Иванович
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г.Евпатория
Другие
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"
Администрация г. Евпатории
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
25.07.2024Судебное заседание
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее