Решение по делу № 2-375/2021 от 07.09.2020

Дело № 2-375/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

21 сентября 2021 года                                                               г. Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего - судьи Лемешко А.С.,

при секретаре – Гумперенко Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трошина ФИО17 к Отт ФИО17, Записному ФИО17, Титову ФИО17, Пашаевой ФИО17, Дмитриковскому ФИО17, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании зарегистрированного права отсутствующим, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Трошин ФИО17., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к ответчикам Отт ФИО17., Записному ФИО17., Титову ФИО17., Пашаевой ФИО17., Дмитриковскому ФИО17., в котором просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Пашаевой ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 563 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, г Севастополь, <адрес>, и исключить сведения о нем из ЕГРН; установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, площадью 531 кв.м. путем внесения в ЕГРН сведений о следующих поворотных точках земельного участка в соответствии с первичной технической документацией, изготовленной при формировании земельного участка с кадастровым номером , и правоудостоверяющего документа (государственного акта на право собственности на земельный участок). Требования иска мотивированы тем, что Трошин ФИО17. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, площадью 531 кв.м., который был сформирован в 2006 году и передан в собственность первичному собственнику Блаживской ФИО17 на основании решения Качинского поселкового Совета от 28.02.2006, на основании которого выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии от 05.05.2006. При уточнении границ спорного земельного участка было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером , накладываются полностью на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, <адрес>

При этом Бобер ФИО17 09.02.2012 выдан государственный акт на право собственности на земельный участок по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в границах ГО <адрес> на основании решения Качинского поселкового совета в г. Севастополе от 29.12.2011 №376. Таким образом, указанный земельный участок был сформирован при наличии сведений о ранее учтенном земельном участке, принадлежащем в настоящее время истцу, что нарушает законные права истца в отношении принадлежащего ему земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению объектом права собственности.

Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, исковые требования поддержали в полном объеме.

Ответчики в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст. 165.1 ГК РФ).

Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

При таком положении суд находит, что ответчик о месте, времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно, доказательств уважительности причин неявки не представил.

                                                        В соответствии со ст.167 ГПК РФ, учитывая положения ч.1 ст.154 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика, извещенного о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом на основании материалов, имеющихся в деле.

Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дне и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела, и оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 123 ч. 3 Конституции Российской Федерации, ст. 12 ч. 1 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Заинтересованные в исходе дела лица вправе отстаивать свою правоту в споре путём представления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путём высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие с суда обязанности по сбору доказательств.

Руководя ходом процесса, суд представил сторонам возможности по представлению доказательств, в реализации сторонами принципа состязательности, в убеждении суда при помощи различных доказательств в своей правоте в споре.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Закон №№218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Статья 4 Закона №№218-ФЗ устанавливает, что участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

В соответствии с ч.2 ст.14 Закона №№218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Трошин ФИО17 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, площадью 531 кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.12.2019, удостоверенного нотариусом города Севастополя Мукатиным ФИО17. Указанный земельный участок был сформирован в 2006 году и передан в собственность первичному собственнику Блаживской ФИО17 на основании решения Качинского поселкового Совета от 28.02.2006, на основании которого выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии от 05.05.2006. Сведения об указанном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости имеют статус «ранее учтенный».

Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в границах ГО <адрес> является Пашаева ФИО17 на основании договора купли-продажи земельного участка от 14.05.2021. Указанный земельный участок был сформирован в 2012 году и передан в собственность первичному собственнику Бобер ФИО17 на основании решения Качинского поселкового совета в г. Севастополе от 29.12.2011 №376, на основании которого 09.02.2012 выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии .

Собственником смежного земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в границах ГО <адрес> является Дмитриковский ФИО17 на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.04.2021. Указанный земельный участок был сформирован в 2006 году и передан в собственность первичному собственнику Шевченко ФИО17 на основании решения Качинского поселкового совета в г. Севастополе от 28.02.2006 года №1243, на основании которого 19.04.2006 выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии .

Собственником смежного земельного участка с кадастровыми номерами по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в границах ГО <адрес> и по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, в границах ГО <адрес> является Титов ФИО17 на основании договоров купли-продажи земельного участка от 14.09.2011. Указанные земельные участки были сформированы в 2011 году и переданы в собственность первичным собственникам Лён ФИО17 и Лен ФИО17 на основании решения Качинского поселкового совета в г. Севастополе от 24.03.2011 №154, на основании которого 26.07.2011 выданы государственные акты на право собственности на земельные участки серии и серии соответственно.

При уточнении истцом границ земельного участка было выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу на праве собственности накладываются полностью на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, <адрес>

Для установления фактических обстоятельств дела, судом по ходатайству представителя истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Оффкадин».

Согласно заключению судебного эксперта №3986-С от 29.03.2021 установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, согласно сведениям государственного акта на право собственности на земельный участок и кадастровому плану земельного участка накладываются:

1) почти полностью на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> (площадь наложения 448 кв.м.).

Поскольку отсутствует согласие на формирование нового земельного участка из принадлежащего истцу земельного участка, отсутствует акт согласования границ между собственниками земельных участков, запись в ЕГРН о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером , внесенная в отсутствие на то правовых оснований, сама по себе нарушает законные права истца в отношении принадлежащего ему земельного участка и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению объектом права собственности. При формировании земельного участка с кадастровым номером не было учтено наличие ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , регистрация прав на который произошла ранее, чем на земельный участок с кадастровым номером . Границы земельного участка, принадлежащего истцу, находятся в контуре земельного участка с кадастровым номером . Образование указанного участка, расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, осуществлялось за счет земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина без его согласия. Таким образом, у Качинского поселкового совета в г. Севастополе 29.12.2011 года отсутствовали какие-либо права на распоряжение земельным участком с кадастровым номером и передачу его Бобер ФИО17.

2) на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> (площадь наложения 2 кв.м.);

3) на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> (площадь наложения 74 кв.м.);

4) на границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> (площадь наложения 7 кв.м.);

Причиной наложения документальных границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, принадлежащего истцу Трошину ФИО17. и документальных границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, принадлежащего Дмитриковскому ФИО17. по заключению эксперта является одновременное образование данных земельных участков, в связи с чем, специалисты, подготавливающие технические документации не имели информации о смежной границе между данными земельными участками для корректного установления границ.

Причиной наложения документальных границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, принадлежащего истцу Трошину ФИО17. и документальных границ земельных участков с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, принадлежащего Пашаевой ФИО17., с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> и с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, принадлежащих    Титову ФИО17. по заключению эксперта является наличие сведений в архиве Главного управления Госземагенства Украины в г. Севастополе (осуществляло регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012) о том, что решение, на основании которого выдан государственный акт о праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г Севастополь, <адрес> отменено решением Качинского поселкового Совета от 19.07.2007 №473-1, что позволило специалистам утвердить технические документации на земельные участки (КН ), (КН ), (КН ) без учета сведений о земельном участке №29 (КН ).

При этом, эксперт отмечает, что в материалах дела и в Государственном казенном учреждении «Архив города Севастополя» данное решение отсутствует. Также отсутствует информация об отмене утвержденной технической документации по землеустройству на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Способы защиты гражданских прав определены гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ней способами.

Из положений части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2 статьи 209 Гражданского кодекса).

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 Постановления).

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Таким образом, из приведенных положений закона и актов его толкования следует, что правовом на иск о признании права собственности отсутствующим обладает владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество против лица, которое этим имуществом не владеет, но право которого по каким-либо причинам зарегистрировано в реестре и тем самым нарушается право владеющего собственника, не связанное с утратой этого владения.

Как указывалось ранее, право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес> зарегистрировано в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Таким образом, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в абзаце четвертом пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», избранный истцом способ защиты своих прав на земельный участок в виде предъявления иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером , является единственно возможным, поскольку в рассматриваемой спорной правовой ситуации, нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.

Границы земельного участка с кадастровым номером не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, что не допустимо с точки зрения принципа достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, и нарушает права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имущество.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Площадь уточняемого участка согласно сведениям государственного акта, составляет 531 кв.м., что соответствует сведениям ЕГРН.

Согласно сведениям ЕГРН по формируемым границам уточняемый земельный участок смежен со следующими землепользователями:

- от точки н1 до точки 2 с земельным участком по адресу г Севастополь, <адрес>,

- от точки 2 до точки н3 с земельным участком г Севастополь, <адрес>, <адрес>

- от точки н3 до точки 4 с земельным участком г Севастополь, пгт Кача, <адрес>, <адрес>

- от точки 4 до точки 5 с землями общего пользования <адрес>, <адрес>

- от точки н5 до точки н6 с земельным участком г. Севастополь, в границах землепользования <адрес>, <адрес>

- от точки н6 до точки н8 с земельным участком г. Севастополь, в границах землепользования <адрес> <адрес>

- от точки н8 до точки н1 с земельным участком г Севастополь, ГО <адрес>, <адрес>

Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Федеральным законом №218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) – ч. 7 ст. 1.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) – ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч.3).

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).

Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).

Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.

Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1).

В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2).

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.) «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Верховный Суд РФ в определении от 06.02.2017 по делу №310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)».

При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.

В данном случае площадь фактически сложившегося землепользования не превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах и сведениях ЕГРН, не нарушает интересов третьих лиц.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

В результате проведения комплекса работ по приведению координат из местной системы координат в систему координат СК-63, судебным экспертом определено местоположение земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, площадью 531 кв.м. в следующих координатах:

Имя точки Координата X Координата Y

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Трошина ФИО17 удовлетворить.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Пашаевой ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 563 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, г Севастополь, <адрес>, <адрес>

Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 563 кв.м., расположенном по адресу: г. Севастополь, г Севастополь, <адрес>, <адрес>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г Севастополь, <адрес>, площадью 531 кв.м. путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка:

Имя точки Координата X Координата Y

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 сентября 2021 года.

Судья Нахимовского районного

суда г. Севастополя                             А.С. Лемешко

2-375/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трошин Евгений Владимировиич
Ответчики
Записной Валерий Петрович
Титов Александр Викторович
Отт Виталий Самуилович
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Беличенко Марина Витальевна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2020Подготовка дела (собеседование)
02.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
05.04.2021Производство по делу возобновлено
13.05.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
21.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее