Дело № 71-509/2024
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 04 октября 2024 года жалобу Величко В.А. на постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 19 сентября 2024 года N 5-253/2024, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением судьи гражданину Республики Казахстан Величко Владимиру Александровичу за нарушение режима пребывания в Российской Федерации назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением Величко В.А. и его несовершеннолетней дочери В., <дата> года рождения, на основании ст. 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Екатеринбургу.
В жалобе Величко В.А. просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Положение иностранных граждан, правила их пребывания на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации) в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределенный срок продлевается до одного года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Членами семьи иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители) при условии их нахождения на его иждивении (п.9 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ).
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судьей городского суда, рассмотревшим дело об административном правонарушении, установлено, что гражданин Республики Казахстан Величко В.А. прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, 30 апреля 2024 года, срок его пребывания продолжительностью 90 суток истек 28 июля 2024 года, однако в нарушение требований пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ Величко В.А. продолжил пребывание в Российской Федерации свыше 90 суток до 26 августа 2024 года, а затем повторно въехал в Российскую Федерацию 30 августа 2024 года, документов на право пребывания в Российской Федерации он не имел, от выезда уклонился, что выявлено уполномоченным должностным лицом 19 сентября 2024 года, зафиксировано в протоколе об административном правонарушении и явилось основанием для назначения Величко В.А. административного наказания.
Обстоятельства совершенного Величко В.А. административного правонарушения подтверждены материалами дела, в том числе: сведениями АС ЦБДУИГ (л. д. 07 - 26), рапортом должностного лица полиции (л. д. 32), протоколом об административном правонарушении (л. д. 3), иными документами.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья обоснованно пришел к выводу о виновности Величко В.А., правильно квалифицировав его действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Величко В.А. о законности его пребывания в Российской Федерации на основании гражданско-правого договора от 19 июля 2024 года, уведомление о заключении которого было направлено в контролирующий орган в сфере миграции, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Действительно в рамках Евразийского экономического союза, учрежденного Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза, трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства (пункт 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Поэтому в силу п.9 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ в редакции от 24 февраля 2021 года, действующей с 29 декабря 2021 года, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с Законом N 115-ФЗ или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации осуществляется на основании п.4 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которой решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. N 926 утвержден Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка решение о продлении либо об отказе в продлении срока временного пребывания либо сокращении срока временного пребывания принимается соответственно Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственным за деятельность ГУВМ МВД России, начальником ГУВМ МВД России, руководителем (начальником) территориального органа МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции территориального органа МВД России на районном уровне, начальником подразделения по вопросам миграции.
Согласно пункту 3 Порядка основаниями для продления срока временного пребывания являются обстоятельства, предусмотренные п. п. 2, 3, 5, 7 - 12 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
В случаях, предусмотренных п. п. 3, 10 - 12 ст. 5 и подп. 8 - 8.4, 10 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, а также в случае, если иностранный гражданин является трудящимся государства - члена Договора о Евразийском экономическом союзе, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо членом семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза, иностранным гражданином или принимающей его стороной в подразделение по вопросам миграции по месту пребывания иностранного гражданина подается заявление (пункт 6.1 Порядка).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления или ходатайства в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления или ходатайства к рассмотрению уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений, в том числе, о продлении срока временного пребывания - по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны в виде письменного решения.
После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению или ходатайству, предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и подп. 6.1 и 6.2 п. 6 настоящего Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина производится отметка о продлении срока временного пребывания путем проставления оттиска мастичного штампа размером 70 мм x 30 мм (пункт 20 Порядка).
По смыслу приведенных правовых норм в их взаимосвязи заключение гражданином государства - члена ЕАЭС трудового договора в Российской Федерации предоставляет такому гражданину право пребывания в Российской Федерации на срок свыше 90 суток в периоде 180 суток при условии продления срока пребывания в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что Величко В.А. в установленном законом порядке в соответствующий орган с заявлением о продлении срока его пребывания не обращался, поскольку необходимая отметка в его миграционной карте отсутствует, в учетных данных АС ЦБДУИГ сведений об обращении Величко В.А. с заявлением о продлении срока пребывания в Российской Федерации, о принятии в отношении него решения о продлении срока пребывания не имеется.
Вопреки ошибочным утверждениям заявителя направление уведомления в территориальный орган полиции о заключении гражданско-правового договора установленный Приказом МВД России от 22 ноября 2021 г. N 926 порядок принятия решения о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации не подменяет. Предусмотренная законом процедура продления срока временного пребывания в Российской Федерации Величко В.А. соблюдена не была, в связи с чем законно пребывающим на территории Российской Федерации он не является.
Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа соответствует положениям статьям 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3.8 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при назначении административного наказания в случае, при котором санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частями 3.6 и 3.7 настоящей статьи, а также административных правонарушений, предусмотренных частями 5 - 8 статьи 6.21, частями 3 и 4 статьи 6.21.1, частями 3 и 4 статьи 6.21.2, частью 3 статьи 20.25 настоящего Кодекса), судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, придет к выводу, что административное выдворение за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, а также в случае отсутствия государства, готового принять на своей территории лицо без гражданства, назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательных работ на срок от ста пятидесяти до двухсот часов, однако возможность назначения Величко В.А. предусмотренных данной нормой видов административных наказаний вместо административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей городского суда, рассмотревшим дело, не проверена.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 17 февраля 2016 года N 5-П и др.).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Как следует из представленных материалов, Величко В.А. обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, поскольку до истечения срока временного пребывания им заключен гражданско-правовой договор, пройдено медицинское освидетельствование на предмет отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, получен сертификат о владении русским языком для получения вида на жительство, его несовершеннолетний ребенок - дочь В., <дата> года рождения, обучается в школе в г. Екатеринбурге, сведений о привлечении Величко В.А. к уголовной, административной ответственности в деле не имеется.
Совокупность этих обстоятельств позволяет прийти к выводу о том, что назначение Величко В.А. административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением его права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания.
Принимая во внимание фактические обстоятельства данного конкретного дела, постановление судьи подлежит изменению путем исключения из постановления указания на назначение Величко В.А. административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, назначив Величко В.А. административный штраф в размере сорока тысяч рублей.
Руководствуясь статьей 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 19 сентября 2024 года N 5-253/2024, вынесенное в отношении Величко Владимира Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из постановления указание на назначение Величко Владимиру Александровичу административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
Назначить Величко Владимиру Александровичу за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф в размере 40000 (сорока тысяч) рублей.
Величко Владимира Александровича, <дата> года рождения, гражданина Республики Казахстан и его несовершеннолетнего ребенка В., <дата> года рождения из Центра для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, административному выдворению за пределы Российской Федерации УМВД России по г. Екатеринбургу, освободить (по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева