Решение по делу № 5-453/2020 от 11.11.2020

                                                                                                                              Дело № 5-453/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Сысерть                                                                                                        16 декабря 2020 года

Судья Сысертского районного суда Свердловской области Филимонова С.В.,                     при секретаре Плосковой О.А., с участием старшего помощника Сысертского межрайонного прокурора Кашкаровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

18.09.2020 08.10.2020 заместителем Сысертского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано должностным лицом в постановлении, 22.07.2020 с 14 час. 15 мин. до 15 час. 30 мин. Сысертской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Свердловской области проведена проверка соблюдения главой КФХ Костаревым <данные изъяты> требований законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

При выезде на место установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 66:25:3602001:633, расположенном примерно в 1,1 км. по направлению на северо-запад от ориентира <адрес>, площадью 90 136 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначение, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского), располагается хозяйство КЗФ Костарева <данные изъяты>

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, 17.05.2018 Костаревым <данные изъяты>. на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности.

В ходе обследования вышеуказанного земельного участка установлено, что на его части на площади 5,26 га располагаются вегетационные сооружения (пленочные теплицы для выращивания томатов, огурцов) в количестве 25 шт. За теплицами, в месте с географическими координатами 56,39380798° Е61, 00972901° на открытой местности обнаружено место складирования минеральных удобрений в фабричной таре (полипропиленовые мешки), всего 5 мешков. Согласно информации, нанесенной на мешках, удобрением является селитра аммиачная марки Б, изготовитель АО «Аммоний» Республика Татарстан. Указанные минеральные удобрения размещались без поддонов на поверхности почвы в незащищенном от осадков месте. Территория, где размещались мешки с удобрениями не огорожена и свободна для прохода сторонними лицами. Рядом с местом размещения минеральных удобрений находились металлические емкости из-под нефтепродуктов, объемом 50 л., к которым садовой тележкой подвозились удобрения, для помещения их в бочки при помощи совковой лопаты. К металлическим бочкам подведены трубы и насос, при помощи которых растворенные в воде минеральные удобрения под напором подаются в теплицы. Весы и иные приспособления для определения количества используемых в качестве подкормки удобрений отсутствовали. Запись в журнале учета применения агрохимикатов в 2020 году, информация о применении удобрений в качестве подкормки в жидком виде с указанием нормы расхода удобрения и под какие культуры применяется, способы и даты несения, отсутствуют. Во время обследования в бочках находилась жидкость, в садовой тележке размещалось россыпью удобрение, рядом лежали лопаты.

Агрохимикаты – удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв (ст. 1 Федерального закона от 1907.1997 №109-ФЗ                        «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»).

Пунктом 1.2 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» установлено, что санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, связанные с испытаниями, хранением, перевозкой, реализацией, применением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для использования всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящимися и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки и технологическое оборудование, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье проживающего населения.

В соответствии с п.п. 2.5 и 2.6 СанПиН 1.2.2584-10, хранение пестицидов и агрохимикатов должно осуществляться в помещениях, специально предназначенных для этих целей. Хозяйствующие субъекты, занятые в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами, обязаны обеспечить, в том числе, соблюдение установленных регламентов и условий хранения, транспортировки, реализации и применения указанных средств.

Пунктом 5.1 СанПиН 1.2.2584-10 установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил. При этом, не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. Применение пестицидов и агрохимикатов в условиях защищенного грунта регламентируются Катаголом, Санитарными правилами, а также рекомендациями по применению конкретных препаратов, утвержденными в установленном порядке (п. 10.1 СанПиН 1.2.2584-10).

В постановление имеется ссылка на ст.ст. 2, 19,22 Фелерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» в соответствии с которыми безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей, окружающую среду.

С учетом вышеизложенного, заместителем Сысертского межрайонного прокурора в действиях главы КФХ Костарева <данные изъяты> усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП РФ - как нарушение правил хранения, применения и иного обращения с агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среды, поскольку Костаревым <данные изъяты>. не обеспечены условия для хранения агрохимикатов, не соблюдены регламенты применения агрохимикатов, используется не специализированная техника и оборудование при применении агрохимикатов.

Временем совершения административного правонарушения указана дата - ДД.ММ.ГГГГ.

Также, в постановлении указано, что выявленные нарушения не являются малозначительными, поскольку посягают на жизнь и здоровье несовершеннолетних.

В судебном заседании старший помощник Сысертского межрайонного прокурора               Кашкарова М.В., доводы, изложенные в постановлении заместителя Сысертского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ поддержала, полагая обоснованным факт возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 КоАП РФ, в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Костарева <данные изъяты>                  допустившего нарушения правил хранения и обращения с агрохимикатами, установленные соответствующим законодательством. В дополнение пояснив, что о дате проведения проверки Костарев <данные изъяты> извещался ДД.ММ.ГГГГ в утреннее время, через водителя прокуратуры, который привез Костареву <данные изъяты> копию решения о проверки, тогда как последний от вручения уведомления отказался, тогда как об этом не составлялся. Иным способом Костарев <данные изъяты>. о проведении проверки не извещался, и сам Костарев <данные изъяты> результаты проверки не оспаривал. Во время проведения проверки присутствовала жена Костарева <данные изъяты>ФИО5, у которой известно, что имеется доверенность представлять интересы своего мужа, тогда как к материалам дела данная доверенность не приобщалась. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Костарева <данные изъяты> была направлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции и отчетом об отслеживании с №40817810604900317040, однако данное почтовое отправление адресатом не было получено.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Костарев <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался заблаговременно и надлежащим образом, причина неявки его суду не известна, с ходатайством об отложении судебного заседания по делу не обращался, в связи с чем, судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.

Выслушав в судебном заседании позицию помощника Сысертского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.3 КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, влечет на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Определение индивидуального предпринимателя дано в ст. 11 Налогового кодекса РФ. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Вместе с тем, санкция статьи 8.3 КоАП РФ предусматривает самостоятельную ответственность на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в виде штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 КОАП РФ в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Абзацем вторым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов, в связи с чем, настоящее дело подсудно судье районного суда.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агорохимикатами» хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В силу п. 5.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ                        от 02.03.2010 № 17 «Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10» хранение пестицидов и агорохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных ном и правил. Не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом.

Из материалов дела усматривается, что решением Сысертского межрайонного прокурора от 22.07.2020 № 02-25-26-2020 определено о проведении в период с 22.07.2020 по 20.08.2020 проверки в крестьянском (фермерском) хозяйстве Костарева С.И. с целью соблюдения им требования Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ                                                 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Земельного кодекса РФ. В качестве оснований проверки указано задание прокуратуры Свердловской области от 23.06.2020 № 7/3-22-2020 о проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

22.07.2020 с 14 час. 15 мин. до 15 час. 30 мин. Сысертской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Свердловской области на территории земельного участка с кадастровым номером 66:25:3602001:633, расположенном примерно в 1,1 км. по направлению на северо-запад от ориентира село Абрамово Сысертского района Свердловской области, площадью 90 136 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначение, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского), право собственности на который с 17.05.2018 зарегистрировано за Костаревым <данные изъяты> в ходе проверки установлено, что на его части на площади 5,26 га располагаются вегетационные сооружения (пленочные теплицы для выращивания томатов, огурцов) в количестве 25 шт. За теплицами, в месте с географическими координатами 56,39380798° Е61, 00972901° на открытой местности обнаружено место складирования минеральных удобрений в фабричной таре (полипропиленовые мешки), всего 5 мешков. Согласно информации, нанесенной на мешках, удобрением является селитра аммиачная марки Б, изготовитель АО «Аммоний» Республика Татарстан. Указанные минеральные удобрения размещались без поддонов на поверхности почвы в незащищенном от осадков месте. Территория, где размещались мешки с удобрениями не огорожена и свободна для прохода сторонними лицами. Рядом с местом размещения минеральных удобрений находились металлические емкости из-под нефтепродуктов, объемом 50 л., к которым садовой тележкой подвозились удобрения,                для помещения их в бочки при помощи совковой лопаты. К металлическим бочкам подведены трубы и насос, при помощи которых растворенные в воде минеральные удобрения под напором подаются в теплицы. Весы и иные приспособления для определения количества используемых в качестве подкормки удобрений отсутствовали. Запись в журнале учета применения агрохимикатов в 2020 году, информация о применении удобрений в качестве подкормки в жидком виде с указанием нормы расхода удобрения и под какие культуры применяется, способы и даты несения, отсутствуют. Во время обследования в бочках находилась жидкость, в садовой тележке размещалось россыпью удобрение, рядом лежали лопаты. Таким образом, выявлены нарушением правил хранения агрохимикатов, установленных ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ                    «О безопасном обращении с пестицидами и агорохимикатами» и п. 5.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2010 № 17 «Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 КоАП РФ.

В качестве доказательств факта совершения данного административного правонарушения и виновности главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> представлены: постановление заместителя Сысертского межрайонного прокурора от 18.09.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.3 КоАП РФ в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> копия решения Сысертского межрайонного прокурора от 22.07.2020 № 02-25-26-2020 о проведении проверки; справка об итогах надзорных мероприятий по требованию <адрес> в отношении ИП главы КФХ Костарева <данные изъяты>                          Акт осмотра земельного участка от 22.07.2020, в котором указано, что осмотр территории проводился в присутствии представителя ИП главы КФХ Костарева С.И. – Костаревой О.В.; выписка из ЕГРН, подготовленной по состоянию на 14.08.2020, из которой следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 66:25:3602001:633, расположенном по адресу: Свердловская область, Сысертский район, примерно в 1,1 км. по направлению на северо-запад от ориентира с. Абрамово, площадью 90 136 +/-1876 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и предоставленного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, является Костарев <данные изъяты> фототаблицы с места расположения обследуемого земельного участка; заключение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области от 17.08.2020 к протоколам испытаний №4870 по 4881 от 05.08.2020; рапорт помощника Сысертского межрайонного прокурора Кадочниковой Е.Н., из которого следует, что 16.09.2020 Костарев <данные изъяты>. под роспись получил уведомление о явке в прокуратуру 18.09.2020 к 14:30 час. для дачи объяснений, составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.3 КоАП РФ по фактам нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной 22.07.2020 совместно с со специалистами Управления Россельхознадзора по Свердловской области, однако 18.09.2020 Костарев <данные изъяты> явившись в прокуратуру отказался от участия в составлении постановления и его подписания, в связи с несогласием содержащихся в нем выводах, после чего, дело было возбуждено в его отсутствие.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

По смыслу п. 4 ст. 71 Земельного кодекса РФ, при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который разграничивает такие виды государственного контроля (надзора), как проведение проверок, проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований.

Пунктом 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации не только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но и выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки будет являться приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. О проведении внеплановой проверки по данному основанию орган государственного контроля в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения. При этом, в ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона № 294-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований проведения внеплановой проверки.

Между тем, из материалов дела не следует и не подтверждено сотрудниками прокуратуры документально, что решение о проведении проверки до дня начала ее проведения было доведено до сведения главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> Кроме того, как следует из пояснений помощника прокурора, присутствующего в судебном заседании, уведомлении о проведении проверки было передано водителем прокуратуры Костареву <данные изъяты> 22.07.2020 в утреннее время, т.е. в день проведения проверки и иным способом Костарев <данные изъяты> о проведении проверки не извещался.

В Акте осмотра земельного участка от 22.07.2020, указано, что осмотр территории проводился в присутствии представителя ИП главы КФХ Костарева <данные изъяты>ФИО5, тогда как полномочия последней в качестве законного представителя Костарева <данные изъяты> документально не подтверждены, соответствующая доверенность о передаче                     ФИО5 полномочий представлять интересы Костарева <данные изъяты> том числе во время проведения проверок, и где бы указывался период делегирования этих полномочий и их объем, в материалах дела отсутствует, на дату рассмотрения дела в суде, такая доверенность также не была представлена.

Таким образом, проверку, проведенную в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> без надлежащего уведомления последнего, нельзя признать проведенной на законных основаниях, а значит и доказательства по настоящему делу об административном правонарушении были собраны с нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «О прокуратуре Российской Федерации», влекущим невозможность их использования для установления виновности в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты>

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Как установлено судом, копия постановления заместителя Сысертского межрайонного прокурора от 18.09.2020 в адрес Костарева <данные изъяты> была направлена 29.09.2020 почтовым отправлением, что также подтверждается сведениями из отчета о доставке почтовой корреспонденции с почтовым идентификатором № 62402151002368, однако на момент рассмотрения настоящего дела в суде, данное почтовое отправление адресату не вручено.

При этом, возвращение протокола (постановления) для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела так же невозможно.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Тогда как, в соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, Сысертской межрайонной прокуратурой не представлены доказательства, подтверждающие факт совершения главой крестьянского (фермерского) хозяйства Костаревым <данные изъяты> административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.3 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает привлечение указанного лица к административной ответственности в связи с отсутствием в действиях названного лица состава вменяемого административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 22.1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,                            в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Костарева <данные изъяты> прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.

Копию данного постановления направить в адрес Сысертского межрайонного прокурора и Костарева <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Сысертский районный суд путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья                                                                                                                       С.В. Филимонова

5-453/2020

Категория:
Административные
Истцы
Паначев К.И.
Ответчики
Костарев Станислав Игоревич
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Филимонова Светлана Вячеславовна
Статьи

8.3

Дело на странице суда
sysertsky.svd.sudrf.ru
11.11.2020Передача дела судье
13.11.2020Подготовка дела к рассмотрению
20.11.2020Рассмотрение дела по существу
16.12.2020Рассмотрение дела по существу
17.12.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
23.12.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее