Решение по делу № 21-734/2024 от 24.07.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-734/2023

№ 12-295/2023

Р Е Ш Е Н И Е

3 сентября 2024 года г. Воронеж

Судья Воронежского областного суда Удоденко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «РЖД» на постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023, решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД»

(судья районного суда Васина В.Е.),

установил:

постановлением начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 18 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024 постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023 оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения (л.д.159-167).

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд, ОАО «РЖД» просит вынесенные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.169-172). В обоснование жалобы ссылается на ненадлежащую оценку его доводов о нарушении строительных норм и правил застройщиком жилого дома № 1 по улице Жданова г. Воронежа, который возведен в непосредственной близости к железной дороге, намного позднее ввода в эксплуатацию комплекса железнодорожных путей по станции Сомово. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда об отсутствии у ОАО «РЖД» правовых оснований для установления санитарно-защитной зоны в срок до 01.01.2018 в связи с отсутствием противоречий между положениями действующего градостроительного законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222.

Защитник ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности, Корышев А.Э. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Потерпевшая Гутарева О.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в связи с чем препятствий в рассмотрении жалобы в ее отсутствие не имеется.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника Корышев А.Э., полагаю следующее.

В соответствии с частью 1 стати 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В силу статьи 24 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от: воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания); воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения; ударного шума; шума, создаваемого оборудованием; чрезмерного реверберирующего шума в помещении. В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение. Защита от шума должна быть обеспечена: в помещениях жилых, общественных и производственных зданий; в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.

В силу статьи 22.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ) на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный метрологический надзор при осуществлении деятельности на железнодорожном транспорте осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на: границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода); границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта). Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, и др.

В силу пункта 100 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), согласно подпункту 5 таблицы 5.35 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в жилых комнатах квартир, домов стационарных организаций социального обслуживания, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спальных помещениях в школах-интернатах, дошкольных образовательных организациях, домов отдыха, пансионатов с 7 до 23 часов для источников непостоянного шума предельно допустимые значения эквивалентного уровня звука составляют 40дБА, максимального уровня звука - 55 дБА.

Пунктом 130 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.

Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обращения гражданки Гутаревой О.М. на неудовлетворительные условия проживания из-за повышенного уровня шума в квартире от проходящих по железной дороге поездов по станции Сомово (л.д. 91-92) при проведении в период с 23.11.2023 по 27.11.2023 административного расследования в отношении ОАО «РЖД», являющегося владельцем спорного объекта транспортной инфраструктуры, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в следующем.

По результатам замеров уровней шума в жилых помещениях квартиры Гутаревой О.М., расположенной в доме по адресу: г. Воронеж, ул. Жданова, д. 1, установлено превышение уровня шума для ночного времени суток от деятельности железнодорожного транспорта (во время прохождения поездов), а именно: эквивалентный и максимальный уровни звука превышают допустимые для ночного времени суток соответственно на 6,2 дБА и 4,3 дБА (основным источником шума является железнодорожный транспорт): при прохождении поезда фактическое значение эквивалентного уровня звука в жилой комнате превышает допустимые для ночного времени суток соответственно на 6,2 дБА, и составило 36,2 дБА, что входит в область недопустимых (предельно допустимый уровень не более 30 дБА); превышают максимальные уровни звука в ночное время при движении железнодорожного транспорта в жилой комнате для ночного времени суток соответственно на 4,3 дБА, и составило 49,3 дБА, что входит в область недопустимых (предельно допустимый уровень не более 45 дБА), что нашло свое отражение в протоколе испытаний Юго-Восточного Дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Воронежской области» № 0898Ф от 16.10.2023 и заключения к нему (л.д. 84-85).

В ходе осмотра железнодорожной станции Сомово и представленных документов установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на снижение вредного производственного фактора на окружающую среду обитания, на снижение уровней воздействия шума от проходящих по станции Сомово поездов до предельно допустимых уровней на территориях, объектах жилой зоны (в том числе жилого дома № 1 по ул. Жданова, г. Воронежа) ОАО «РЖД» не разработаны и не проведены. При этом станция Сомово работает круглосуточно, круглогодично; путевое развитие станции включает в себя: 2 главных пути, 2 приемо-отправочных пути, 1 погрузочно-выгрузочный путь; интенсивность движения поездов в сутки по ст. Сомово составляет 49 пар пассажирских поездов, 4 пары пригородных и 36 пар грузовых поездов.

Кроме этого, Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установлено, что проект санитарно-защитной зоны для комплекса предприятий, расположенных на железнодорожной станции Сомово, отсутствует, санитарно-защитная зона не установлена.

Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение статьи 11, пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, статьи 24 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 100, таблицы 5.35 СанПиН 1.2.3685-21, пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Превышение уровня звука в жилых комнатах помещения № 3 дома № 1 по улице Жданова города Воронежа в ночное время при движении железнодорожного транспорта на станции Сомово, свидетельствующее о не проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, равно как и отсутствие разработанного проекта санитарно-защитной зоны, установлено, подтверждается материалами дела и ОАО «РЖД» не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что установленные обстоятельства не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, поскольку не исключают нарушение строительных норм и правил застройщиком жилого дома № 1 по улице Жданова города Воронежа, который был возведен в непосредственной близости к железной дороге, намного позднее ввода в эксплуатацию комплекса железнодорожных путей по станции Сомово, а установка санитарно-защитной зоны отсрочена до 1 января 2028 года, являются несостоятельными.

Требование санитарных правил о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны, полосы отвода для железнодорожных линий прямо следует из пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21.

Пунктом 4.3 Свода правил СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума". Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 825 установлено, что в общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать: на рабочих местах промышленных предприятий: рациональное с акустической точки зрения решение генерального плана промышленного объекта и рациональное объемно-планировочное решение производственных зданий; применение при строительстве и реконструкции производственных зданий: а) ограждающих конструкций зданий с требуемой звукоизоляцией; звукопоглощающих. конструкций (звукопоглощающих облицовок, кулис, штучных поглотителей); звукоизолирующих кабин наблюдения и дистанционного управления; звукоизолирующих кожухов на шумных агрегатах; акустических экранов (выгородок); глушителей шума в системах вентиляции, кондиционирования воздуха и в аэрогазодинамических установках; виброизоляции технологического оборудования; б) в помещениях жилых и общественных зданий: рациональное объемно-планировочное решение жилого или общественного здания; применение при строительстве и реконструкции зданий: ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию; звукопоглощающих облицовок (в помещениях общественных зданий); глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха; виброизоляции инженерного и санитарно-технического оборудования зданий; в) на территории жилой застройки: применение рациональных приемов планировки и застройки городских и сельских поселений, городских округов, жилых районов, микрорайонов и кварталов; соблюдение санитарно-защитных зон (по фактору шума) промышленных и энергетических предприятий, автомобильных и железных дорог, аэропортов, предприятий транспорта (железнодорожных сортировочных станций, депо, автобусных и троллейбусных парков и т.п.); строительство шумозащитных зданий; сооружение придорожных шумозащитных экранов и устройство шумозащитных полос зеленых насаждений; г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия, аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов): рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории); применение: ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума; звукопоглощающих материалов и конструкций; звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.

Данные требования ОАО «РЖД» не соблюдены, доказательств обратного не имеется.

Ссылаясь на имеющиеся нормы законодательства, устанавливающие обязанность соблюдения санитарных норм и правил иными субъектами, в частности, застройщиками жилых домов при выдаче разрешений на строительство, доказательств их нарушения при возведении спорного дома № 1 по улице Жданова города Воронежа ОАО «РЖД» не представило.

Согласно сведениям открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Яндекс.Карты и 2ГИС) расстояние от железнодорожной станции Сомово до дома № 1 по улице Жданова колеблется от 70 м до 90 м, что в соответствии с пунктом 8.20 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01.-89" "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений" находится в пределах допустимого (не менее 50 м) и подтверждает необходимость исполнения ОАО «РЖД» обязанности при доказанности, как в настоящем случае, шумового воздействия вследствие движения железнодорожного транспорта, соблюдать требования пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 100, таблицы 5.35 СанПиН 1.2.3685-21.

Отклоняя довод ОАО «РЖД» об отсрочке на основании части 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установки санитарно-защитной зоны, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В силу пункта 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий может быть отнесена санитарно-защитная зона.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой постановлением от 03.03.2018 № 222 Правительства Российской Федерации утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

В силу абзаца 2 пункта 1 указанного Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Исходя из пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В соответствии с пунктом 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, срок по обращению правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления (как в настоящем случае), с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) императивен.

Неисполнение этой обязанности является не только основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по выявленному факту, но и приведет к застройке объектами недвижимости фактически существующих, но юридически неоформленных санитарно-защитных зон, что, прежде всего, чревато наступлением неблагоприятных юридических последствий для ОАО «РЖД».

При таких обстоятельствах, учитывая, что ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность, не обеспечив необходимый уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении разрешена в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения вынесенных законных и обоснованных постановления и решения судьи не имеется, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024, постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД» оставить без изменения, жалобу ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Г.В. Удоденко

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 21-734/2023

№ 12-295/2023

Р Е Ш Е Н И Е

3 сентября 2024 года г. Воронеж

Судья Воронежского областного суда Удоденко Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «РЖД» на постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023, решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД»

(судья районного суда Васина В.Е.),

установил:

постановлением начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023 ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 18 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024 постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023 оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения (л.д.159-167).

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд, ОАО «РЖД» просит вынесенные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.169-172). В обоснование жалобы ссылается на ненадлежащую оценку его доводов о нарушении строительных норм и правил застройщиком жилого дома № 1 по улице Жданова г. Воронежа, который возведен в непосредственной близости к железной дороге, намного позднее ввода в эксплуатацию комплекса железнодорожных путей по станции Сомово. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда об отсутствии у ОАО «РЖД» правовых оснований для установления санитарно-защитной зоны в срок до 01.01.2018 в связи с отсутствием противоречий между положениями действующего градостроительного законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222.

Защитник ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности, Корышев А.Э. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Потерпевшая Гутарева О.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в связи с чем препятствий в рассмотрении жалобы в ее отсутствие не имеется.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалобы, заслушав защитника Корышев А.Э., полагаю следующее.

В соответствии с частью 1 стати 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений.

В силу статьи 24 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ размещение здания или сооружения на местности, проектные значения характеристик строительных конструкций, характеристики принятых в проектной документации типов инженерного оборудования, предусмотренные в проектной документации мероприятия по благоустройству прилегающей территории должны обеспечивать защиту людей от: воздушного шума, создаваемого внешними источниками (снаружи здания); воздушного шума, создаваемого в других помещениях здания или сооружения; ударного шума; шума, создаваемого оборудованием; чрезмерного реверберирующего шума в помещении. В здании или сооружении, которые могут являться источником шума, приводящего к недопустимому превышению уровня воздушного шума на территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения, должны быть предусмотрены меры по снижению уровня шума, источником которого является это проектируемое здание или сооружение. Защита от шума должна быть обеспечена: в помещениях жилых, общественных и производственных зданий; в границах территории, на которой будут осуществляться строительство и эксплуатация здания или сооружения. В помещениях и на открытых площадках, где от различимости звука, создаваемого средствами радиооповещения, может зависеть безопасность людей, должны быть предусмотрены меры по обеспечению оптимального уровня громкости и различимости звука.

В силу статьи 22.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ) на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный экологический надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный метрологический надзор при осуществлении деятельности на железнодорожном транспорте осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на: границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода); границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта). Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля, и др.

В силу пункта 100 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), согласно подпункту 5 таблицы 5.35 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в жилых комнатах квартир, домов стационарных организаций социального обслуживания, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спальных помещениях в школах-интернатах, дошкольных образовательных организациях, домов отдыха, пансионатов с 7 до 23 часов для источников непостоянного шума предельно допустимые значения эквивалентного уровня звука составляют 40дБА, максимального уровня звука - 55 дБА.

Пунктом 130 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.

Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обращения гражданки Гутаревой О.М. на неудовлетворительные условия проживания из-за повышенного уровня шума в квартире от проходящих по железной дороге поездов по станции Сомово (л.д. 91-92) при проведении в период с 23.11.2023 по 27.11.2023 административного расследования в отношении ОАО «РЖД», являющегося владельцем спорного объекта транспортной инфраструктуры, установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, выразившиеся в следующем.

По результатам замеров уровней шума в жилых помещениях квартиры Гутаревой О.М., расположенной в доме по адресу: г. Воронеж, ул. Жданова, д. 1, установлено превышение уровня шума для ночного времени суток от деятельности железнодорожного транспорта (во время прохождения поездов), а именно: эквивалентный и максимальный уровни звука превышают допустимые для ночного времени суток соответственно на 6,2 дБА и 4,3 дБА (основным источником шума является железнодорожный транспорт): при прохождении поезда фактическое значение эквивалентного уровня звука в жилой комнате превышает допустимые для ночного времени суток соответственно на 6,2 дБА, и составило 36,2 дБА, что входит в область недопустимых (предельно допустимый уровень не более 30 дБА); превышают максимальные уровни звука в ночное время при движении железнодорожного транспорта в жилой комнате для ночного времени суток соответственно на 4,3 дБА, и составило 49,3 дБА, что входит в область недопустимых (предельно допустимый уровень не более 45 дБА), что нашло свое отражение в протоколе испытаний Юго-Восточного Дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Воронежской области» № 0898Ф от 16.10.2023 и заключения к нему (л.д. 84-85).

В ходе осмотра железнодорожной станции Сомово и представленных документов установлено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на снижение вредного производственного фактора на окружающую среду обитания, на снижение уровней воздействия шума от проходящих по станции Сомово поездов до предельно допустимых уровней на территориях, объектах жилой зоны (в том числе жилого дома № 1 по ул. Жданова, г. Воронежа) ОАО «РЖД» не разработаны и не проведены. При этом станция Сомово работает круглосуточно, круглогодично; путевое развитие станции включает в себя: 2 главных пути, 2 приемо-отправочных пути, 1 погрузочно-выгрузочный путь; интенсивность движения поездов в сутки по ст. Сомово составляет 49 пар пассажирских поездов, 4 пары пригородных и 36 пар грузовых поездов.

Кроме этого, Юго-Восточным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту установлено, что проект санитарно-защитной зоны для комплекса предприятий, расположенных на железнодорожной станции Сомово, отсутствует, санитарно-защитная зона не установлена.

Изложенные обстоятельства, указывающие на нарушение статьи 11, пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 24, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, статьи 24 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 100, таблицы 5.35 СанПиН 1.2.3685-21, пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Превышение уровня звука в жилых комнатах помещения № 3 дома № 1 по улице Жданова города Воронежа в ночное время при движении железнодорожного транспорта на станции Сомово, свидетельствующее о не проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, равно как и отсутствие разработанного проекта санитарно-защитной зоны, установлено, подтверждается материалами дела и ОАО «РЖД» не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что установленные обстоятельства не свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, поскольку не исключают нарушение строительных норм и правил застройщиком жилого дома № 1 по улице Жданова города Воронежа, который был возведен в непосредственной близости к железной дороге, намного позднее ввода в эксплуатацию комплекса железнодорожных путей по станции Сомово, а установка санитарно-защитной зоны отсрочена до 1 января 2028 года, являются несостоятельными.

Требование санитарных правил о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны, полосы отвода для железнодорожных линий прямо следует из пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21.

Пунктом 4.3 Свода правил СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума". Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 № 825 установлено, что в общем случае мероприятия по защите от шума должны предусматривать: на рабочих местах промышленных предприятий: рациональное с акустической точки зрения решение генерального плана промышленного объекта и рациональное объемно-планировочное решение производственных зданий; применение при строительстве и реконструкции производственных зданий: а) ограждающих конструкций зданий с требуемой звукоизоляцией; звукопоглощающих. конструкций (звукопоглощающих облицовок, кулис, штучных поглотителей); звукоизолирующих кабин наблюдения и дистанционного управления; звукоизолирующих кожухов на шумных агрегатах; акустических экранов (выгородок); глушителей шума в системах вентиляции, кондиционирования воздуха и в аэрогазодинамических установках; виброизоляции технологического оборудования; б) в помещениях жилых и общественных зданий: рациональное объемно-планировочное решение жилого или общественного здания; применение при строительстве и реконструкции зданий: ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию; звукопоглощающих облицовок (в помещениях общественных зданий); глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха; виброизоляции инженерного и санитарно-технического оборудования зданий; в) на территории жилой застройки: применение рациональных приемов планировки и застройки городских и сельских поселений, городских округов, жилых районов, микрорайонов и кварталов; соблюдение санитарно-защитных зон (по фактору шума) промышленных и энергетических предприятий, автомобильных и железных дорог, аэропортов, предприятий транспорта (железнодорожных сортировочных станций, депо, автобусных и троллейбусных парков и т.п.); строительство шумозащитных зданий; сооружение придорожных шумозащитных экранов и устройство шумозащитных полос зеленых насаждений; г) в помещениях, требующих специального акустического благоустройства и создания оптимальных условий для восприятия, аудиоинформации (аудитории, зрительные залы театров, кинотеатров, дворцов культуры, спортивные залы, залы ожидания и операционные залы железнодорожных, автомобильных и аэровокзалов): рациональное объемно-планировочное решение зала (аудитории); применение: ограждающих конструкций, обеспечивающих требуемую звукоизоляцию от внутренних и внешних источников шума; звукопоглощающих материалов и конструкций; звукоотражающих и звукорассеивающих конструкций; глушителей шума в системах принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха.

Данные требования ОАО «РЖД» не соблюдены, доказательств обратного не имеется.

Ссылаясь на имеющиеся нормы законодательства, устанавливающие обязанность соблюдения санитарных норм и правил иными субъектами, в частности, застройщиками жилых домов при выдаче разрешений на строительство, доказательств их нарушения при возведении спорного дома № 1 по улице Жданова города Воронежа ОАО «РЖД» не представило.

Согласно сведениям открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Яндекс.Карты и 2ГИС) расстояние от железнодорожной станции Сомово до дома № 1 по улице Жданова колеблется от 70 м до 90 м, что в соответствии с пунктом 8.20 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01.-89" "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений" находится в пределах допустимого (не менее 50 м) и подтверждает необходимость исполнения ОАО «РЖД» обязанности при доказанности, как в настоящем случае, шумового воздействия вследствие движения железнодорожного транспорта, соблюдать требования пунктов 71, 72, 73 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 100, таблицы 5.35 СанПиН 1.2.3685-21.

Отклоняя довод ОАО «РЖД» об отсрочке на основании части 14 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установки санитарно-защитной зоны, суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В силу пункта 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий может быть отнесена санитарно-защитная зона.

В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с названной нормой постановлением от 03.03.2018 № 222 Правительства Российской Федерации утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

В силу абзаца 2 пункта 1 указанного Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Исходя из пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В соответствии с пунктом 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, срок по обращению правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления (как в настоящем случае), с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) императивен.

Неисполнение этой обязанности является не только основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по выявленному факту, но и приведет к застройке объектами недвижимости фактически существующих, но юридически неоформленных санитарно-защитных зон, что, прежде всего, чревато наступлением неблагоприятных юридических последствий для ОАО «РЖД».

При таких обстоятельствах, учитывая, что ОАО «РЖД» осуществляет свою деятельность, не обеспечив необходимый уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении разрешена в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения вынесенных законных и обоснованных постановления и решения судьи не имеется, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 10.07.2024, постановление начальника Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Приваловой Л.А. № 162 от 07.12.2023, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «РЖД» оставить без изменения, жалобу ОАО «РЖД» – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Первый кассационной суд общей юрисдикции.

Судья областного суда Г.В. Удоденко

21-734/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Удоденко Галина Вячеславовна
Статьи

6.3

Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
24.07.2024Материалы переданы в производство судье
03.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024Дело оформлено
04.10.2024Дело передано в экспедицию
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее