Дело №2-1704/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Манаков В.В.
при секретаре: Новиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска, Разуева Дмитрия Александровича, Разуевой Марины Петровны к Министерству здравоохранения Смоленской области о взыскании денежных средств,
установил:
прокурор Заднепровского района г. Смоленска, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, законным представителем которого является Разуева М.П., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении на ответчика обязанности по возмещению истцу затрат связанных с приобретением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ систему флеш-мониторирования глюкозы в крови FreeStyle Libre на общую сумму 352 357 руб., указав, что несовершеннолетний Разуев Д.А. является ребенком-инвалидом, включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг, которыми он в спорный период должным образом не обеспечивался, в связи с чем они приобретались законным представителем Разуевой М.П. за свой счет.
Представитель прокуратуры Ленинского района г.Смоленска Оленева Е.Е., а также законный представитель ФИО9 – Разуева Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении и письменном отзыве на возражения ответчика.
Ответчик Министерство здравоохранения Смоленской области извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В представленных в суд письменных возражениях указывает на несостоятельность заявленных исковых требований.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п.1 ст.24). Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b п.2 ст.24).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п.1, 2 ст.7).
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании п.9 ст.6.1 и п.1 ч.1. ст.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.15 ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктами 1, 2 ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 дети первых трех лет жизни, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются при амбулаторном лечении лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
В силу п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 №114-з «О здравоохранении в Смоленской области» обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с федеральным и областным законодательством организует уполномоченный орган в сфере здравоохранения, которым на территории Смоленской области является Министерство здравоохранения Смоленской области.
По правилам п.п.3.3.13, 3.3.18, 3.3.29, 3.3.20 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утв. постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13, в функции Министерства в числе прочего входит: организация обеспечения отдельных групп населения необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно; закупки (в том числе осуществляет организацию определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения Смоленской области лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Исходя из положений п.п.3., 4 Порядка обеспечения отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15.02.2005 №36, закупка лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется Министерством здравоохранения Смоленской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Лекарственные препараты и специализированные продукты лечебного питания предоставляются льготополучателям в соответствии с перечнем лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства Смоленской области. В случае наличия показаний к применению лекарственного препарата и специализированного продукта лечебного питания, не входящего в перечень, льготополучатель обеспечивается данным лекарственным препаратом и специализированным продуктом лечебного питания в соответствии с решением совета по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета, созданного приказом заместителя председателя Правительства Смоленской области - министра здравоохранения Смоленской области, принятым на основании выписки из медицинской карты стационарного больного о назначении лекарственного препарата и специализированного продукта лечебного питания федеральным или областным учреждением здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь.
В силу ст.1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По правилам ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО9, к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по обеспечению изделиями медицинского назначения оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ – отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска, действующего в интересах несовершеннолетнего Разуева Дмитрия Александровича, к Департаменту Смоленской области по здравоохранению о возложении обязанности по обеспечению изделиями медицинского назначения - удовлетворить. Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению обеспечить ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ за счет средств областного бюджета изделиями медицинского назначения - датчиками FreeStyle Libre системы флеш мониторинга в количестве 27 штук в год до момента отмены осуществления самоконтроля гликемии по медицинским показаниям.
Указанными судебными актами установлены следующие обстоятельства - ФИО9., ДД.ММ.ГГГГ имеет статус ребенка-инвалида, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном учета в ДПО №5 ОГБУЗ «Детская клиническая больница» с диагнозом – <данные изъяты>. ФИО9. включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи и набора социальных услуг.
ФИО9 регулярно наблюдается <данные изъяты>
Как следует из медицинской документации, по самостоятельному выбору родителей, сделанному на основании рекомендаций «Российской ассоциации эндокринологов», с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО9 осуществляет мониторинг глюкозы крови с помощью системы FreeStyle Libre.
Согласно представленных платежных документов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на приобретение систем FreeStyle Libre истцом были затрачены денежные средства в общей сумме 352 357 руб.
Фактическая нуждаемость в использовании несовершеннолетним ФИО9. системой FreeStyle Libre было установлено апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.
При таких обстоятельствах ФИО9 с учетом приведенных выше норм законодательства имел в спорный период право на бесплатное обеспечение упомянутыми выше лекарственными препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, тогда как данное право ребенком реализовано в полном объеме не было.
Доводы Министерства о том, что обязанность по обеспечению ФИО9. системами FreeStyle Libre, возникла у ответчика только после принятия апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных по делу обстоятельств во внимание судом не принимаются и основанием для отказа в удовлетворении иска и, соответственно, ограничения конституционного права ребенка на охрану жизни и здоровья, служить не могут.
В данном случае апелляционным определением было установлено обстоятельство необходимости лечения <данные изъяты> у ФИО9 с применением средств непрерывного мониторинга определена в ДД.ММ.ГГГГ
Иное толкование закона означает снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья ФИО9 особенно в этом нуждающегося в силу самого характера его заболевания, в связи с которым последнему установлена инвалидность.
Возможность компенсации льготополучателю произведенных им расходов на оплату приобретенного лекарственного средства, право на бесплатное обеспечение которым он имеет, обусловлено лишь установлением факта нуждаемости указанного лица в названном препарате по медицинским показаниям и непредоставлением ему подобного препарата в период такой нуждаемости по независящим от него причинам.
Вследствие этого ФИО9 как ребенок-инвалид имеет право на обеспечение за счет бюджетных средств всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно и, соответственно, право на компенсацию расходов на приобретение этих лекарственных средств в случае их непредоставления за спорный период.
С учетом изложенного, понесенные законным представителем ФИО9 – Разуевой М.П. расходы на приобретение медицинских средств в сумме 352 357 руб. должны быть возмещены Министерством здравоохранения Смоленской области, как специально уполномоченным государственным органом Смоленской области, осуществляющим организацию обеспечения отдельных групп населения необходимыми медицинскими средствами.
При таком положении суд удовлетворяет заявленные прокурором исковые требования.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Министерство здравоохранения Смоленской области возместить за счет бюджетных средств законному представителю несовершеннолетнего Разуева Дмитрия Александровича – Разуевой Марины Петровна затраты на приобретение в период с ДД.ММ.ГГГГ систем FreeStyle Libre в сумме 352 357 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья В.В. Манаков
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>