Дело № 2-731/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2018 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шушлебиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Исрапиловой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зверева А.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт», обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» о признании договора недействительным, возложении обязанности, взыскании штрафа,
у с т а н о в и л:
Истец Зверева А.Н. обратилась в суд с иском к ответчикам ООО «ЖилЭксперт», ООО «Концессии теплоснабжения о признании договора недействительным, возложении обязанности, взыскании штрафа ссылаясь на то, что она является собственником жилого помещения № <адрес>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖилЭксперт».
Управляющая компания выставляет платежный документ только за техническое содержание и ремонт, а квитанции за поставку коммунального ресурса выставляется ресурсоснабжающей организацией ООО «Концессии теплоснабжения» напрямую собственникам жилых помещений.
При обращении в управляющую компанию истцом было выяснено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Концессии теплоснабжения» и ООО «ЖилЭксперт» был заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения № без согласия собственников жилых помещений и проведения общего собрания.
Считает, что управляющая компания нарушила права жителей и заключила договор, без проведения общего собрания и желания собственников многоквартирного дома.
Просит: признать договор между обществом с ограниченной ответственность «Концессии теплоснабжения» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным (ничтожным). Обязать управляющую компанию общество с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт» производить начисления за коммунальные услуги в едином платежном документе. Взыскать в пользу Зверевой А.Н. штраф с общества с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт» в размере 5 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истцом были изменены исковые требования, в соответствии с которыми просит признать договор, заключенный между обществом с ограниченной ответственность «Концессии теплоснабжения» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ ничтожным.
Истец Зверева А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, доверила представлять интересы своему представителю Процветухиной О.А.
Представитель истца Зверевой А.Н. – Процветухина О.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает частично. Не поддержала требования о возложении на ООО «ЖилЭксперт» обязанности производить начисления за коммунальные услуги в едином платежном документе
Представитель ответчика ООО «ЖилЭксперт» Загудаева Э.Е. в судебном заседании в разрешении спора полагается на усмотрение суда.
Представитель ответчика ООО «Концессии теплоснабжения» судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования Зверевой А.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 указанных Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Абзацем 17 пункта 2 Правил определено, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно подпункта "г" пункта 31 названных Правил обязанность производить в установленном указанными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении возложена на исполнителя.
На основании пункта 67 данных Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Приказом Минрегиона РФ от 19 сентября 2011 года N 454 утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению.
Как предусмотрено пунктом 17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
При этом, в силу подпункта "б" пункта 17 Правил от 6 мая 2011 года N 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, если собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил от 6 мая 2011 года N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Кроме того, согласно пункту 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Как установлено судом, и подтверждается письменными доказательствами по делу, Зверева А.Н. является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Управление данным многоквартирным домом на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ООО «ЖилЭксперт».
Согласно п. 1.1 данного договора, управляющая компания за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирного дома, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги Собственникам и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирного дома деятельность.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пунктом 10 части 1 статьи 4, пункта 2, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 44, части 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирного дома. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункта 8, подпункта "в" пункта 9 Правил N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Как следует из материалов дела, собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, не принимали решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации и доказательств обратному ответчики суду не представили.
Согласно справки ООО «ЖилЭксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ протокол общего собрания собственником помещений многоквартирном <адрес> по вопросу принятия решения о внесении собственниками и пользователями помещений платы за коммунальыне услуги по «Отоплению» и «Горячему водоснабжению» в ООО «ЖилЭксперт» не поступал.
Согласно статьям 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
В пункте 63 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Такого решения собственниками многоквартирного дома не принималось.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Концессии теплоснабжения» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «ЖилЭксперт» был заключён договор теплоснабжения и горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания населения №, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку коммунального ресурса (тепловой энергии и горячей воды), а управляющая компания – принять и оплатить коммунальный ресурс и предоставить соответствующую коммунальную услугу потребителям. При этом, в пункте 12.5 стороны согласовали, что денежные средства, собираемые с потребителей категории «Население» поступают на расчётный счёт ресурсоснабжающей организации.
В октябре 2016 года в адрес Зверевой А.Н. ООО «ЖилЭксперт» выставлена квитанция на оплату услуг за октябрь 2016 года, в которой указано что поставщиком услуг является ООО «Концессии теплоснабжения» и оплата за поставленный коммунальный ресурс производится непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
При этом, следует отличать непосредственное управление собственниками помещений многоквартирным домом, как способ управления, от прямых расчетов граждан за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями (части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). При наличии управляющей компании прямые расчеты граждан не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнего от обязанности оплачивать поставленные ресурсы. Приобретение ресурсоснабжающей организации статуса исполнителя коммунальных услуг обусловлено выбором непосредственного способа управления многоквартирным домом.
Поскольку ООО «Концессии водоснабжения» не осуществляет управление многоквартирными домами и не является исполнителем коммунальной услуги многоквартирного <адрес>, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, суд, приходит к выводу о том, что в отсутствие решения общего собрания собственников правовых оснований для начисления и взимания напрямую ресурсоснабжающей организацией с нанимателей и собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, платы за коммунальные услуги, не имеется, в связи с чем полагает обоснованными исковые требования о признании договора ничтожным.
В связи с тем, что требования о возложении на управляющую компанию ООО «ЖилЭксперт» обязанности производить начисления за коммунальные услуги в едином платежном документе представителем истца в судебном заседании не поддержаны, однако от иска в этой части сторона истца не отказалась, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении этой части иска.
Также истцом заявлено требование о взыскании штрафа с ООО «ЖилЭксперт» за нарушение прав потребителя в размере 5 000 рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Однако, поскольку судом не принимается решение о взыскании каких-либо сумм с ответчика в пользу истца, то предусмотренный указанным законом штраф, взысканию в пользу истца не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск Зверева А.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт», обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» о признании договора недействительным, возложении обязанности, взыскании штрафа – удовлетворить частично.
Признать ничтожным договор теплоснабжения и горячего водоснабжения с условием расчетного обслуживания населения №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между обществом с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» и обществом с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт», отказав Зверева А.Н. в удовлетворении остальной части иска к обществу с ограниченной ответственностью «ЖилЭксперт» о возложении обязанности, взыскании штрафа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанция Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья: И.Г. Шушлебина
СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2018 года.