Судья: Матлина О.И.
Дело № 33- 10207
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Валуевой Л.Б.,
Судей Чулатаевой С.Г., Заривчацкой Т.А.,
При секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 24 сентября 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Кузнецовой Лидии Евгеньевны на решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 июня 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кузнецовой Лидии Евгеньевны к Территориальному Управлению № 6 Министерства социального развития Пермского края о признании права на получение звания «Ветеран труда», оставить без удовлетворения.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., судебная коллегия
установила:
Кузнецова Л.Е. обратилась суд с исковыми требованиями к Территориальному Управлению № 6 Министерства социального развития Пермского края о признании права на получение звания «Ветеран труда». Просила обязать ответчика присвоить её звание «Ветеран труда» с 01.03.2018 и выдать подтверждающее удостоверение.
Заявленные требования мотивировала следующим: в 2005 году за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации она была награждена Почетной грамотой председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года. 01.03.2018 года она обратилась в Территориальное Управление № 6 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако в удовлетворении указанного заявления ей было отказано, о чем сообщено в письме ответчика от 20.04.2018 года № 01-07-1744, поскольку указанные почетная грамота и нагрудный знак не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде. Полагала, что отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является ведомством, наделенным государственными полномочиями, а имеющиеся у нее награды являются ведомственными знаками отличия в труде.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истица Кузнецова Л.Е., полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом неполно исследованы обстоятельства дела, не приняты во внимание нормы ст. ст. 5,6, 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ, п. 13 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9-П. Суд не учел, что фактически Пенсионный Фонд в связи с целью создания и множеством полномочий имеет особый статус, характеристика которого дана в Справке на официальном сайте ПФР. Наделение Пенсионного Фонда РФ публично-властными полномочиями по обеспечению государственного права на государственную пенсию, в том числе, на ее назначение и своевременную выплату, означает его отнесение к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. В соответствии с принципом верховенства права конституционное право на социальную защиту не должно ставиться в зависимость от противоречий в законодательстве. Суд также не учел действие Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», на основании которого в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Пермского края от 13 мая 2016 г. № 288-п о внесении изменений в Указ Губернатора Пермского края от 4 апреля 2006 г. № 50 за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 г. награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии определенного трудового стажа. Суд не учел, что законодательством не определены понятия « Ведомство» и «Ведомственные знаки отличия в труде», в Пермском крае такого перечня не было. Суд не учел Положение о Почетной грамоте Пенсионного Фонда РФ и условия награждения.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, рассмотрев дело в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела: Кузнецова Л.Е., ** года рождения, с 23.06.1997 года работала в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Усольскому району Пермской области. Общий трудовой стаж истца по состоянию на 25.05.2018 год составляет более 34 лет, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 15-37).
В 2005 году Кузнецова Л.Е. за значительный вклад в становление и развитие пенсионной системы Российской Федерации была награждена Почетной грамотой председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года (л.д.40).
01.03.2018 году Кузнецова Л.Е. обратилась в Территориальное Управление № 6 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» в связи с награждением знаком отличия в труде (л.д. 13).
Письмом Территориальное Управление № 6 Министерства социального развития Пермского края от 20.04.2018 года № 01-07-1744 в присвоении звания "Ветеран труда" Кузнецовой Л.Е. было отказано, так как присвоенная ей награда ведомственным знаком отличия в труде не является в силу того, что Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам государственной власти не относится, поэтому данная награда не может являться основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Пермском крае, утвержденным указам губернатора Пермского края от 04 апреля 2006 года № 50.
Установив обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и не являются основаниями к его отмене.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1270, действовавшим до 12 июня 2006 года, было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Федеральным законом от 19 декабря 2005 года N 163-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" статья 7 дополнена пунктом 4, согласно которому порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Пермского края №50 от 04.04.2006г. утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006г. №7-п «Об утверждении Положения о Министерстве социального развития Пермского края».
Согласно п.2 вышеуказанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, являющимся ветеранами труда в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
В соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде являются документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, документы, подтверждающие награждение знаками отличия в труде, учрежденными Федерацией независимых профсоюзов России и центральными комитетами общероссийских профсоюзов; документы, подтверждающие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), являются документы, подтверждающие награждение гражданина нагрудными и почетными знаками, знаками, нагрудными значками, значками, медалями, дипломами, благодарностями, почетными званиями работников соответствующей сферы деятельности (отрасли экономики), почетными грамотами, учрежденными в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, высшими судебными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации, органами государственной власти и управления СССР и РСФСР.
Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в данном пункте.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа).
Ранее действовавшими Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Пенсионный фонд Российской Федерации не был отнесен к федеральным органам исполнительной власти.
Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" также не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Указа).
Действующее Положение о Почетной грамоте Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 37пл "О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации", в соответствии с которым было издано постановление Правления Пенсионного фонда от 1 декабря 2005 года N 44пл о награждении Кузнецовой Л.Е. Почетной грамотой Пенсионного фонда, не относило данную награду Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 37пл "О наградах Пенсионного фонда Российской Федерации" данная награда учреждена в целях совершенствования системы поощрения работников и территориальных органов системы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также граждан и организаций, внесших значительных вклад в решение возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Установив, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учрежденные Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации награды не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда". Исходя из изложенного, награждение Кузнецовой Л.Е. почетной грамотой Пенсионного фонда Российской Федерации за высокие достижения в труде по организации и развитию системы Пенсионного фонда Российской Федерации не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пермском крае, в связи с чем исковые требования Кузнецовой Л.Е. о признании за ней права на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с наличием у нее необходимого трудового стажа, Почетной грамоты Пенсионного фонда Российской Федерации, не основаны на нормах закона, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.
Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия считает, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в иске было отказано правомерно, доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения, аналогичны основаниям заявленного иска, соответственно, проверялись судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Лидии Евгеньевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: