РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при помощнике судьи Малащук М.А., с участием административного ответчика Сучковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1656/2021 по иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области к Сучковой Светлане Васильевне о взыскании обязательных платежей и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском к Сучковой С.В., указывая в обоснование иска, что Сучкова С.В. зарегистрирована в налоговом органе в качестве налогоплательщика с ДД.ММ.ГГГГ, а также в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и
право осуществлять адвокатскую деятельность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон № 63-ФЗ).
Адвокатам могут выплачиваться различные виды вознаграждений (п. 5 ст. 24„ пп. 3 п. 4, п. п. 8, 10 ст. 25, п. 8 ст. 31, п. 3 ст. 32, п. 8 ст. 33 Закона №-Ф3).
Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (п. 6 ст. 25 Закона №-Ф3).
Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация (ст. 20, п. 3 ст. 22 Закона №- ФЗ).
Налог на доходы физических лиц с доходов адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, по суммам доходов, полученных от такой деятельности, исчисляется ими самостоятельно в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. Также они обязаны представлять в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (п. п. 1, 2 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Так 29.04.2019 Сучковой С.В. в налоговый орган представлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год. Сумма исчисленного налога в указанной декларации составила 3 300 рублей.
По сроку уплаты (ДД.ММ.ГГГГ) налог на доходы физических лиц за 2018 год административным ответчиком самостоятельно не уплачен.
В связи с наличием недоимки налогоплательщику в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации заказной почтой ДД.ММ.ГГГГ направлено требование об уплате № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный соответствующим требованием срок налогоплательщиком добровольная обязанность по уплате имеющейся задолженности не исполнена.
В связи с несвоевременной оплатой налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику на сумму неуплаченных (несвоевременно уплаченных) налогов начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде.
Сумма пени за период с 16.07.2019 по 05.08.2019 составила 17,10 руб.
Так в соответствии со ст. ст. 123.1, 123.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) инспекция обращалась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 87 г. Тайшета и Тайшетского района Иркутской области.
В связи с поступившим мировому судье возражением от Сучковой С.В. относительно вынесения судебного приказа, мировым судьей вынесено определение от 20.02.2021 об отказе в принятии заявления взыскателя о вынесении судебного приказа.
В своих возражениях административный ответчик выразила свое несогласие со взысканием с нее задолженности, однако обоснованных доводов она не привела.
Поскольку мировым судьей судебного участка № 87 г. Тайшета и Тайшетского района Иркутской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, дату исчисления сроков для направления административного искового заявления следует считать дату вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления, т.е. 20.02.2021.
Сумма недоимки на дату составления настоящего административного искового заявления составляет 3 317,10 рублей. Задолженность не оплачена.
Межрайонная ИФНС России № 6 по Иркутской области просит суд взыскать с Сучковой С.В. задолженность в общей сумме 3317,10 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов в соответствии со ст. 227 НК РФ, в сумме 3300 руб., пени в сумме 17,10 руб.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Сучкова С.В. исковые требования не признала, просила суд в иске отказать, поскольку налоговым органом пропущен шестимесячный срок после отмены судебного приказа на обращение в суд с настоящим иском. Кроме того, она уверена, что ею налог уплачен.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, материалы дела № 2а-176/2020, материалы № 9а-17/2021, № 9а-62/2021, суд приходит к следующему.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 24 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и положения статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Сучкова С.В. состоит на учете в налоговом органе, является плательщиком налога на доходы физических лиц в связи с осуществлением адвокатской деятельности (ИНН №).
29.04.2019 Сучковой С.В. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФС) за 2018 год. В адрес налогоплательщика налоговым органом направлено требование N 52498 об уплате по состоянию на 6 августа 2019 года со сроком уплаты - до 03 декабря 2019 года об уплате: налога на доходы физических лиц в размере 3300 руб., пени в сумме 17,10 руб. Требование направлено в адрес налогоплательщика 03 сентября 2019 года, о чем представлен почтовый реестр.
Как усматривается из материалов дела № 2а-176/2020, на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 87 по г. Тайшету и Тайшетскому району Иркутской области 24.01.2020 выдан судебный приказ, который отменен определением от 05.02.2020 на основании поступивших возражений должника. Указанное определение направлено в адрес налогового органа 10.02.2020 и получено налоговым органом 19.02.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 66500344816009, поступившим по запросу Тайшетского городского суда.
Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с настоящей статьей производят: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1); адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (подпункт 2).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статьи 69, 70 Налогового Кодекса РФ).
В силу пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового Кодекса РФ налоговое уведомление, требование могут быть переданы руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанных налогового уведомления и требования по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (редакция закона, действовавшего на момент обращения налогового органа к мировому судье о выдаче судебного приказа - ДД.ММ.ГГГГ).
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Исходя из статей 92, 93 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.
Как усматривается из материалов административного дела, с административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Тайшетский городской суд 19.08.2021, тем самым пропустил шестимесячный срок после отмены судебного приказа, который отменен определением от 05.02.2020. Указывая требования о сроке обращения за взысканием недоимки по налогам и пени, законодатель буквально указал, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Данные требования закона не могут трактоваться налоговым органом произвольно и применять указанный шестимесячный срок к датам определений мировых судей об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, учитывая, что мировым судьей дважды принимались определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа - от 20.02.2021 и от 30.04.2021, т.е. исследовав материалы № 9а-62/2021, № 9а-17/2021, суду не понятны причины по которым налоговый орган предлагает применять шестимесячный срок исчисления к определению от 20.02.2021, а не к определению от 30.04.2021 (данным определением мировой судья отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в том числе, в части налога на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 3300 руб., пени в размере 17,10 руб. за период с 16.07.2019 по 05.08.2019). Данное обстоятельство указывает, что инспекцией требования абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ трактуются произвольно, а не буквально.
Довод налогового органа о том, что определение от 05.02.2021 в инспекцию не поступало, как и не поступал сам судебный приказ, информация на сайте судебного участка о взыскании задолженности с Сучковой С.В. отсутствовала, опровергается материалами административного дела № 2а-176/2020 и запрошенными судом дополнительными материалами, так мировым судьей принималось определение об отмене судебного приказа не 05.02.2021, а 05.02.2020, и данное определение налоговым органом получено 19.02.2020, судебный приказ от 24.01.2020 отсутствовала необходимость направлять налоговому органу, поскольку судебный приказ отменен. Доказательств того, что инспекция обращалась к мировому судье по вопросу не выдачи судебного приказа на заявление инспекции от 20.01.2020, административным истцом не представлено, как и доказательств уважительности пропуска срока, налоговый орган сам пропущенный срок восстановить не просил.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению, поскольку инспекцией не соблюден порядок принудительного взыскания спорной задолженности и пропущен срок обращения за взысканием указанных сумм, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Сучковой Светлане Васильевне о взыскании задолженности в общей сумме 3317,10 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов в соответствии со ст. 227 НК РФ, в сумме 3300 руб., пени в сумме 17,10 руб., Межрайоной ИФНС России № 6 по Иркутской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.А. Клинова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 24 декабря 2021 года.