Судья Попкова Е.Н. Дело № 2-1058/2022 (№ 33-672/2023)
УИД 77RS0002-02-2022-002871-74
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,
при секретаре М..,
рассмотрела в судебном заседании 26 января 2023 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2022 года, которым
удовлетворены исковые требования Сосногорского транспортного прокурора
Обязано ОАО «Российские железные дороги» запретить эксплуатацию мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 заводской № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, до проведения модернизации с продлением срока службы в соответствии с требованиями Технического регламента ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава. ТР ТС 001/2011», утверждённого решение комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя ОАО «Российские железные дороги» Трипадуш С.Н., прокурора Скворцовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сосногорский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД»), в котором просил обязать ответчика запретить эксплуатацию мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 (№ <Номер обезличен> № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>, № <Номер обезличен>) до проведения модернизации с продлением срока службы в соответствии с требованиями Технического регламента ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава. ТР ТС 001/2011», утверждённого решение комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710.
В судебном заседании помощник транспортного прокурора на требованиях настаивала.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица Северо-Западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ульянов А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ПАО ОАО «Российские железные дороги» не согласно с решением и просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное установление обстоятельств по делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Установлено, что при проведении Сосногорской транспортной прокуратурой в Сосногорской механизированной дистанции инфраструктуры – СП Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин – СП Дирекции по эксплуатации путевых машин – Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» проверки соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта выявлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в том, что на предприятии осуществляется эксплуатация мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4, срок службы, назначенный заводом изготовителем, которых истёк, без проведения модернизации специального железнодорожного состава с продлением срока службы. В связи с чем, 28.10.2021 прокурором внесено представление, по постановлению прокурора 03.11.2021 Северо-Западным Управлением Росжелдорнадзора ... Сосногорской механизированной дистанции инфраструктуры привлечен к административной ответственности, предусмотренной ... КоАП РФ. До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ), в соответствии с которыми под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального этого Закона обязательные требования к железнодорожному подвижному составу и специальному железнодорожному подвижному составу, их составным частям, специализированному оборудованию и элементам инфраструктуры, и формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
До 01.08.2022 действовали Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее – Правила № 286).
Пунктом 16 Правил № 286 было установлено, что инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие.
Пункт 17 Правил № 286 предусмотривал, что сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.
Приказом Минтранса России от 23.06.2022 N 250 утверждены и введены в действие «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (далее – Правила № 250).
Указанные правила устанавливают систему организации движения поездов, требования к технической эксплуатации сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и определяют обязанности работников железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
В соответствии с п. 2 Правил № 250, правила и приложения к ним обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и ремонтом железнодорожных путей, сооружений и устройств инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования и находящихся на них сооружений и устройств, железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и работниками железнодорожного транспорта.
Пунктом 13 Правил № 250 предусмотрено, что сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной, конструкторской и эксплуатационной документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.
В силу требований п. 129 Правил № 250 эксплуатируемый на железнодорожном транспорте железнодорожный подвижной состав должен проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, соответствовать требованиям по охране труда, экологической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам в сроки, установленные ремонтной и эксплуатационной документацией.
Решением комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 710 утвержден «Технический регламент ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава. ТР ТС 001/2011» (далее - ТР ТС 001/2011). В пункте 4 ТР ТС 001/2011 даны понятия:
- назначенный ресурс - суммарная наработка продукции, при достижении которой ее эксплуатация должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
- назначенный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации продукции, при достижении которой эксплуатация продукции должна быть прекращена независимо от ее технического состояния;
- предельное состояние - состояние продукции, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна или восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;
- модернизация железнодорожного подвижного состава с продлением срока службы - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы.
Согласно п. 130 Правил № 250 на инфраструктуре и железнодорожных путях необщего пользования запрещается эксплуатация железнодорожного подвижного состава и его составных частей: с истекшим назначенным сроком службы (ресурсом) железнодорожного подвижного состава, за исключением железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на железнодорожных путях необщего пользования без выхода на железнодорожные пути общего пользования.
Ответственными за содержание в исправном техническом состоянии железнодорожного подвижного состава, соблюдение периодичности выполнения планово-предупредительных ремонтов, за соблюдение назначенного срока службы (ресурса) железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава.
Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) осуществляет контроль соблюдения указанных требований при эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
В соответствии с п. 19 ТР ТС 001/2011 при модернизации с продлением срока службы должна быть проведена оценка соответствия продукции в порядке, установленном разделом VII настоящего технического регламента.
При этом, п. 121 ТР ТС 001/2011 установлено, что на продукцию, прошедшую модернизацию с продлением срока службы, распространяются те же процедуры оценки соответствия, что и на вновь изготовленную продукцию.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой на заводы изготовители сделаны запросы о наличии в технических условиях сроков службы или назначенном ресурсе.
Согласно информации ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В. Воровского», а также извещения МПТ4-21 об изменении ТУ 24.04.230-86 на мотовоз погрузочно-транспортный МПТ-4 (далее - МПТ-4), срок службы изделия составляет 30 лет.
Вопреки требованиям закона на предприятии осуществляется эксплуатация МПТ-4, назначенный заводом изготовителем срок службы которых истёк, без проведения модернизации специального железнодорожного состава с продлением срока службы.
Так, МПТ-4 заводской № <Номер обезличен> дата постройки 21.03.1990 год. Назначенный заводом изготовителем срок службы изделия истёк в марте 2020 года.
МПТ-4 заводской № <Номер обезличен> дата постройки 01.02.1991 год. Назначенный заводом изготовителем срок службы изделия истёк в феврале 2021 года.
МПТ-4 заводской № <Номер обезличен> дата постройки 01.02.1991 год. Назначенный заводом изготовителем срок службы изделия истёк в феврале 2021 года.
МПТ-4 заводской № <Номер обезличен> дата постройки 01.02.1991 год. Назначенный заводом изготовителем срок службы изделия истёк в феврале 2021 года.
МПТ-4 заводской № <Номер обезличен> дата постройки 13.11.1991 год. Назначенный заводом изготовителем срок службы изделия истёк в ноябре 2021 года.
В целях устранения нарушений требований закона о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта прокурором 28.10.2021 в адрес начальника Сосногорской механизированной дистанции инфраструктуры – СП Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин – СП Дирекции по эксплуатации путевых машин – Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения фактически не устранены. Исходя из ответа на представления для решения вопроса об обновлении специального железнодорожного состава начальнику Северо-Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин направленно обращение, ответ на которое предприятием не получен.
За эксплуатацию специального железнодорожного состава сверх срока службы, установленного заводом изготовителем, ... Сосногорской механизированной дистанции инфраструктуры по постановлению прокурора 03.11.2021 Северо-Западным Управлением Росжелдорнадзора привлечен к административной ответственности, предусмотренной ... КоАП РФ.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что что ОАО «РЖД», являясь владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, будучи обязанным обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, осуществляет эксплуатацию мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 заводской номер №№ <Номер обезличен>, назначенный заводом изготовителем срок службы, которых истек, без проведения модернизации специального железнодорожного состава с продлением срока службы.
Эксплуатация специального железнодорожного состава с истёкшим сроком службы не гарантирует его безопасность движения и эксплуатации и может привести к транспортным происшествиям, в том числе связанным с причинением вреда жизни и здоровью людей.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, так как они основаны на достоверно установленных обстоятельствах, с правильным применением норм, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии процессуальной необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц не могут служить основанием к отмене решения, поскольку основаны на неправильном понимании определения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, приведенного в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Иные доводы приводились представителем ОАО «РДЖ» при рассмотрении дела судом первой инстанции, были проверены и надлежащим образом оценены.
Судебная коллегия оснований не соглашаться с оценкой судом первой инстанции этих доводов не находит, как и оснований для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права и процессуального закона судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 31 января 2023 года.