34RS0002-01-2019-003067-78 Дело № 2а-2603/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Дзержинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Тонконоговой А.И.,
с участием представителя административного истца Заволокиной М.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Поповой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> к межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> <адрес> о признании незаконными решений, возложению обязанностей,
установил:
Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией было проведено обследование жилых домов №№ по <адрес>, по результатам которого составлены заключения о техническом состоянии указанных объектов от ДД.ММ.ГГГГ. №№.
Указанные заключения были направлены для рассмотрения в администрацию <адрес> и принятия по ним решений в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №. Администрацией письмом от ДД.ММ.ГГГГ. была представлена информация о необходимости проведения дополнительного обследования жилых домов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. сообщено о рассмотрении Межведомственной комиссией заключений и принятии по ним ДД.ММ.ГГГГ. решений от ДД.ММ.ГГГГ. № о возврате без рассмотрения заключений Инспекции ввиду непредставления собственниками жилых домов документов, предусмотренных п.45 Положения.
Инспекция считает принятые административным ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными, поскольку непредставление собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники жилых домов, а орган государственного жилищного надзора, в связи с чем комиссия не вправе была требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представленных собственниками дополнительных документов. В связи с чем, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключения жилищной инспекции, провести оценку соответствия жилого дома в порядке, установленном п.42 Положения, и вынести решение в соответствии с п.46 или п.47 Положения.
Необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о пригодности жилых домов межведомственной комиссией создает угрозу жизни и здоровью граждан.
По указанным основаниям административный истец просил признать незаконными решения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №№, №; возложить на административного ответчика обязанность в течение 30 дней с момента получения заключений Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ. №№ провести оценку жилых домов №№, № по <адрес> в порядке, установленном Положением, принять по результатам работы решение в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация <адрес>, администрация <адрес> Беломытцев С.В., Хорошайло В.Ф., Соловьев О.А., Соловьев А.А., Дубовицкий Ю.Ю., Багдасарян Д.А., Ибрагимов Б.М., Мелкумян С.Н., Фимухина С.А., Конько С.А., Бородин С.А., Михеева В.М., Михеев З.Б., Иваненко В.Б., Кошенскова Л.И., Голосов С.М., Чистякова Л.Н.
В судебном заседании представитель административного истца ИГЖН <адрес> Заволокина М.В., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала и просила удовлетворить в полном объёме. Пояснила, что основанием для обследования Инспекцией жилых домов и составления заключений о их техническом состоянии послужило коллективное общение собственников через региональную общественную приемную партии «Единая Россия», в котором собственники указывали на то, что вследствие близости местоположения трамвайных путей, идет разрушение их домов. Администрация, в лице межведомственной комиссии, получив заключения Инспекции, приняла решения о необходимости проведения дополнительного обследования жилых домов, которое проведено не было. От собственников были затребованы заключения специализированной организации, не предоставив которые межведомственная комиссия приняла обжалуемые решения о возврате заключений в Инспекцию без рассмотрения, то есть решение, предусмотренное п.47 Положения принято не было.
Представитель административного ответчика Межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> <адрес>, а также представитель заинтересованного лица администрации <адрес> Волгограда Попова С.В. просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что в рамках рассмотрения поступивших заключений Инспекции, межведомственной комиссией было проведено обследование частных домов, о чём составлены соответствующие акты, ДД.ММ.ГГГГ. приняты заключения о необходимости проведения дополнительного обследования. В адрес собственников жилых домов были направлены письма о необходимости представления заключений специализированной организации, без которых невозможно принять решение в соответствии с п.47 Положения. Обязанности у межведомственной комиссии по изготовлению заключений специализированной организации за свой счет в Положении № не содержится. В связи с непредставлением собственниками заключений специализированной организации, в соответствии с п.46 Положения заключения Инспекции на основании решений от ДД.ММ.ГГГГ. были возвращены без рассмотрения.
Заинтересованные лица – администрация <адрес>, Беломытцев С.В., Хорошайло В.Ф., Соловьев О.А., Соловьев А.А., Дубовицкий Ю.Ю., Багдасарян Д.А., Ибрагимов Б.М., Мелкумян С.Н., Фимухина С.А., Конько С.А., Бородин С.А., Михеева В.М., Михеев З.Б., Иваненко В.Б., Кошенскова Л.И., Голосов С.М., Чистякова Л.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесённые к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Пунктом 42 указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в названном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения.
Согласно п.п.46,47 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п.47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По настоящему делу судом установлено.
Из представленных административным истцом документов и пояснений представителя, данных в ходе рассмотрения дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию государственного жилищного надзора <адрес> через Региональную общественную приемную Председателя политической партии «Единая Россия» поступило коллективное обращение собственников жилых домов №№, № по <адрес> по вопросу оказания содействия в освидетельствовании состояния конструкций и проведения капитального ремонта домов, разрушающихся в результате постоянного воздействия динамических нагрузок от проходящих вблизи домов трамвайных путей.
Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес> проведены обследования технического состояния жилых домов, по результатам которых ДД.ММ.ГГГГ составлены заключения о повреждении их конструктивных элементов, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций строений в целом, а также создать угрозу жизни и безопасности граждан, а именно:
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>;
- № в отношении жилого <адрес> в <адрес>.
Данные заключения ДД.ММ.ГГГГ были направлены в адрес администрации <адрес> для их рассмотрения на межведомственной комиссии и принятия решений в порядке, предусмотренном Положением №. О принятых по результатам рассмотрения заключений Инспекция просила проинформировать не позднее ДД.ММ.ГГГГг., а также предоставить документы по рассмотрению, согласно Положению (акты обследования по форме, согласно приложению № к Положению, заключения по форме согласно приложению № к Положению, распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещений, в случае признания домов пригодными (непригодными) для проживания в соответствии с п.49 Положения).
ДД.ММ.ГГГГг. межведомственной комиссией было проведено визуальное обследование жилых домов №№, № по <адрес>, о чём составлены акты обследования.
ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.46 Положения, межведомственной комиссией приняты заключения о необходимости проведения дополнительного обследования жилых домов в целях определения категории технического состояния строительных конструкций.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией в адрес собственников жилых домов Беломытцева С.В. (<адрес>), Хорошайло В.Ф. (<адрес>), Соловьева О.А., Соловьева А.А., Дубовицкого Ю.Ю. (<адрес>), Багдасарян Д.А. (<адрес>), Ибрагимова Б.М. (<адрес>), Мелкумяна С.Н. (<адрес>), Фимухиной С.А., Конько С.А. (<адрес>), Бородина С.А. (<адрес>), Михеевой В.М., Михеева З.Б., Иваненко В.Б. (<адрес>), Кошенсковой Л.И. (<адрес>), Голосова С.М. (<адрес>), Чистяковой Л.Н. (<адрес>) простой почтовой корреспонденцией были направлены письма о предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ. заключений проектно-изыскательских организаций по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, в целях рассмотрения заключений Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>.
Решениями от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, со ссылкой на п.46 Положения, ввиду не предоставления собственниками заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, Межведомственная комиссия вернула без рассмотрения в адрес Инспекции государственной жилищной инспекции <адрес> заключения от ДД.ММ.ГГГГ №№, №
Рассматривая заявленные требования, суд считает принятые решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконными по следующим основаниям.
Решение вопроса о признании жилого дома непригодным (пригодным) для проживания в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №, относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> <адрес>.
Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственником помещения предложенных межведомственной комиссией документов не могло служить основанием для возврата и оставления без рассмотрения заключения органа государственного надзора.
При том, об отсутствии финансовой возможности разработки проектно-технической документации специализированной организацией за свой счет в целях проведения капитального ремонта указывалось собственниками жилых помещений в коллективном обращении от ДД.ММ.ГГГГг.
Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений независимо от того, представили собственники помещений или нет заключение специализированной организации. Кроме того, материалами дела подтверждено, что в межведомственную комиссию обращались не собственники частных жилых домов, а орган государственного жилищного надзора, в связи с чем комиссия не вправе истребовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение заключений жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками документов.
Таким образом, межведомственная комиссия, получив заключения Инспекции государственного жилищного надзора <адрес>, проведя визуальное обследование состояния жилых домов и приняв решения о необходимости проведения их дополнительного обследования, по итогам его проведения (или не проведения), по результатам своей работы обязана принять решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №.
Доводы административного ответчика о том, что п.45 (1) Положения позволяет предложить собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения, и в случае непредставления запрошенных документов, принять решение о возврате заключения Инспекции без рассмотрения, основаны на расширительном толковании требований Положения и противоречат этим требованиям, поскольку данное предложение не может являться итоговым решением межведомственной комиссии.
Кроме того, в пункте 45(1) Положения прямо предусмотрено, что в случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
Применительно к п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, орган местного самоуправления вправе принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, на межведомственную комиссию возложена обязанность в любом случае рассмотреть заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней со дня его получения, а также самостоятельно получить заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям. При том, комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 Положения (п. 45(2)).
Документов, подтверждающих невозможности получения истребуемых документов не за счет собственников, суду представлено не было.
По существу дела суд приходит к выводу, что оспариваемые решения о возврате Инспекции заключений без рассмотрения ведут к нарушению прав и свобод граждан (собственников жилых помещений и иных лиц, проживающих в них), поскольку данные решения создают неопределенность в дальнейшей судьбе частных жилых домов и проживающих в нем лиц, в решении вопросов признания спорных объектов жилищного фонда пригодными (не пригодными) для проживания, или подлежащими капитальному ремонту, и в последующем решении вопросов в зависимости от принятого по существу заключений решений Межведомственной комиссии. При том, что материалы дела содержат данные о наличии повреждений конструктивных элементов жилых домов, которые могут привести к снижению надежности, прочности и устойчивости отдельных конструкций строения, создать угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконными решений Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №№ о возврате без рассмотрения заключений Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, № №, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> – удовлетворить.
Признать незаконными решения межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, № о возврате без рассмотрения заключений Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, №.
Возложить на межведомственную комиссию по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда на территории <адрес> <адрес> обязанность с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу, по получению заключений Инспекции государственного жилищного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, №, в течение 30 дней принять по ним решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. №.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Гринченко