Дело № 2-1241/2014 24 декабря 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Новодвинский городской суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Поршнева А.Н.,
при секретаре Петрушиной Е.В.,
с участием истца Черновой И.В., представителя истца Большаковой О.В.,
представителя ответчика администрации МО «Город Новодвинск» Наумовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Черновой И.В. к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Чернова И.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот. В обоснование требования указано на то, что Чернова И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имела статус лица, относящегося к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Черновой И.В. были лишены родительских прав, истец передана на воспитание органам опеки и попечительства. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Черновой И.В. закреплено жилое помещение – <адрес> школы-интерната истец проходила обучение в ПТУ № в <адрес>, затем работала на хлопкопрядильной фабрике, откуда уволилась по собственной инициативе. В дальнейшем переехала жить в <адрес>. Закрепленное жилое помещение занято посторонними гражданами. В связи с чем просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании истец Чернова И.В. и ее представитель Большакова О.В. иск поддержали. Чернова И.В. суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в Российской Федерации не проживала, жила в <адрес> с семьей, в настоящее время работает в <адрес>, ранее ей никто не разъяснял, что она имеет право на жилое помещение как сирота, попыток вселиться в закрепленное жилое помещение или встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она ранее не предпринимала.
Ответчик администрация муниципального образования «<адрес>» в письменном отзыве просит иск отклонить по причине отсутствия законных оснований для удовлетворения иска.
Министерство образования и науки <адрес>, Министерство финансов <адрес> извещены о времени и месте судебного разбирательства, в суд представителей не направили, мнения по существу рассматриваемого вопроса не высказали.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, счел возможным провести судебное заседание при указанной явке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
По материалам дела судом установлено, что решением Новодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО, ФИО были лишены родительских прав в отношении Черновой И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернова И.В. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес> детском доме-интернате (выписка из домой книги от ДД.ММ.ГГГГ отделения УФМС России по <адрес>).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернова И.В. обучалась в <адрес> школе-интернате. Личное дело выло выдано ей на руки по окончании учебного заведения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чернова И.В. обучалась в ПТУ №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на хлопкопрядильной фабрике «<данные изъяты>» в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Чернова И.В. проживала за пределами Российской Федерации, в Молдове.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом на основании п. 3 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Возможность вселения в <адрес> утрачена, т.к. жилое помещение передано в пользование посторонним лицам, что подтверждается представленными в материалы дела ордером и договором социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Большакова О.В. от имени Черновой И.В. обращалась в администрацию муниципального образования «<адрес>» с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, т.к. Чернова И.В. на момент обращения достигла возраста <данные изъяты> лет, до достижения <данные изъяты> лет и ранее по данному вопросу в уполномоченные органы не обращалась.
В ГУП АО «БТИ», Росреестре отсутствуют сведения о принадлежности истцу каких-либо жилых помещений (ответ БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пункта 3 статьи 60, пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, в редакции, действовавшей в 1990-1994 годах, жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случае помещения детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекунам (попечителям) - в течение всего времени их пребывания в этом учреждении, у родственников или опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи.
Если в жилом помещении, из которого выбыли дети, не остались проживать члены их семьи и помещение предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия детей, возвратившихся от родственников или опекунов (попечителей), они обеспечиваются вне очереди жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Ребенком (детьми) по смыслу статьи 1 Конвенции ООН о правах ребенка, статьи 11 ГК РСФСР, действовавших в спорный период, признавались граждане в возрасте до 18 лет.
Статьями 28, 33 ЖК РСФСР, пунктами 9-10, 12-15, 22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 335, в редакции, действовавшей в 1990-1994 годах, был предусмотрен заявительный характер предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке).
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в первоначальной редакции) дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу статьи 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На момент принятия закона Черновой И.В. исполнился <данные изъяты> год, следовательно, она являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а к числу детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не относилась, поскольку ранее достигла <данные изъяты>-летнего возраста.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (как и ранее по ЖК РСФСР, Примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №) носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем (статьи 49, 52 ЖК РФ).
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Чернова И.В. на момент обращения в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предоставлении жилья достигла возраста 38 лет, до достижения 23 лет по данному вопросу в уполномоченные органы не обращалась.
Причины, в силу которых Чернова И.В. своевременно не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными не являются.
Как установлено по материалам дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Чернова И.В. проживала за пределами Российской Федерации, в Молдове.
В силу презумпции знания закона, граждане должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции предусмотрено обязательное опубликование законов, затрагивающих их права и обязанности.
По окончании срока пребывания в государственном детском учреждении (в ДД.ММ.ГГГГ году) и до выезда Черновой И.В. из Российской Федерации (в 1994 году) действовали Жилищный кодекс РСФСР, Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, которые были опубликованы в установленном порядке, следовательно, истец не знать о своем праве на жилье не могла.
Поскольку Чернова И.В. свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, т.е. в тот период, когда в силу закона она могла быть отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по субъективным причинам не реализовала, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не встала, то данное право после достижения ею 23 лет сохранено быть не может.
С учетом вышеизложенного иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Черновой И.В. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Новодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Н. Поршнев
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2014