Судья Гриценко Ю.А. УИД 61RS0022-01-2022-008309-28
Дело № 33-6064/2023
Дело № 2-5603/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Афанасьева О.В.,
судей Пастушенко С.Н., Минасян О.К.
при секретаре Сагакян С.Н
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Таганрога к Администрации г. Таганрога, третьи лица: ООО «Экотранс», Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов, по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пастушенко С.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Таганрога, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что в прокуратурой г.Таганрога по поручению прокуратуры области от 07.04.2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: г.Таганрог, Северный жилой массив, находящегося в ведении муниципального образования «Город Таганрог» площадью 75,04 кв.м. выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Обязанность по предотвращению загрязнения земель отходами лежит на органе местного самоуправления городского округа как органе, уполномоченном распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, т.е. на администрацию г. Таганрога.
Неисполнение Администрацией г. Таганрога указанных выше требований действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде.
На основании изложенного, прокурор г. Таганрога просил суд возложить на Администрацию г. Таганрога обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с адресным ориентиром: г. Таганрог, Северный жилой массив, находящегося в ведении муниципального образования «Город Таганрог».
В процессе рассмотрения гражданского дела судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Экотранс», Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14.12.2022 года иск прокурора г.Таганрога удовлетворен.
Суд обязал Администрацию г.Таганрога в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов за земельном участке, расположенном в кадастром квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с адресным ориентиром: г.Таганрог, Северный жилой массив.
Не согласившись с решением суда, Администрация г. Таганрога подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Апеллянт ссылается на то, в соответствии с Соглашением НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности НеклиновскогоМЭОКа», заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и ООО «Экотранс» на территории муниципального образования «Город Таганрог» региональным оператором является ООО «Экотранс». По условиям соглашения и в соответствии с п. 3.1.4 постановления Правительства Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об утверждении правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области», региональный оператор ликвидирует места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, уставленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. По мнению апеллянта, к компетенции органов местного самоуправления не относится ликвидация несанкционированных свалок.
Податель жалобы обращает внимание, что при несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность, предусмотренная п.4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», у данных лиц не возникает.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – прокурор отдела прокуратуры Ростовской области К.Е.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело в их отсутствие рассматривается судебной коллегией на основании статьи 167 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав в судебном заседании возражения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г.Таганрога проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки в границах муниципального образования «город Таганрог» на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с адресным ориентиром: г. Таганрог, Северный жилой массив, находящегося в ведении муниципального образования Город Таганрог», выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 13.12.2022 года, а также представленными в материалы дела фотокопиями, на которых отражено скопление твердых бытовых отходов.
Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности.
Земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Таганрог».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Правилами обращения с твердыми коммунальнымиотходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, Уставом муниципального образования «Город Таганрог» и принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «Город Таганрог», которое в силу приведенных положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, не повторяя их мотивов, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории г.Таганрога, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельные участки, возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления является законным.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности.
Аналогичная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 № 53-КА19-15.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации свалок возложена на регионального оператора - ООО «Экотранс», судебной коллегией отклоняются, как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Как следует из приведенных законоположений, деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном законодателем в Федеральном законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Статья 24.7 Федерального закона N89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, действующим законодательством на регионального оператора не возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки во всех случаях.
Действительно согласно пункту 16 Правил N1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО; уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней.
Между тем, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.
Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Таганрога – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.04.2023.