Решение по делу № 2-3270/2019 от 24.05.2019

Дело № 2-3270/2019

УИД: 21RS0023-01-2019-002403-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2019 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Н.В., с участием истца Шац А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шац Александра Анатольевича к администрации г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об истребовании документов, о признании действий по переносу сроков капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома незаконными и о возложении обязанности предоставить документы капитального ремонта для актуализации Республиканской программы капитального ремонта с новыми сроками,

установил:

Шац А.А. обратился в суд с иском об истребовании у администрации г. Чебоксары ежегодных сведений и предложений по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Чебоксары для подготовки актуализации Республиканской программы и краткосрочных планов, направленных в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, мониторингов Госжилинспекции Чувашской Республики, протоколов общих собраний собственников о переносе сроков капитального ремонта за 2016-2018 годы; о признании действий администрации города Чебоксары по переносу сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес на более поздний срок с 2020 года на 2028 год; с 2030 года на 2043 год незаконными; о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности для актуализации Республиканской программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2014-2043 годы в срок до дата предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес со следующими сроками: в 2020 году по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в 2030 году по наружной отделке (фасад), по фундаменту; в 2043 году по системе электроснабжения и газоснабжения; о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности для актуализации краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2018-2020 годах в срок до дата предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес со следующими сроками: в 2020 году по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов), указав в нем, что он в названном доме обладает правом собственности на квартиру № -----. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 77 от 14.03.2014 названный дом включен в Республиканскую программу капитального ремонта на 2014 - 2043 годы с проведением следующих работ: в 2014 году: по системе электроснабжения; по системе газоснабжения; по системе холодного водоснабжения; по системе горячего водоснабжения; по системе канализации и водоотведения; по системе вентиляции; по подвальным помещениям; в 2020 году: по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в 2030 году: по наружной отделке (фасад); по фундаментам; в 2043г.: по системе электроснабжения; по системе газоснабжения. В 2014-2015 годах были выполнены работы по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения, системе канализации, электроснабжению, газоснабжению. В конце 2017 года, указывает истец, просматривая Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, он обнаружил, что в названную Региональную программу были внесены изменения, связанные со сроками проведения работ: сроки по ремонту крыши дома и ремонту системы отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов) с 2020 года перенесены на 2028 год; по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундаментов с 2030 года - на 2039 год, а такие работы, как ремонт системы вентиляции и ремонт подвальных помещений исключены. По вопросу изменения сроков в январе 2018 года он обращался в МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», Некоммерческую организацию «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Государственную жилищную инспекцию по Чувашской Республике, в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрацию города Чебоксары и в управляющую организацию ООО «Текстильщик». Минстрой ЧР в своем ответе сообщил ему, что формирует изменения в программу и краткосрочные планы капитального ремонта многоквартирных домом на основании муниципальных планов, представленных органами местного самоуправления, что согласно требованиям действующего законодательства, Министерство не вправе самостоятельно включать либо исключать многоквартирные дома, независимо от способа формирования капитального ремонта, из Республиканской программы и краткосрочных планов ее реализации, а также не может менять, либо добавлять какие-либо виды работ по многоквартирным домам, включенным в Республиканскую программу и краткосрочные планы ее реализации. Все изменения вносятся на основании предложений органов местного самоуправления. Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» сообщила, что формирование и перенос сроков капитального ремонта в Республиканскую программу и краткосрочных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта не входит в компетенцию НО «Фонд капремонта». Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики сообщила, что перенос выполнения работ капитального ремонта общего имущества на более поздние сроки с ними не согласовывался. дата Государственная жилищная инспекция по Чувашской Республике дополнительно провела мониторинг технического состояния общего имущества многоквартирного дома и подтвердила необходимость капитального ремонта кровли. Названные сведения были направлены в управляющую компанию ООО «Текстильщик» и администрацию города Чебоксары. Истец также указывает, что по заданию собственников помещений управляющая организация заключила с МУП БТИ договор на камеральное обследование общего имущества, по результатам которого было установлено, что общий физический износ дома составляет 40%, износ кровли - 55% (имеются просветы, сколы и трещины, ослабление креплений листов, поражение гнилью древесины). В ответе на досудебную претензию от дата администрация города Чебоксары своим письмом от дата сообщила ему, что не считает себя надлежащим ответчиком, поскольку Республиканская программа разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства, на основании проведенного в установленном порядке мониторинга технического состояния многоквартирных домов. В данном случае, таковым органом исполнительной власти является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. По мнению истца, изменения в Республиканскую программу по переносу работ по капитальному ремонту общего имущества дома на более поздний срок администрация города Чебоксары произвела самовольно, в нарушение положений Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 № 41 и Жилищного Кодекса Российской Федерации – при отсутствии оснований для принятия такого решения.

В судебном заседании истец поддержал данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду.

Представители ответчиков и третьих лиц, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики поступило заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело без его участия.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из искового заявления, в качестве способа восстановления своих прав истец просит суд возложить на орган местного самоуправления обязанность представить исполнительному органу власти сведения о техническом состоянии многоквартирных жилых домов в г. Чебоксары в целях актуализации Республиканской программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации).

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ) возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).

Исполнение названных обязанностей предполагает, в частности, правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которое относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1), а также учитывая принцип самостоятельности бюджетов - осуществляется как на федеральном уровне – ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления в данной сфере, могут приниматься и на муниципальном уровне.

Согласно ст. 10 Закона ЧР от 30.07.2013 N 41 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики" подготовка и утверждение республиканской программы включает в себя следующие этапы: разработка проекта республиканской программы; утверждение республиканской программы Кабинетом Министров Чувашской Республики. Проект республиканской программы разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - государственный заказчик), на основании проведенного в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики, мониторинга технического состояния многоквартирных домов. Органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июля представляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, необходимые для подготовки республиканской программы, в орган государственного жилищного надзора по форме, утвержденной указанным органом. Проект республиканской программы представляется государственным заказчиком в установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики порядке на утверждение в Кабинет Министров Чувашской Республики. Утвержденная Кабинетом Министров Чувашской Республики республиканская программа размещается государственным заказчиком на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Республиканская программа подлежит ежегодной актуализации.

Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы, приложением к которой является перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Чебоксары, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ утверждена Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77. Данным постановлением утвержден и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации названной Республиканской программы, которым определены требования к составу, срокам разработки, утверждения разрабатываемых Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Помимо этого, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.11.2016 N 446 также утвержден Порядок применения критериев определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 республиканский и муниципальные планы реализации Программы утверждаются сроком на три года и утверждаются с учетом установленного нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики на соответствующий год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, средств государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, если указанные средства предусмотрены в республиканском бюджете Чувашской Республики, местных бюджетах.

В республиканский план реализации Программы включаются следующие сведения: плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на который формируется республиканский план реализации Программы, по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт; перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики и включенных в Программу на плановый период, с разбивкой по муниципальным образованиям; Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Программу на плановый период; срок в пределах планового периода, указанного в Программе; стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Программу; объем взносов собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, который планируется израсходовать на оплату капитального ремонта в многоквартирном доме в плановом периоде; размер государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на софинансирование капитального ремонта по каждому многоквартирному дому в случае, если соответствующие средства предусмотрены в республиканском бюджете Чувашской Республики, местных бюджетах; способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.

Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Программу, не должна превышать размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленный нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 октября года, предшествующего плановому периоду, разрабатывают и утверждают муниципальные планы реализации Программы с учетом средств, предусмотренных на оказание муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и направляют их в течение пяти дней со дня утверждения в Минстрой Чувашии.

Утвержденные муниципальные планы реализации Программы в течение трех дней со дня их утверждения размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Минстрой Чувашии на основании представленных муниципальных планов реализации Программы и с учетом средств, предусмотренных на оказание государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в срок до 1 ноября года, предшествующего плановому периоду, разрабатывает и представляет на утверждение в Кабинет Министров Чувашской Республики республиканский план реализации Программы по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку. Утвержденный республиканский план реализации Программы в течение трех дней со дня его утверждения размещается на сайте Минстроя Чувашии на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Порядок и основания внесения в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме регламентируется положениями частей 4 - 4.2 ст. 168 ЖК РФ.

Согласно ч. 7 ст. 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Как следует из материалов дела, дом № ----- по адрес включен в Республиканскую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 N 77 администрация города Чебоксары своими постановлениями от: 17.06.2015 N 2023; 08.06.2016 N 1517; 22.11.2016 N 3127; 31.07.2017 N 1864 утверждала краткосрочные муниципальные планы реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Чебоксары, на 2015 - 2016 годы; на 2016 - 2017 годы; на 2017 год; на 2018 - 2020 годы в соответствии приложением к каждому из таких постановлений.

Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы ее реализации размещены на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органами, их утвердившими.

Согласно указанной региональной программе в действующей редакции в данном доме запланировано проведение ремонта: система канализации и водоотведения, системы газоснабжения, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения (2014 год); крыши, система теплоснабжения, система электроснабжения (2028 год); подвальных помещений, фасада (2039 год), т.е. планируемый период проведения указанных работ по капитальному ремонту общедомового имущества перенесен на более поздний срок. Этот же период проведения капитального ремонта указанного общего имущества многоквартирного жилого дома, где проживает истец, сохраняется и в действующей на дату рассмотрения дела редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.07.2018 N 255.

Таким образом, нормативный правовой акт о переносе сроков капитального ремонта принят Правительством как высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики в пределах его полномочий и им же утвержден муниципальный план реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Чебоксары на период 2018 - 2020 и у органа местного самоуправления полномочия по внесению в нее изменений отсутствуют.

При этом доводы истца о несоответствии актуализации программы законодательству, имеющему большую юридическую силу, правовой оценке не подлежат, поскольку правовая оценка утвержденных Кабинетом Министров Чувашской Республики нормативных актов не входит в компетенцию районного суда. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что актуализация программы и внесение в нее изменений в части переноса срока проведения капитального ремонта названного истцом многоквартирного дома может быть проверена на предмет соответствия положениям федерального законодательства, регулирующего порядок актуализации региональной программы капитального ремонта, только с использованием установленных для данной категории дел способов защиты нарушенных прав и в порядке установленном законом.

Кроме того, исходя из приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ, устанавливающих возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, программа представляет собой гибкий правовой механизм, который не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта. Однако в данном случае истец избрал способ защиты нарушенного права, который не является самостоятельным основанием для внесения соответствующих изменений в программу и не приведет к решению вопроса о необходимости проведения капитального ремонта в ранее обозначенные сроки. При этом истец не лишен возможности использовать иные способы защиты указанного им права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Шац Александра Анатольевича об истребовании у администрации г. Чебоксары ежегодных сведений и предложений по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Чебоксары для подготовки актуализации Республиканской программы и краткосрочных планов, направленных в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, мониторингов Госжилинспекции Чувашской Республики, протоколов общих собраний собственников о переносе сроков капитального ремонта за 2016-2018 годы; о признании действий администрации города Чебоксары по переносу сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес на более поздний срок с 2020 года на 2028 год; с 2030 года на 2043 год незаконными; о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности для актуализации Республиканской программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2014-2043 годы в срок до дата предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес со следующими сроками: в 2020 году по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в 2030 году по наружной отделке (фасад), по фундаменту; в 2043 году по системе электроснабжения и газоснабжения, о возложении на администрацию города Чебоксары обязанности для актуализации краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2018-2020 годах в срок до дата года предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес со следующими сроками: в 2020 году по крыше МКД; по системе отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов), – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 26 июня 2019 года.

2-3270/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Шац Александр Анатольевич
Ответчики
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Администрация г. Чебоксары
Другие
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Некоммерческая организая "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
УК ООО "Текстильщик"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на сайте суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее